ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1129/2013 от 28.08.2013 Железногорского городского суда (Красноярский край)

№ 2-1129/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2013 года                г. Железногорск Красноярского края

Судья Железногорского городского суда Красноярского края Антропова С.А., при секретаре Алферове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю о признании увольнения незаконным, восстановлении в должности <данные изъяты>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании начислить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю (далее - Межрайонная ИФНС №)о признании увольнения незаконным, восстановлении в должности <данные изъяты>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании начислить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком (с учетом уточненных требований), в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ между нею и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе. Она была принята на должность старшего <данные изъяты> на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет основного работника ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС № по Красноярскому краю была реорганизована путем присоединения к ИФНС по г.Железногорску Красноярского края, согласно Приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Железногорску переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю. Ей была предложена во вновь образовавшейся Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю должность <данные изъяты> (на период отсутствия основного работника ФИО5). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она оформила листок нетрудоспособности в связи с беременностью, который был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей было направлено предупреждение об истечении срока служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ, однако основной работник ФИО5 с отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет на работу не вышла. Считает свое увольнение незаконным, так как срок служебного контракта не истек.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия при рождения ребенка на ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с приложением необходимых документов. Единовременное пособие было начислено, однако ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет не начислено, что является неправомерным, так как при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет должно быть начислено из размера 40 процентов среднего заработка.

Неправомерными действиями Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю, выразившиеся в незаконном увольнении, отказе в начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ей причинен моральный вред, который выразился в том, что она переживала, не спала, вследствие чего у нее пропало молоко и пришлось перевести ребенка на искусственное вскармливание. Причиненные страдания истица оценивает в (...) руб. .

В судебном заседании истица настаивала на иске по указанным в нем основаниям в полном объеме, пояснив, что от временной должности, которую она ранее занимала и которую ей предложили, она отказалась; считает свое увольнение незаконным, так как при реорганизации ИФНС ей должны были предложить не только ее должность, которую она занимала временно до выхода основного работника, но и все имеющиеся вакантные должности, что сделано не было. Формулировку увольнения считает неверной, просит восстановить ее в прежней должности.

Представители ответчика – ФИО2 и ФИО3 (полномочия по доверенностям у каждой) исковые требования истца не признали, пояснив, что увольнение ФИО1 является законным, произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства и Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ». В связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю путем присоединения к ИФНС по г. Железногорску истица была заведомо предупреждена о сокращении ее должности, имеется письменный отказ истицы от предложенной ей для замещения временной должности гражданской службы, которую она ранее занимала. В связи с чем, по истечении срока нахождения ее в послеродовом отпуске – по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена, с нею произведен окончательный расчет, выплачена денежная компенсация неиспользованного отпуска, истице выдана трудовая книжка. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Поскольку, по мнению представителей ответчика, требования истицы незаконны, они просят отказать в иске в полном объеме.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Вертилецкой А.Е., полагавшей в исковых требованиях отказать, признать действия ответчика законными, суд приходит к следующему:

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6(пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление прав на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

На основании ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ служебным контрактом является соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 указанного Федерального закона срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Также, в соответствии с п. 7. ч. 1. ст. 33, ст. 29 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Существенные условия служебного контракта установлены в ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которой одним из таких условий является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона).

Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован нормами статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ, которая допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

При этом законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным служащим. Так, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ (ч. 3 и ч. 4 ст. 29 Закона).

Судом установлено, что по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Межрайонной ИнспекцииФедеральной налоговой службы № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № № истица была принята на должность государственного гражданского служащего - старшего <данные изъяты> на период отсутствующего гражданского служащего ФИО5, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет.

С ФИО1 был заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий все существенные условия труда, в числе оплату труда (п. 9), срок действия контракта - с ДД.ММ.ГГГГ на период отсутствия основного работника (п. 14).

Таким образом, истица была принята по срочному контракту на должность государственного гражданского служащего на период отсутствия основного работника ФИО5, которая согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № находилась в дополнительном отпуске по уходе за ребенком - до трехлетнего возраста ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истица замещала данную должность до ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока действия срочного служебного контракта - по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Судом установлено также следующее:

Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю», реорганизованаМежрайонная ИнспекцияФедеральной налоговой службы № по Красноярскому краю (куда входили территориально обособленные подразделения – ТОРМ с. Шалинское, г. Сосновоборск, рп. Березовка) путем присоединения к ИнспекцииФедеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края. ИнспекцияФедеральной налоговой службы по г. Железногорску переименована в Межрайонную ИнспекциюФедеральной налоговой службы № по Красноярскому краю, является правопреемником Межрайонной ИнспекцииФедеральной налоговой службы № по Красноярскому краю и ИнспекцииФедеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №, Положению о Межрайонной ИФНС № (утвержденному ДД.ММ.ГГГГ), Межрайонная ИнспекцияФедеральной налоговой службы № по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов, находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Красноярскому краю и подконтрольна ФНС России и Управлению; является самостоятельным юридическим лицом, расположена по юридическому <адрес>.

