ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/19 от 01.04.2019 Поспелихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-112/2019

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Поспелиха 27 марта 2019 года

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Пичугиной Ю.В.,

при секретаре Чигаревой С.А.,

при участии истца Искрина Е.П., представителя ответчика администрации Поспелихинского района Алтайского края Ивановой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Искрина Евгения Петровича к администрации Поспелихинского района Алтайского края, Министерству сельского хозяйства Алтайского края о признании решения жилищной комиссии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Искрин Е.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Поспелихинского района Алтайского края, с учетом уточнений, просит признать незаконным и отменить решение администрации Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Искрина Евгения Петровича из списков граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, категории «Молодые семьи и молодые специалисты» в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40.

Обязать администрацию Поспелихинского района Алтайского края восстановить Искрина Евгения Петровича в списке граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, категории «Молодые семьи и молодые специалисты» в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40.

Обязать Министерство сельского хозяйства внести изменения в списки получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40 в Поспелихинском районе Алтайского края, включив Искрина Евгения Петровича в данный список.

В судебном заседании Искрин Е.П. отказался от требований к ответчику Министерству финансов Алтайского края, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в данной части требований прекращено.

В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в списке получателей социальных выплат в рамках действующей на территории региона подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. При этом он является участником подпрограммы в части «Улучшения жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности».

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Искрин Е.П. был исключен из вышеуказанных списков на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ уволился от ИП Глава КФХ «ФИО4» и ДД.ММ.ГГГГ трудоустроился водителем в ООО «Сноп», тем самым трудовой стаж был прерван, вместе с тем Искрин Е.Г. должен отработать непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат.

Данное решение, по мнению истца, является незаконным, поскольку он соответствует всем критериям, установленным для категории граждан – участников данной программы.

При этом истец полагает, что требования, установленные пунктом 2.1. Правил представления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 02 октября 2018 года № 377 в части необходимости осуществления работы по трудовому договору по основному месту работы в сельской местности непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат, не относятся к категории, закрепленной в разделе 3 Правил – «Молодые семьи и молодые специалисты, работающие по трудовым договорам (осуществляющие ИП) в агропромышленном комплексе, постоянно проживающие в сельской местности и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома».

Данное требование относится к иной категории, регламентированной разделом 2 указанных выше Правил, а именно к категории «Граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов».

В судебном заседании Искрин Е.П. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что состоит в списке претендентов на получение социальной выплаты категории «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» с ДД.ММ.ГГГГ. Все установленные законом требования, необходимые для участия в данной программе выполняет. В настоящее время осуществят строительство жилого дома, возвел стены и крышу, дальнейшие строительство дома рассчитывает произвести за счет социальной выплаты.

Полагает, что требования администрации в части необходимости наличия непрерывного трудового стажа в сельской местности на дату включения в сводные списки участников мероприятий – получателей выплат не основаны на законе.

Указывает, что Постановлением Правительства Алтайского края от 02 октября 2018 года № 377 утверждены Правила представления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее – Правила)

Разделом 2 данных правил регламентирован порядок предоставления социальных выплат гражданам, разделом 3 – порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам.

Абзацем 4 подпункта «а» пункта 3.1 данных Правил закреплено одно из условий, необходимых для получения социальной выплаты, а именно «признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил». При этом пункт 2.1. содержит четыре подпункта, регламентирующие общие условия, необходимые для получения социальной выплаты гражданами, в том числе пункт «г», в соответствии с которым гражданин имеет право на получение социальной выплаты при признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с по ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Истец полагает, что в рамках категории «Молодые семьи, молодые специалисты» он должен соответствовать пункту 3.1. Правил и подпункту «г» пункта 2.1 Правил в части признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Остальные подпункты («а», «б», «в») пункта 2.1. относятся к категории «Граждане», поскольку программа содержит два направления «Граждане» и «Молодые семьи и молодые специалисты» и предъявление требований, предусмотренных для категории «Граждане» в полном объеме к категории «Молодые семьи, молодые специалисты» лишает смысла разграничения участников программы на две разные категории.

При обращении в Министерство сельского хозяйства Алтайского края Искрину Е.П. было разъяснено, что его незаконно исключили из сводного списка получателей субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку он состоит в списке получателей социальных выплат категории «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности», условия, регламентированные пунктами «а», «б», «в» пункта 2.1 Правил не распространяются на указанную категории и не относятся к данной ссылке.

Представитель ответчика администрации Поспелихинского района Алтайского края Иванова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Искрин Е.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке получателей социальных выплат категории «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края на 2012 - 2020 годы», утвержденной Постановлением администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420.

