ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/15 от 10.06.2015 Торбеевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-112/2015

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2015 года село ФИО1

Атюрьевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Черяпкина Н.С.,

с участием в деле:

представителя заявителя, в лице помощника прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидорова А.И.,

представителя ответчика - администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2, действующего на основании Устава,

при секретаре Адамович М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Считает, что бездействие администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выражающееся в несоблюдении единого порядка размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.

По мнению истца, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Не проведение муниципальными заказчиками предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, администрацией Кишалинского сельского поселения, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, так и в результате совершения террористического акта, которые могут в короткие сроки поставить необходимые товары способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

В судебном заседании помощник прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидоров А.И. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 в судебном заседание не возражал против удовлетворения требований прокурора.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пункты 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

К вопросам местного значения Кишалинского сельского поселения, согласно устава, принятого решением №74 Совета депутатов Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2005 года, входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кишалинского сельского поселения (п.8 ст.6 Устава).

В тоже время, администрацией Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводится, что подтверждается письмом администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия №61 от 20.04.2015 года.

Таким образом, суд считает необходимыми возложить на администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обязанность провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения, через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Н.С. Черяпкин

Дело № 2-112/2015

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2015 года село ФИО1

Атюрьевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Черяпкина Н.С.,

с участием в деле:

представителя заявителя, в лице помощника прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидорова А.И.,

представителя ответчика - администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2, действующего на основании Устава,

при секретаре Адамович М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Считает, что бездействие администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выражающееся в несоблюдении единого порядка размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.

По мнению истца, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Не проведение муниципальными заказчиками предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, администрацией Кишалинского сельского поселения, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, так и в результате совершения террористического акта, которые могут в короткие сроки поставить необходимые товары способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.

В судебном заседании помощник прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Сидоров А.И. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 в судебном заседание не возражал против удовлетворения требований прокурора.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пункты 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

По смыслу положений Федерального закона №44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

К вопросам местного значения Кишалинского сельского поселения, согласно устава, принятого решением №74 Совета депутатов Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2005 года, входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кишалинского сельского поселения (п.8 ст.6 Устава).

В тоже время, администрацией Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводится, что подтверждается письмом администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия №61 от 20.04.2015 года.

Таким образом, суд считает необходимыми возложить на администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обязанность провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия выразившееся в не проведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, незаконным.

Обязать администрацию Кишалинского сельского поселения Атюрьевского муниципального Республики Мордовия в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения, через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Н.С. Черяпкин

1версия для печатиДело № 2-112/2015 ~ М-115/2015 (Решение)