В связи с реорганизацией проведены соответствующие организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением предельной численности работников Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.

Приказами руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № «О предельной численности»; от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении структуры ИФНС…» предельная численность Межрайонной ИФНС № утверждена с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Структуре в Межрайонной ИФНС № по государственным гражданским должностям утверждено <данные изъяты> штатных единицы.

Приказом начальника ИФНС по г. Железногорску от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ введено в действие штатное расписание Инспекции по государственным гражданским должностям в количестве <данные изъяты> штатных единиц, в том числе в отдел работы с налогоплательщиками – 4 единицы должности старших государственных налоговых инспектора. Штатное расписание утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Межрайонной ИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ №.

Всем государственным гражданским служащим реорганизуемых инспекцией были вручены уведомления о сокращении с ДД.ММ.ГГГГ соответствующей должности государственной гражданской службы. Сотрудники Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю, которые согласились продолжать трудовую деятельность в Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю, а также сотрудники, у которых не истек срок со дня предупреждения о сокращении должности и предстоящем увольнении, до ДД.ММ.ГГГГ находились за штатом в ИФНС по г. Железногорску на тех должностях, на которые они были назначены в Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю.

Истцу ФИО1 (рабочее место которой находилось в <адрес>) также было выдано письменное предупреждение, полученное ею под подпись ДД.ММ.ГГГГ, о реорганизации Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю путем присоединения к ИФНС России по г. Железногорску, о изменении существенных условий служебного контракта,сокращении ее должности, предупреждении о предстоящем увольнении и возможности перевода с ее согласия или по ее просьбе в другой государственный орган или на госслужбу иного вида, либо расторгнуть контракт на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

Также, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 письменно (под подпись) уведомлена о сокращении ее должности, занимаемой ею временно на период отсутствия основного работника, ей предложена работа во вновь образовавшейся Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю в той же должности старшего <данные изъяты> в той же местности, на период отсутствия основного работника ФИО5, в связи с согласием последней продолжать трудовую деятельность по своей должности во вновь образовавшейся Межрайонной ИФНС №.

Должность, занимаемая истицей, не была сокращена, что подтверждается штатным расписанием, утвержденным Межрайонной ИФНС №, изменилось лишь наименование налогового органа.

В данном случае, иное наименование структурного подразделения свидетельствует об изменении существенных условий служебного контракта (п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона №).

То есть, изменились определенные сторонами существенные условия служебного контракта, в то же время истице было предложено продолжать профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей, о чем она своевременно была уведомлена представителем нанимателя в письменной форме.

Истица отказалась от продолжения трудовой деятельности во вновь образовавшейся Межрайонной ИФНС № по предложенной ей должности, собственноручно указав об этом в предупреждении, подтвердив данный факт в судебном заседании.

Довод истицы о том, что она отказалась от предложенной ей должности, поскольку ей обязаны были предложить аналогичные должности на постоянной основе, о наличии которых она предполагала и ждала такого предложения, суд полагает необоснованными.

С момента начала реорганизации Инспекции и до ДД.ММ.ГГГГ все сотрудники находились за штатом, руководство инспекции на момент вручения уведомлений работникам объективно не располагало данными о количестве государственных служащих, которые пожелали бы перейти во вновь образованную ИФНС и о возможном количестве вакансий с ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ), учитывая, что штатная численность инспекций на момент реорганизации составляла <данные изъяты> единиц, а во вновь образованной ИФНС – <данные изъяты> единицы.

Организационные изменения в структуре ИФНС обусловлены созданием структурных подразделений Управления, при этом изменилось лишь наименование органа, но ликвидации отделов, глобального сокращения работников и изменения их должностных обязанностей фактически не произошло, в частности, не произошло сокращения работников и изменения их должностных обязанностей отдела, где работала истица; т.е. трудовая функция сотрудников подразделений не изменилась, осталась прежней, что подтверждается вышеуказанными документами, из содержания которых не следует, что сотрудники поименованных в приказе отделов подлежали сокращению.

При сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить государственному служащему для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.

Учитывая, что Крупская находилась на временной должности, работая по срочному контракту на время отсутствия основного работника, у ответчика не возникло обязанности предлагать ей все вакантные должности на постоянной основе.

