Дело № 2-1129/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Лебединской Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя Администрации г. Алушты Республики Крым – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления Администрации г.Алушта от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на перераспределение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на перераспределение земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 835 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка, указывая, что после перераспределения площадь земельного участка не будет превышать предельные параметры, установленные Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, а составит 1219 кв.м.; площадь земельного участка находящегося в муниципальной собственности, указанная истцом в заявлении о перераспределении составляет 384 кв.м. и не может быть сформирован самостоятельный объект земельных отношений; фактические границы участка проходят по контурам землепользования, испрашиваемый участок огорожен и фактически находится в пользовании; к образуемому участку отсутствует доступ иным способом нежели через участок истца, он относится к землям индивидуальной жилищной застройки и находится между земельным участком истца и землями, покрытыми лесными насаждениями, на крутом склоне, с одной стороны ограничен охранной зоной притока реки Ла-Илья, с другой участком истца. Также имеется резкий перепад высот, что влечет невозможность формирования самостоятельного земельного участка. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, со ссылкой на ст.38.28, п.п.9.п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании возражала против исковых требований. Пояснила, что испрашиваемый истцом земельный участок может быть образован как самостоятельный объект, поскольку имеющаяся там площадь позволяет его сформировать, ссылаясь за заключение управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес>, также указывая, что иных документов, обосновывающих обжалуемое постановление, не имеется. Пояснить о наличии, либо отсутствии подъездных путей, рельефе земельного участка, затруднилась. Документов, опровергающих обстоятельства, изложенные в иске не представила.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, их перечень является исчерпывающим.
П.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Алушта.
В силу ч.2 ст.38 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Алушта минимальные и максимальные размеры земельных участков, образуемых из земель муниципальной собственности и предоставляемых в собственность или аренду, в селах и поселках составляет от 500 кв.м. до 2500 кв.м.
В соответствии с выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником земельного участка площадью 835+/-10 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11, 32-32).
ДД.ММ.ГГГГФИО5 в Администрацию <адрес> подано заявление о перераспределении земельных участков, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в перераспределении земельного участка площадью 835 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в частной собственности из земель муниципальной собственности площадью 384 кв.м., поскольку за счет земель муниципальной собственности площадью 384 кв.м. и прилегающих к нему с севера территорий можно образовать самостоятельный земельный участок, в соответствии с предельными размерами земельных участков (от 500 до 2500 кв.м.), определёнными Градостроительными регламентами ПЗЗ, что в соответствии с пп.9. п.9 ст.39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
При рассмотрении заявления ФИО1 о перераспределении земельного участка были получены положительные согласования у ГУП РК «Вода Крыма», в Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым.
Служебная записка управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что на карте функциональных зон генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, образуемый земельный участок расположен в жилой зоне подзоне индивидуальной и малоэтажной многоквартирной жилой застройки. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках (Ж-1-2), в которой согласно градостроительных регламентов ПЗЗ предусмотрено размещение земельных участков с основным видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Размещение образуемого земельного участка не противоречит действующей документации территориального планирования муниципального образования и градостроительного зонирования. Также не выявлено нарушений п.1,3,7 ст.11.9 ЗК РФ. Документация по планировке территории, указанная в п.4,5 ч.16 ст.10.11 ЗК РФ, на территорию, в границах которой расположен образуемый земельный участок, не утверждалась. В рамках детального изучения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, управление градостроительства и архитектуры считает, что за счет земель муниципальной собственности площадью 384 кв. м. и прилегающих к ним с севера территорий возможно образовать самостоятельный земельный участок в соответствии с предельными размерами земельных участков (от 500 кв. м. до 2500 кв. м), которые определены градостроительными регламентами ПЗЗ для вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, данное обстоятельство является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, которое указано в п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в виду чего невозможно утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6, фактические границы земельного участка проходят по четким контурам землепользования, площадь участка внутри которых составила 384 кв.