Требования, предъявляемые законодательством к участникам программы, включаемым в сводные списки на текущий финансовый год, Искриным Е.П. соблюдены за исключением одного условия: так, Постановлением Правительства Алтайского края от 02.10.2018 N 377 утверждены «Правила предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья».

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам регламентирован пунктом 3 данных Правил, при этом согласно абзацу 4 пункта 3.1 предусмотрено, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом имеет, молодая семья, если соблюдаются в совокупности условия, в том числе признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 2.1 Правил гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности ряда условий, в том числе наличие работы по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат).

Данное условие истцом не соблюдено, поскольку он прервал трудовой стаж и включение его в сводные списки получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году не будет соответствовать требованиям закона. Искрин Е.П. вправе претендовать на постановку в данный список в 2020 году, когда срок его работы в агропромышленном комплексе будет составлять не менее чем один год непрерывно.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился. Представлен отзыв на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, за подписью министра сельского хозяйства Алтайского края Чеботаева А.Н.

В соответствии с представленным ходатайством и отзывом Министерство сельского хозяйства Алтайского края полагает, что требования истца законны и обоснованы. Основанием к удовлетворению требований служит следующее: Разделом 3 «Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам» Правил, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 02 октября 2018 года № 377, определено признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1. настоящих Правил. В данной формулировке упущена ссылка на подпункт «г» пункта 2.1., согласно которому и осуществляется признание граждан, молодых семей и молодых специалистов нуждающимися в улучшении жилищных условий, а именно «в целях настоящих правил признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправлениям по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Подпункты «а», «б», «в» пункта 2.1 не относятся к данной ссылке.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

В силу п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Таким образом, программа «Устойчивое развитие сельских территорий» среди прочих входит в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

В целях реализации указанной программы Постановлением администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420 утверждена Государственная программа Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы.

Постановлением Правительства Алтайского края от 02.10.2018 N 377 «Об утверждении правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья» утверждены Правила, которые определяют порядок и условия предоставления гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, средств государственной поддержки, направляемых в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий») и государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы (далее – Правила от 02.10.2018 N 377).

Указанные Правила разработаны в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение), которое закреплено в приложении № 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которые являются Приложении № 11 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Анализируя положения регионального нормативно-правового акта – утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 02.10.2018 N 377 «Правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья», государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы в совокупности с положениями федерального законодательства, целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, а также Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, суд полагает, что законодателем, как на федеральном, так и на региональном уровне закреплены два направления реализации указанной Государственной программы.

Так, из Правил от 02.10.2018 N 377 и Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам следует, что данные акты состоят из трех разделов: «1. Общие положения», «2. Порядок предоставления социальных выплат гражданам», «3. Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам», что свидетельствует о наличии мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, реализуемых по двум направлениям: 1) «граждане» и 2) «молодые семьи и молодые специалисты». Кроме того, в рамках каждого направления имеется ряд подкатегорий.

Данное обстоятельство согласуется с представленным ответом Министерства сельского хозяйства Алтайского края (л.д.10-11), из которого следует, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы состоит из двух направлений: «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» и «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности».

Правила от 02.10.2018 N 377 содержат перечень требований, предъявляемых к претендентам категории «Граждане», регламентированный пунктом 2.1 и перечень требований, предъявляемых к категории «Молодые семьи, молодые специалисты», регламентированный пунктом 3.1.

Как следует из материалов дела (л.д. 9, 12, 45), и не оспаривается стороной ответчика Искрин Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года и включен в список по Поспелихинскому району в категорию «Молодые семьи и молодые специалисты».

При этом Искрин Е.П. состоит в разделе соответствующем подпункту «в», пункта 3.4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 377 «молодые семьи и молодые специалисты, указанные в пункте 3.1 настоящих правил, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)».

Согласно подпункту «а» пункта 3.1 Правил от 02.10.2018 N 377 право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления и документов, определенных пунктом 3.6 настоящих правил, не старше 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства), в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.1 настоящих правил.

В соответствии с протоколом заседания районной жилищной комиссии от 13 ноября 2018 года № 11 Искрин Е.П. исключен из сводных списков граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» категории «Молодые семьи, молодые специалисты», поскольку ДД.ММ.ГГГГ претендент уволился от ИП Глава КФХ «ФИО4» и ДД.ММ.ГГГГ трудоустроился водителем в ООО «Сноп». Согласно пункту 2.1 Искрин Е.П. должен непрерывно отработать в ООО «Сноп в течение не менее одного года (л.д. 6).