Истец ФИО1 об изменении существенных условий контракта была уведомлена ответчиком заранее, за два месяца. Процедурных нарушений со стороны ответчика в этой части судом не установлено. Истица до ДД.ММ.ГГГГ не заявляла о своем желании работать на постоянной основе.

Представленными документами и пояснениями сторон установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в отпуске по беременности и родам, представив в кадровую службу Межрайонной Инспекции № листок нетрудоспособности № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у нее родился ребенок - дочь ФИО11 (что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в кадровую службу Инспекции был предоставлен новый листок нетрудоспособности № о продлении ей отпуска по беременности и родам на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по окончании которого ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № с истицей прекращено действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, она освобождена от должности <данные изъяты> по истечении срока служебного контракта, уволена в связи с истечением срока служебного контракта, о чем ранее уведомлялась в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ (под подпись), - по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Данная запись о расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности, увольнении по указанному основанию ДД.ММ.ГГГГ внесена в трудовую книжку истицы (за №), выданную ей ДД.ММ.ГГГГ

По сведениям трудовой книжки, на дату рассмотрения дела судом ФИО1 не работает, что последняя подтвердила в судебном заседании.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ проанализировав совокупность исследованных доказательств, разрешая спор и установив, что ФИО1 отказалась от предложенной ей должности, которая имеет то же наименование, с теми же обязанностями, в том же объеме и в той же местности, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения истца, но не по п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79, а по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Поскольку оснований для увольнения истца ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» у ответчика не имелось (основной работник находился в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет по ДД.ММ.ГГГГ), суд признает увольнение истца по данному основанию незаконным, что влечет незаконность приказа об увольнении.

Требования ч. 5 ст. 394 Трудового кодекса РФ обязывает суд изменять формулировку основания и (или) причины увольнения лишь в случае признания такой формулировки неправильной или не соответствующей закону. Однако, учитывая, что право выбора основания увольнения принадлежит работодателю, который принял решение об увольнении истца по указанному основанию и такая формулировка увольнения содержится в Трудовом кодексе РФ, то положения ч. 5 ст. 394 ТК РФ и разъясняющего ее п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 в данной ситуации неприменимы.

Заявления об изменении формулировки увольнения от истца в суд не поступало, она настаивает на требовании о восстановлении ее на работе в прежней должности, а поскольку истец была уволена незаконно, суд, рассмотрев дело в пределах заявленных истцом требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что иск в этой части подлежит удовлетворению: при указанных обстоятельствах истец подлежит восстановлению в прежней должности в государственном органе, ставшем правопреемником прежнего нанимателя, т.е. в должности <данные изъяты> Межрайонной ИФНС № по Красноярскому краю - с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

При признании увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

Согласно положениям абзацев 1 и 2 статьи 394 Трудового кодекса РФ, применяемым в силу статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку истец подлежит восстановлению на прежней должности с момента увольнения, с учетом того, что до настоящего времени ФИО1 не трудоустроена, в ее пользу подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула - с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения настоящего решения.

Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким нормативным правовым актом является Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В силу п. 9 данного Положения средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам (п. 5 Положения).

В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

К дополнительным выплатам относятся (ч.5 ст. 50 ФЗ): ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 26.01.2012г.) установлено осуществлять с 01 января 2007 года и в 2008 - 2012 гг. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.

Материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 3 Постановления № 611).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан Министерством финансов РФ и утвержден приказом N 90н от 17 октября 2007 года.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и начисление на него районного коэффициента не производится.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего определены Указом Президента РФ от 25.07.2006 года «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 года (далее – Правила).

Согласно пункту 1 названных Правил, данный нормативный акт определяет порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в случаях, перечисленных в данном пункте, в том числе, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подпункт "д" пункта 1 Правил).

В пункте 8 Правил указано, каким образом исчисляется месячное денежное содержание: "Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта".

В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Определяя размер оплаты за время вынужденного прогула, исходя из названных нормативно-правовых актов, учитывая дату увольнения истицы - ДД.ММ.ГГГГ, расчетный период составляет с ДД.ММ.ГГГГ (когда истица трудоустроилась).

При расчете среднего заработка ФИО1 суд исходит из сведений, указанных в выданных работодателем справках о доходах формы 2-НДФЛ.

Суд принимает во внимание, что часть выплаченных сумм помечены кодом «<данные изъяты>» (за ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно Приложению № к приказу Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" такие доходы являются материальной помощью. В соответствие с п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, эти выплаты не должны учитываться при определении среднедневного заработка.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что денежное содержание истицы состоит, кроме того, из сумм материального стимулирования с начислением на них районного коэффициента, которые являются самостоятельным видом выплат и не относятся к дополнительным выплатам, включаемым в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы.

