Дело № 2-1129/2016 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т. С.,
при секретаре Мишиной Н. Р.,
с участием прокурора Войтюк Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Санкт–Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании выполнить определенные действия в сфере охраны окружающей среды, суд,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Санкт-Петербурга в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании провести инвентаризацию отходов в помещении по адресу: <адрес> вести первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования не признает, находит иск незаконным и необоснованным, просит отказать в его удовлетворении, письменный отзыв поддерживает. (л.д. 34-35).
Третье лицо- комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в суд не явился, о слушании дела извещен. ( л.д.50-51)
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав прокурора, пояснения представителя ответчика, изучив и оценив письменные материалы дела, находит требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
Согласно ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Требования прокурора в настоящем иске основаны на проведенной прокуратурой района проверке в период с 17.05.2015. по 30.09.2015. в помещении ИП ФИО1 по адресу: <адрес> в процессе которой установлено, что ответчик осуществляя предпринимательскую деятельность, занимает помещение по указанному адресу на основании договора аренды, в ходе ее деятельности образуются отходы- сметы. При этом ответчик инвентаризацию отходов не производит, в связи, с чем установить состав и количество образуемых отходов производства и потребления не представляется возможным, и создает условия для противоправных действий с образующимися в ходе осуществления хозяйственной деятельности отходами. Иск обосновывает положениями статей 11,19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вместе с тем, суд полагает, что прокурором не правильно применяются нормы материального права к возникшим правоотношениям.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ
На основании ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в том числе, деятельность по накоплению отходов, под которой понимается временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки. Указанная норма дает определения основным понятиям закона по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
Правила инвентаризации объектов размещения отходов утверждены Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 N 49, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов). Предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Как следует из материалов дела ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН №), осуществляет розничную торговлю одеждой (ОКВЭД 52.42) в помещении вещевого рынка по адресу: <адрес> помещение занимает по договору субаренды № 38-Н от 01.08.2015г., сроком действия 11 месяцев, в арендную плату ответчика входит вывоз мусора, уборка прилегающей территории. В процессе деятельности образуются отходы - сметы, которые относятся в общий контейнер, на что ссылается истец. (л.д.13)
Как пояснила представитель ответчика в суде, в процессе осуществления торговой деятельности ИП ФИО1, отходы не образуются: одежда завозится без упаковки в полиэтиленовых пакетах, развешивается, реализуется, пакеты не уничтожаются.
Иных отходов, (кроме смет) ответчиком в процессе деятельности не образуется, доказательства иного суду не представлено.
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержден Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011. № 721, в редакции Приказа Минприроды России от 25.06.2014 N 284. Как следует из содержания указанного документа, порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пунктом 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Как следует из представленных доказательств, деятельность индивидуального предпринимателя не связана с деятельностью в области обращения с отходами.
Таким образом, по мнению суда, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчик осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в том числе 1-5 класса опасности, к указанным выше субъектам предпринимательства не относится и обязанность инвентаризации объектов размещения отходов по смыслу статьей 1, 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», и обязанность ведения в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года №721 учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц на ответчика возложена быть не может.
В силу п.1 ст. 14 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 8 ст. 18 указанного выше закона установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных положений Закона об отходах, 09.02.2016 года издано Распоряжение Комитета по природопользованию №20-р "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых на территории Санкт-Петербурга образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В случае, если в процессе деятельности субъекта малого предпринимательства, подлежащего региональному государственному экологическому надзору, образуются отходы I - V классов опасности, такое лицо обязано осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорт отходов I - IV классов опасности, а также в срок до первого марта года, следующего за отчетным периодом, которым является календарный год, представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (Комитет) отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Вместе с тем, таких требований к ответчику прокурор не предъявляет, в рамках настоящего дела иск в порядке статьи 39 ГПК РФ не уточнял.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выше приведенные нормы, на которых прокурор основывает иск об обязании провести инвентаризацию отходов в помещении по адресу: <адрес>, вести первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» на ответчика не распространяются и не подлежат применению судом.
В соответствии с абз.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляемая деятельность относится к сфере регионального государственного экологического надзора, в Санкт–Петербурге который осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица. В ответе на обращение ответчика, руководитель комитета ссылается на аналогичную позицию относительно правовых норм регулирования деятельности ответчика в сфере обращения с отходами. (л.д.41-44)
При таких обстоятельствах, требования Прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат отклонению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района Санкт–Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании выполнить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья: Т.С. Завьялова