Суд полагает ошибочным мнение администрации Поспелихинского района в части необходимости соответствия истца всем перечисленным в пункте 2.1. Правил от 02.10.2018 № 377 требованиям, регламентирующим совокупность условий для категории «Граждане».

Так, бланкетная норма, закрепленная в абзаце 4 подпункта «а» пункта 3.1 Правил от 02.10.2018 N 377 при ее буквальном толковании закрепляет одно из условий, необходимое для получения социальной выплаты претендентом, состоящим в категории «Молодые семьи, молодые специалисты», а именно признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил.

Данная норма отсылает не к полному перечню условий, закрепленных в пункте 2.1. Правил от 02.10.2018 № 377, состоящих из четырех пунктов, а к пункту «г», указанного подпункта.

Так, согласно пункту 2.1. Гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.10 настоящих правил, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 2.15 настоящих правил. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящих правил признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").

Отсылочная норма абзаца 4 подпункта «а» пункта 3.1 Правил от 02.10.2018 N 377 содержит четко определенное требование «признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 настоящих правил». То есть отсылает к норме, в которой закреплен порядок признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При этом пункт 2.1. содержит порядок признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий лишь в подпункте «г», который раскрывает порядок и нормы, подлежащие применению в ходе признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях настоящих Правил: «органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).

Отсутствие указания конкретного подпункта «г» пункта 2.1 Правил в тексте отсылочной нормы при четком формулировании необходимого условия (признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий) не может служить основанием к применению всей совокупности указанных в пункте 2.1 условий, которые регламентируют требования, предъявляемые к лицам, претендующим на социальную выплату, состоящим в иной категории – «Граждане».

Таким образом, требование, содержащееся в подпункте «б» пункта 2.1 Правил от 02.10.2018 № 377 регламентирующее одно из условий, предъявляемых к участникам программы, состоящим в категории «Граждане», а именно необходимость работы по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат) к лицу, которое состоит в списке участников мероприятий категории «Молодые семьи, и молодые специалисты» не основано на законе. Соответственно данное условие, предъявляемое к Искрину Е.П. как участнику программы категории «Молодые семьи, молодые специалисты» для включения в сводный список граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» является незаконным и необоснованным.

Иное толкование указанной нормы ликвидирует все установленные законодательством границы требований, предъявляемые к двум различным категориям участников данной программы, поскольку обязывает лиц, состоящих в категории «Молодые семьи, молодые специалисты» соответствовать всем требованиям, предъявляемым к категории «Граждане», закрепленным в пункте 2.1 Правил от 02 октября 2018 года № 377.

Вместе с тем, два действующих направления содержат различные по своей сути программы, устанавливающие как разные требования, в том числе в части возрастного ценза (участие в категории «Молодая семья» возможно только до достижения 35 лет, в категории «Граждане» данное условие отсутствует), наличия, либо отсутствие зарегистрированного брака, так и в части последующих обязательств, возникших после получения субсидии.

Условие, регламентированное абзацем 4 подпункта «а» пункта 3.1 Правил от 02.10.2018 N 377, обязывающее претендента на включение в сводный список представить документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий Искриным Е.П. выполнено, что не оспаривается стороной ответчика (л.д.66).

Кроме того, абзац 2 подпункта «а» пункта 3.1 Правил закрепляет условие, которое обязывает претендента лишь быть трудоустроенным в агропромышленном комплексе или социальной сфере по основному месту работы в сельской местности, без указания каких-либо сроков осуществления трудовой деятельности.

Как следует из трудового договора (л.д. 54-56 ) и представленной копии трудовой книжки (л.д. 52) истец данное требование выполнил как на дату постановки в соответствующую очередь (ДД.ММ.ГГГГ, трудоустроен у ИП Глава КФХ «ФИО4» -), так и на дату рассмотрения вопроса о включении в сводные списки граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» по Поспелихинскому району (трудоустройство в ООО «Сноп»). Данные факты ответчиком не оспариваются, подтверждены решением жилищной комиссии (л.л. 6-8).

С учетом изложенного, суд полагает, что требования истца в части признания незаконным и отмены решения районной жилищной комиссии администрации Поспелихинского рациона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО2 из сводных списков граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» категории «Молодые семьи, молодые специалисты» в связи с отсутствием непрерывного в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат стажа являются законными и обоснованными.

Кроме того, суд учитывает, что Искриным Е.П., состоящим в списках категории «Молодая семья» с ДД.ММ.ГГГГ, представлен необходимый пакет документов, для включения в сводные списки граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в 2019 году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Поспелихинском районе, что подтверждено представителем ответчика администрации Поспелихинского района Алтайского края Ивановой Е.А., указавшей на отсутствие лишь доказательств, подтверждающих факт непрерывного осуществления трудовой деятельности в течение одного года в агропромышленном комплексе на дату включения в списки и наличие остальных необходимых документов.

Согласно пункту 3.6. Правил от 02.10.2018 № 377 молодые семьи и молодые специалисты представляют в администрацию муниципального района (городского округа) заявление с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательной организации о его обучении на последнем курсе этой образовательной организации;

в) копии свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);

г) копии свидетельства о рождении (или об усыновлении) ребенка (детей);

д) копии трудового договора с работодателем (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

е) копии соглашения с работодателем (администрацией муниципального района (городского округа)) о трудоустройстве в сельской местности по окончании образовательной организации (для учащихся последних курсов образовательных организаций);

ж) документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности), или копий документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным пунктом 3.2 настоящих правил (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности);

з) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пунктов 2.1 и 2.17 настоящих правил;

и) при строительстве жилого дома молодая семья (молодой специалист) дополнительно к перечисленным выше документам представляет в администрацию муниципального района (городского округа) копии следующих документов:

разрешение на строительство жилого дома;

уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке;

сводный сметный расчет стоимости строительства жилого дома.

Указанные в подпункте "и" пункта 3.6 настоящих правил документы представляются гражданином в администрацию муниципального района (городского округа) в год, когда молодая семья (молодой специалист) становится участником программных мероприятий по строительству жилья.

Поскольку Искрин Е.П. состоит в списке претендентов категории «Молодая семья» с целью выполнения регламентированных законом условий, необходимых для участия в данной программе истец должен соответствовать условиям, предусмотренным п. 3.1 Правил от <данные изъяты> и представить перечень документов, указанных в пункте 3.6 данных Правил с учетом изъятий документов необходимых для лиц, относящихся к категории «Молодые специалисты».

Истец представил в администрацию Поспелихинского района соответствующее заявление (л.д.45), копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи (л.д. 46, 48), из которых следует, что местом регистрации истца и его супруги является <адрес>, возраст истца составляет менее 35 лет.

Кроме того, представлены копия свидетельства о браке (л.д. 50), копия свидетельства о рождении ребенка (л.д. 51 ), справка о составе семьи (л.д. 47), копия трудовой книжки (л.д. 53), в соответствии с записью которой Искрин Е.П. на ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен у ИП Глава КФХ «ФИО4», согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ Искрин Е.П. трудоустроен в ООО «Сноп» (л.д.52).

Кроме того, представлен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Искрин Е.П. трудоустроен в ООО «Сноп» в должности водителя, работа является по настоящему договору для работника основной (л.д.54-56). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 59-63) основным видом деятельности ООО «Сноп» является «выращивание зерновых культур», что относится к агропромышленному комплексу.

Постановлением администрации Поспелихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ семья Искрина Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и в очередь малоимущих граждан (л.д. 66).

Согласно справке о состоянии финансовой части лицевого счета, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ семье истца представлены средства материнского капитала в сумме 453 026 руб., которые находятся на лицевом счете, что свидетельствует о наличии части собственных средств для участия в программе (л.д.67).

Поскольку истцом заявлено на участие в программе с целью улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома (подпункт «в» пункта 3.4 Правил от 02 октября 2018 года № 377) в силу подпункта «и» пункта 3.6 Правил истцом представлено разрешение на строительство (л.д. 68), постановление администрации Поспелихинского района о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 69 ), проектная документация (л.д. 70 ). При этом суд учитывает, что указанные в подпункте "и" пункта 3.6 настоящих правил документы представляются гражданином в администрацию муниципального района (городского округа) в год, когда молодая семья (молодой специалист) становится участником программных мероприятий по строительству жилья, что свидетельствует о возможности предоставления сводного сметного расчета стоимости строительства жилого дома в текущем 2019 финансовом году.

В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Поскольку в судебном заседании представитель ответчика администрации Поспелихинского района Алтайского края Иванова Е.А. указала, что иных оснований для отказа Искрину Е.П. во включении в сводные списки граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», кроме указанного в протоколе жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, Искрин Е.П. подлежал включению в указанный список по дате подачи заявления на участие в программе (ДД.ММ.ГГГГ год). суд, проанализировав представленный перечень документов, приходит к выводу, что решение администрации <адрес> об исключении Искрина Е.П. из сводных списков граждан, проживающих в сельской местности – получателей выплат в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» является незаконным и подлежит отмене.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость удовлетворения требований истца в части возложения обязанности по восстановлению Искрина Е.П. в списке граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, категории «Молодые семьи и молодые специалисты» в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40.

Анализируя требования истца к Министерству сельского хозяйства Алтайского края, суд приходит к следующим выводам:

Из пункта 1.4 Правил от 02 октября 2018 года № 377 следует, что Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Министерство") является главным администратором средств краевого бюджета в части предоставления муниципальным образованиям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на реализацию мероприятий, определенных пунктом 1.3 настоящих правил.

Согласно пункту 3.8. Правил от 02 октября 2018 года № 377 предоставление молодым семьям и молодым специалистам и использование социальных выплат осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 2.5 - 2.15 и 2.19 - 2.39 настоящих правил.

В соответствии с пунктом 2.19. Правил от 02 октября 2018 года № 377 администрация муниципального района (городского округа) организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Согласно абзацу 7 данного пункта формируют список изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат граждан по муниципальному району (городскому округу) и ежегодно в срок до 1 октября (а в 2018 году - до 15 декабря) утверждают их.

С момента утверждения администрациями муниципальных районов (городских округов) соответствующих списков граждане становятся претендентами на участие в программных мероприятиях по строительству (приобретению) жилья.

Согласно пункту 2.21. Правил от 02 октября 2018 года № 377 утвержденный главой администрации района (городского округа) список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в срок до 5 октября года, предшествующего очередному финансовому году, представляется в Министерство сельского хозяйства Алтайского края.

Министерство на основании представленных администрациями муниципальных районов (городских) округов списков:

проверяет их на предмет соответствия заявителей условиям участия в мероприятиях программ, установленным настоящими правилами, с целью организации дальнейшей работы по предоставлению на эти цели социальных выплат;

при выявлении фактов несоответствия представленных в списках претендентов на получение социальных выплат программным условиям направляет администрациям муниципальных районов (городских округов) уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний;

на основании представленных списков и с учетом планируемого объема субсидий формирует сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год и сводный список на плановый период. (пункт 2.2. Правил от 02 октября 2018 года № 377).

Как следует из представленного в суд отзыва Министерство сельского хозяйства Алтайского края исковые требования Искрина Е.П. поддерживает, при этом ответчиком указано, что истец подлежит включению в списки получателей социальных выплат по указанной программе в текущем году (л.д. 34).

Поскольку срок предоставления утвержденных главой администрации района списков в ДД.ММ.ГГГГ году установлен указанными Правилами до ДД.ММ.ГГГГ (абзац 7 пункта 2.19), решение жилищной районной комиссии в отношении истца состоялось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8 ), из решения районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-44) следует, что Искрин Е.П. в сводные списки получателей социальных выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», проживающих в Поспелихинском районе на ДД.ММ.ГГГГ год не включен, соответственно в списках, представленных в Министерство сельского хозяйства Алтайского края, Искрин Е.П. не значится.

Данное обстоятельство подтверждено представителем ответчика Ивановой Е.А. в сходе рассмотрения дела.

Таким образом, сроки предоставления сводных списков получателей социальных выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», проживающих в Поспелихинском районе на 2019 год в Министерство сельского хозяйства Алтайского края истекли.

Судом установлено, что права истца нарушены в части не включения его в списки администрацией Поспелихинского района, Министерство сельского хозяйства Алтайского края осуществляет работу по формированию сводных списков на текущий финансовый год без учета истца.

Суд полагает, что требования истца об обязании ответчика Министерства сельского хозяйства Алтайского края внести необходимые изменения в список граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, разработанный в том числе, на основании списка, представленного администрацией Поспелихинского района Алтайского края без учета Искрина Е.П. при условии удовлетворения требований истца данным решением, являются законными и обоснованными.

В противном случае права истца не могут быть восстановлены в полном объеме, поскольку итоговой целью истца является включение в сводный список граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, разработанный Министерством сельского хозяйства Алтайского края.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Искрина Евгения Петровича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение администрации Поспелихинского района Алтайского края от 13 ноября 2018 года об исключении Искрина Евгения Петровича из списков граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в 2019 году, категории «Молодые семьи и молодые специалисты» в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40.

Обязать администрацию Поспелихинского района Алтайского края восстановить Искрина Евгения Петровича в списке граждан, проживающих в сельской местности – получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, категории «Молодые семьи и молодые специалисты» в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40.

Обязать Министерство сельского хозяйства внести изменения в списки получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и Государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 02 августа 2011 года № 40 в Поспелихинском районе Алтайского края, включив Искрина Евгения Петровича в данный список.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в апелляционном порядке.

Судья: Пичугина Ю.В.