№ 2-112/2018 Мотивированное решение
изготовлено 02.11.2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2018 года п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
с участием пом. прокурора Первомайского района Ярославской области Кузнецовой И.В.,
представителя ответчика – администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области ФИО1 по доверенности,
представителя ответчика – Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО2,
представителя третьего лица – Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам управления Росреестра по Ярославской области по доверенности ФИО3,
при секретаре Шишмаревой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области об обязании принять меры по признанию имущества бесхозным
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Первомайского района Ярославской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Первомайский районный суд Ярославской области с иском (с учетом уточненных исковых требований) к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области и Администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области об обязании принять меры по признанию имущества бесхозным с целью организации надлежащего обеспечения граждан в с. Никола-гора и д. Починок Первомайского района Ярославской области водоснабжением. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки по жалобе граждан исполнения законодательства о водоснабжении в с. Никола-гора и д. Починок Первомайского района установлено, что на территории данных населенных пунктов имеется централизованная система водоснабжения протяженностью 2,1км, к которой подключены 55 жилых домов в с. Никола-гора, а также 10 жилых домов в д. Починок, а также МДОУ Николо-Горский детский сад. Остальные жители к централизованной системе не подключены, используя воду из частных и общественных колодцев. Ранее данные водопроводные сети строились для коттеджей СПК «Соть» (бывший совхоз Захарьино). Данная водопроводная сеть технологически присоединена к водозаборной скважине СПК «Соть». Однако данная водопроводная сеть в муниципальную собственность не принималась, в реестре муниципального имуществаПервомайского района не состоит, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавалась, в реестре муниципальной собственности не значится. Поскольку документы, подтверждающие право собственности на спорный объект отсутствуют, указанное имущество является бесхозяйным.
Истец просил обязать администрацию Первомайского муниципального района Ярославской области и Администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области принять меры по постановке указанных выше бесхозяйных недвижимых вещей на учёт в орган осуществляющую государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 2 месяцев с момента вынесения решения, а также обязать ответчика передать указанные водопроводные сети организации, осуществляющей холодное водоснабжение населения в с. Никола-Гора и д. Починок Первомайского района Ярославской области в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Ярославской области Кузнецова И.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на положения п.1 ст.130 ГК РФ, так как спорный участок водопровода относится к недвижимому имуществу, поскольку имеет большую протяженность, прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, но от требований к администрации Первомайского муниципального района Ярославской области отказались, считая их ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика администрации Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО2 по доверенности заявленные требования не признала, пояснив, что в связи с тем, что водопроводные сети как объект недвижимого имущества расположены на территории Пречистенского сельского поселения, то администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика администрацииПречистенского сельского поселения Ярославской области ФИО1 по доверенности, иск не признала, отметив, что согласно требований Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы водоснабжения не являются полномочиями сельских поселений, но наличие бесхозяйных водопроводных сетей на территории поселения не отрицала. В случае удовлетворения исковых требований, просила увеличить сроки передачи водопроводных сетей обслуживающей организации в связи с процедурой оформления права собственности на артезианскую скважину, к которой подключены водопроводные сети.
Представитель третьего лица - председатель СПК «Соть» ФИО4 исковые требования не поддержала. Указала, что спорные водопроводные сети строились непосредственно для технологических нужд СПК «Соть». Данные сети подключены к скважине, которая находится на балансе кооператива. В настоящее время на данную скважину через Арбитражный суд Ярославской области признается право собственности с дальнейшим намерением данную скважину продать. Водопроводные сети на балансе СПК «Соть» не состоят. Ранее по мере возможности СПК своими силами содержали данные сети и производили ремонт. В настоящее время у СПК «Соть» в связи с материальными трудностями нет возможности ни содержать как скважину, так и тем более водопроводные сети.
Представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержали согласно доводам представленного отзыва.
Представитель третьего лица - начальник Межмуниципального отдела по Любимскому и доверенности ФИО3 удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что право собственности на водопроводные сети в с. Николо-Гора и д. Починок ни за кем не зарегистрировано. Для признания сетей бесхозными необходимо изготовить технический паспорт, а уже потом поставить на кадастровый учет и одновременно на учет как бесхозяйное имущество в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества».
Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 03.08.2018г.) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1, 2, 4, 10 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред.29.07.2018г.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу п.2 ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 03.08.2018г.) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. Аналогичное определение отмечается в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( в ред. от 03.08.2018г.).
Правообладание недвижимым имуществом подлежит регистрации в органе государственной регистрации прав.
На основании ст.225 ГК РФбесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный ст.218, 225 ГК РФ, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 01 января 2017 года.
Согласно п.5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 9 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей водоснабжения населения, водоотведения, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Судом установлено, что на территории Пречистенского сельского поселения Ярославской области в населенных пунктах с. Никола-гора и д. Починок имеются водопроводные сети протяженностью 2,1 км. Водопроводные сети имеют технологическое присоединение к артезианской скважине, расположенной по адресу: Ярославская область, Пречистенское сельское поселение, Сельхоз земля Починок тер., участок 1, право собственности на которую по решению Арбитражного суда Ярославской области от 23.10.2018г. признано за СПК «Соть».
В свою очередь, водопроводные сети, как объект недвижимости, в муниципальной, государственной, федеральной собственности не находится, в регистрационной службе права на данный объект не зарегистрированы, в связи с чем их следует признать бесхозяйными.
Представитель ответчика администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области ФИО1 в судебном заседании не отрицала факт бесхозяйности спорных объектов.
Проанализировав совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Качественное и бесперебойное водоснабжение населения является обязанностью ответчика в силу закона, что возможно только при надлежащем содержании объектов водоснабжения их собственником.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416 органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности; организация наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих водоснабжение; в решении органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей водоснабжение, статусом гарантирующей организации указываются зоны ее деятельности.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона, эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п.5 ст.8 названного Федерального закона).
Из содержания названных норм права следует, что вопрос о передаче объектов водоснабжения организации, осуществляющей водоснабжение, для их эксплуатации, относится к компетенции органа местного самоуправления, требует заключения соответствующего договора, подписания передаточного акта и подлежит разрешению в отношении только централизованных объектов водоснабжения.
В соответствии со ст.206 ГПК РФпри принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для постановки на учет объектов водоснабжения необходимо определенное время, суд считает достаточным срок, заявленный истцом - два месяца с момента вынесения решения, но считает возможным срок передачи сетей обслуживающей организации подлежащим увеличению до трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияпрокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области об обязании принять меры по признанию имущества бесхозным удовлетворить.
Обязать администрацию Пречистенского сельского поселения Ярославской области поставить бесхозяйные водопроводные сети протяженностью 2,1км, обеспечивающие водоснабжение населения с. Никола-Гора и д. Починок Первомайского района Ярославской области на учет в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 2 месяцев с момента вынесения решения.
Обязать администрацию Пречистенского сельского поселения Ярославской области передать данные водопроводные сети, обеспечивающие водоснабжение населения с. Никола-Гора и д. Починок Первомайского района Ярославской области организации, осуществляющей холодное водоснабжение населения в с. Никола-Гора и д. Починок Первомайского района Ярославской области в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд.
Судья Егорова М.П.