По представленным справкам формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ, сумма начисленной истцу заработной платы составила: за ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ при увольнении) – компенсация неиспользованного отпуска в размере (...) руб. .

Принимая во внимание вышеизложенное, суд учитывает оклад денежного содержания и дополнительные выплаты – ежемесячное денежное поощрение, надбавка за госслужбу, за выслугу лет, районный коэффициент, территориальный коэффициент.

Таким образом, по представленному ответчиком расчету, проверенному судом и признанному правильным, среднемесячная заработная плата истицы, подлежащая применению при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула, составляет (...) руб.  ((...) руб.  + (...) руб.  + (...) руб.  + (...) руб.  + (...) руб.  + (...) руб.  + (...) руб.  (1/2 от (...) руб. )), с чем согласна истец.

То есть, заработная плата истицы, подлежащая применению при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула, составила за период <данные изъяты> месяцев, предшествовавших увольнению:

за ДД.ММ.ГГГГ: ДД.ММ.ГГГГ - (...) руб. . (начисленная сумма), ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., ДД.ММ.ГГГГ - (...) руб. . (начисленная сумма), ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., а всего (...) руб. .

Также, помимо этого, в ДД.ММ.ГГГГ. истице была выплачена материальная помощь - (...) руб. .

В ДД.ММ.ГГГГ при увольнении истец получила начисленную в качестве компенсации за неиспользованный отпуск (<данные изъяты> дней) сумму в размере (...) руб. 

Таким образом, при исчислении размера заработной платы суд не учитывает выплаченную истцу в ДД.ММ.ГГГГ. материальную помощь, начисленную в размере (...) руб. 

Соответственно, за данный период размер заработной платы, подлежащий применению при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула, составил (...) руб. 

Из пояснений сторон следует, что при пятидневной рабочей неделе истица рабочие дни полностью отработала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске, отгулах, по временной нетрудоспособности она не находилась.

Фактически отработанное истцом время в расчетный период составляет <данные изъяты> рабочих дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до периода временной нетрудоспособности): ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

То есть, среднедневной заработок истца составляет (...) руб. ., из следующего расчета: (...) руб. . : <данные изъяты> дней.

Количество рабочих дней вынужденного прогула составляет – <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ): ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула, составляет: (...) руб. . х <данные изъяты> дней = (...) руб. .

Установлено, что истцу при увольнении произведены выплаты в размере (...) руб. 

Таким образом, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет (...) руб. . (из расчета: 71 ФИО41. – (...) руб. .).

Истица, уточнив требование, просит обязать ответчика начислить ей недополученное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений истицы следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком как безработная, что меньше размера пособия, которое она получала бы, работая у ответчика.

Согласно части 1 статьи 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 255 ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Согласно части 8 указанной статьи страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Порядком назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н, согласно которым неработающему гражданину, осуществляющему уход за ребенком до полутора лет, пособие назначается и выплачивается территориальным отделом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания гражданина).

Согласно статье 3 Федерального закона № 81-ФЗ одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 ФЗ-255, ст. 13 ФЗ-81).

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В соответствии со ст. 15 Закона № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, после увольнения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел социальной защиты населения по <адрес> (по своему месту жительства) за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком – дочерью ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до полутора лет.

С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени она как безработная получает пособие по уходу за ребенком, а именно: за ДД.ММ.ГГГГ ею получено (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ – (...) руб.

В то же время, из представленного стороной ответчика расчета пособия по уходу за ребенком, начисленного работодателем (не оспоренного истицей), следует, что полагающееся истице данное пособие составило: за ДД.ММ.ГГГГ. (с ДД.ММ.ГГГГ) - (...) руб. . ((...) руб. /<данные изъяты>), за ДД.ММ.ГГГГ. – (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ. – 6 (...) руб. ., за ДД.ММ.ГГГГ. – (...) руб. .

Таким образом, с учетом полученных истицей сумм данного вида пособия ответчику надлежит начислить истице и выплатить разницу в пособии по уходу за ребенком до полутора лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, полагает подлежащим удовлетворению требование истицы об обязании ответчика начислить разницу в полагающейся к выплате суммы пособия по уходу за ребенком до полутора лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 9 ст. 394 ТК РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В силу части 16 статьи 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 237 ТК РФ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

ФИО1 заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере (...) руб.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, особенности его личности, семейное положение, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению частично – в размере (...) руб. .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части увольнения старшего государственного налогового инспектора ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Восстановить ФИО1 в должности старшего <данные изъяты> Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере (...) руб. ., компенсацию морального вреда в размере (...) руб. ., а всего ФИО41

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № по Красноярскому краю начислить ФИО1 недополученное ею ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска - отказать.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 02 сентября 2013 года.

Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова