ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1129/2021 от 05.04.2022 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 г. с.Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., при секретаре Коломиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфуллаевой ФИО6 к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сайфуллаева И.Р. обратилась в суд к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области с настоящим иском, в обоснование требований указав, что на основании договора социального найма от 11 сентября 2007 г. ей предоставлено жилое помещение по адресу: <>, которое уничтожено в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ г.. Поскольку она иного жилого помещения не имеет, просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

Истец Сайфуллаева И.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет», обращалась к администрации района, к депутатам по вопросу предоставления ей жилья. Ей дважды предлагали для проживания жилые помещения, в которых зарегистрированы граждане, от проживания в которых она отказалась.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Водолазская А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, дополнительно пояснила, что Сайфуллаева И.Р. решением жилищной комиссии была снята с учета нуждающихся в жилом помещении и с 2016 г. на учете нуждающихся не состоит, а во внеочередном порядке жилое помещение ей предоставлено быть не может, поскольку кв.<> в установленном законом порядке не признавалась аварийной или непригодной для проживания.

Третье лицо Ажгельдиев Р.Г. о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал, возражений на иск не представил.

Третье лицо администрация муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал, возражений на иск не представил.

Третье лицо МБУ «Земельные ресурсы» о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал, возражений на иск не представил.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.

Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В судебном заседании установлено, что истец Сайфуллаева И.Р. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с УК ООО «БАЗИС.С», действующего на основании постановления главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» <> от ДД.ММ.ГГГГ г. является нанимателем квартиры № <>.

По данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. совместно с Сайфуллаевой И.Р. на регистрационном учете состоит ее сын Ажгельдиев Р.Г..

ДД.ММ.ГГГГ г. жилой дом по <> пострадали в результате пожара.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Постановлением №60-ж от 28 апреля 2014 г. семья Сайфуллаевой И.Р. в составе семьи из двух человек (она и сын Ажгельдиев Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет с ДД.ММ.ГГГГ г. под № 63.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ) с 01 января 2015 г. вопросы по организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу данного Федерального закона с 01 января 2015г. вышеуказанные вопросы к компетенции сельского поселения не относятся, их решение возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Постановлением заместителя главы администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ г. <> Сайфуллаева И.Р. в составе семьи из двух человек снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.

На основании полученного по результатам работы комиссии заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункты 47, 49).

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о признании в установленном порядке жилого дома по <> аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту, фактическом его сносе.

Распоряжение главы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области <> от ДД.ММ.ГГГГ г. «О сносе и снятии с баланса с последующей реализацией объекта основных средств здания общежития <>» не подтверждает фактический снос здания.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05 марта 2009 г. № 376-О-П, от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1328-О-О, от 26 мая 2011 г. № 643-О-О, от 21 декабря 2011 г. № 1655-О-О, для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При таких обстоятельствах, поскольку Сайфуллаева И.Р. в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, занимаемое ранее истцом жилое помещение органом местного самоуправления с учетом его компетенции в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания, подлежащим ремонту или реконструкции, сносу, не заключалось соглашение между нанимателем и органом местного самоуправления о выселении в другое жилое помещение, с 2016 г. снята с учета нуждающихся в жилом помещении, то оснований для предоставления Сайфуллаевой И.Р. жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сайфуллаевой ФИО6 к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2022 г..

Судья Зотова Н.А.