м. Сформированные границы образуемого земельного участка, существующие на местности в течении 15 и более лет и закреплённые с использованием естественных и искусственных объектов, позволяющих определить месторасположение границ земельного участка, не пересекают границы населенного пункта, территориальных зон, лесничеств, лесопарков, границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в ЕГРН. Увеличение площади до предельно минимальных (максимальных) размеров образуемых земельных участков, согласно принятых норм, не представляется возможным по причине того, что с южной стороны земельного участка установлен металлический забор ограждения, с западной стороны участка расположена подпорная стена ограждения и с восточной стороны земельного участка расположены капитальные строения: жилой дом и нежилые здания вспомогательного назначения: сарай. Ограничений и обременений по использованию земельного участка не имеется. Доступ к участку осуществляется с земель общего пользования и земельного участка с кадастровым номером №. Площадь земельного участка согласно Схемы составила 384 кв.м. Также к образуемому участку отсутствует доступ, в том числе, путем установления сервитута, в силу п.2.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», что является основанием для приостановления кадастрового учета и последующего отказа в его осуществлении. Доступ к образуемому участку возможен только через участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО1 на праве собственности и являющийся тупиковым по отношению к существующим проездам и проходам. Испрашиваемый земельный участок огорожен и находится в фактическом пользовании у заявителя более 15 лет. Отсутствие какого-либо доступа к образуемой части со стороны земель общего пользования, а именно: испрашиваемый земельный участок относится к землям индивидуальной жилищной застройки и находится между участком ФИО1 и землями, покрытыми лесными насаждениями, на крутом склоне около 50 градусов. В пределах 30 метров от притока реки Ла-Илья и ограничен с одной стороны охранной зоной притока реки, с другой стороны – участком заявителя. Ни существующего, ни запланированного генеральным планом городского округа <адрес>а между публичными землями жилой застройки и землями, занятыми лесными насаждениями, на момент обращения заявителя, не имеется. Особенности рельефа испрашиваемого земельного участка: имеется резкий перепад высот более 20 м., что влечет невозможность строительства на нем жилого дома, формирование самостоятельного земельного участка из этих земель без нарушения требований ст.11.9 ЗК РФ невозможно. Испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны, так же как и участок заявителя с кадастровым номером №, по середине которого протекает «татарский» Ручей. Формирование земельного участка площадью 384 кв.м. в качестве самостоятельного невозможно и нерационально, в силу того, что восточнее земельного участка с кадастровым номером № проходит лесополоса до притока реки Ла-Илья шириной около 30 м., на которой растут дубы и ясени, диаметром 25-35 см., выполняющие роль защиты от оползней и сдерживающих горные грунты от сползания.
Оценивая представленные доказательства, суд не может согласиться с представленной позицией ответчика, поскольку испрашиваемое перераспределение земельного участка с кадастровым номером № и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадью 384 кв. м, не влечет нарушений прав и интересов третьих лиц и соответствует предъявляемым требованиям.
С учетом заключения кадастрового инженера ФИО6, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не подтверждена законность, вынесенного решения, не представлены достаточные и объективные доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения, виду чего обжалуемое постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт; судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Так, формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в разумные сроки является их публичной обязанностью, от которой они не вправе произвольно отказаться, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Аргументы представителя ответчика о том, что возможно формирование самостоятельного земельного участка, суд находит несостоятельными, учитывая, что служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о формальном подходе при рассмотрении заявления ФИО1, исходя лишь из детального изучения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, в ней не отражены сведения о возможности подъезда к земельному участку, при его самостоятельном формировании, не через участок, находящийся в собственности истца, не приняты во внимание наличие охранных зон, рельеф местности.
Таким образом, отказ в предоставлении государственной услуги по указанному в оспариваемом решении основанию, нельзя признать законным.
Кроме того, суд учитывает, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу п.5 ст.39.28 ЗК РФ осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно.
Принимая, во внимание, что право на перераспределение земельных участков закреплено в п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, а истец, как гражданин Российской Федерации также имеет возможность на реализацию закрепленного в нормативном документе права, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд–
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков гражданину ФИО1».
Признать за ФИО1 право на перераспределение земельного участка, примыкающего к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку площадью 835 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2020 г.