ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/20 от 08.01.2019 Ростовского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-112/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2020 года г. Ростов Ярославской области

Ростовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Яковлевой Л.В.,

при секретаре Сухининой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «АЗУР эйр» о защите прав потребителей, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «АЗУР эйр», просит взыскать в ее пользу денежную компенсацию за утерю багажа в размере 17 167,20 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей на основании статьи 15 ФЗ «О защите прав потребителей», штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В обосновании исковых требований ссылается на положения ст.ст.103, 106, 118, 119, 127, 128 Воздушного кодекса РФ, Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок, пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и указывает, что 08 июня 2019 года она осуществила авиаперевозку рейсом ZF7756 авиакомпании ООО «АЗУР эйр» по маршруту г.Барселона (Испания) – г.Москва. 09 июня 2019 года по прибытию из г.Барселоны в г.Москву (аэропорт Внуково), самолетом ZF7756, ее багаж не прибыл. В связи с этим она написала в аэропорте заявление об его утрате.

По информации службы поиска груза аэропорта Внуково, из телефонного разговора, происходившего 13 июня 2019 года, ее багаж – сумка весом 12 кг. была обнаружена в аэропорту г.Барселоны 12 июня 2019 года. После 21 дня она обратилась к авиаперевозчику – ответчику, в последующем 10 июля 2019 года направив ему претензию, на которую авиакомпания ответила, что багаж был зарегистрирован на ФИО10 которая и является пассажиром, сдавшим багаж к воздушной перевозке и имеющим право на его получение, а также на предъявление перевозчику претензий, в связи с его утратой. Вместе с тем, багаж в Испании сдавала она лично, о том, что на багажной бирке указана фамилия ФИО9, увидела уже в последующем при утрате багажа. Считает, что ее права были нарушены при регистрации багажа, который должен оформляться индивидуально на каждого пассажира. Далее, истцом была направлена вторая претензия в связи с нарушениями при оформлении багажа в аэропорту г.Барселоны, не доставке его в аэропорт «Внуково» г.Москвы, на которую она ответ не получила.

В связи с утратой багажа ей причинены нравственные страдания, которые выразились в переживаниях и бессонных ночах, при прилете в аэропорт назначения, в связи с утратой багажа провела три часа в аэропорту, лишилась личных вещей, подарков близким, детям, внукам.

Стоимость багажа, в силу ст.22 Конвенции об унификации некоторых правил касающихся международных воздушных перевозок, резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА составляет в размере 20 ЕВРО за килограмм веса багажа, вес багажа – 12 кг., общая сумма – 20 ЕВРОх12 кг.= 240 ЕВРО, 1 ЕВРО = 71.53 рублей (официальный курс ЦБ РФ ЕВРО на 16.09.2019 г.) 240х71.53 = 17 167,20 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ООО «АЗУР эйр» в судебном заседании участия не принимал, извещен своевременно надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представлен отзыв, в котором ответчик просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, обосновывая свою позицию тем, что истец не являлась лицом, сдавшим к перевозке багаж, не прибывший в пункт назначения, и в этой связи не является лицом, управомоченным на предъявление требований к перевозчику в связи с утратой багажа. В соответствии с п.127 ФАП -82 багаж подлежит оформлению на каждого пассажира индивидуально. В силу пункта 147 ФАП-82 пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. Багаж был оформлен на ФИО11, из чего следует, что именно данное лицо являлось пассажиром, сдавшим багаж к воздушной перевозке, имеющим право на его получение, а также на заявление перевозчику требований в связи с утратой багажа. К досудебной претензии не был приложен документ, подтверждающий правомочия ФИО1 действовать от имени перевозившего багаж другого пассажира (ФИО13 в отношениях с перевозчиком (доверенность, оформленная в нотариальном порядке). Ссылка истца на то, что не прибывший в аэропорт Внуково (г.Москва) багаж по бирке с номером ZF 019 852, зарегистрированный на имя пассажира ФИО12 являлся в действительности багажом истца, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в порядке ст.56 ГПК РФ, в том числе в досудебных претензиях. Истец не сдавала к перевозке багаж по бирке ZF 019 852, и не обладает каким-либо правом на получение данного багажа, равно как и право на получение каких-либо компенсаций в связи с его утратой. Исковые требования о взыскании штрафа, компенсации морального вреда не подлежат также удовлетворению, поскольку являются производными от основного требования о взыскании убытков.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что с истцом знакома. Они вместе отдыхали в г.Барселона, вместе летели обратно в Москву. Она первая подавала документы на регистрацию, пояснила, что они с ФИО1 летят вместе, им необходимы места рядом друг с другом. Правила перевозки багажа: 5 кг – ручная кладь, 23 кг – багаж. При оформлении багажа она поставила багаж на весы, сдала документы на регистрацию, в этот момент ФИО1 подавала документы. Ее багаж был оформлен, поехал в отсек. Далее, ФИО1 поставила багаж для взвешивания и сказала, что его вес 12 кг.. ФИО1 выдали бирку. Все происходило быстро. В аэропорту было много народа, была задержка рейса. После, когда они прилетели во Внуково. Ее чемодан пришел, она ждала ФИО1 у ленты выдачи багажа. Затем ей стало известно, что багаж ФИО1 не доставлен, и последняя пошла писать заявление.

Выслушивав истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу пункта 1 ст.786 ГК РФ и ст.103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами. ( п.2 ст.786 ГК РФ).

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира. ( ст. 103 Воздушного Кодекса РФ).

Согласно ст.118 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

В соответствии с ч.3 ст.119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза. а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии со ст.19 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принятой 12 октября 1929 в г. Варшаве, в редакции Протокола от 28 сентября 1955 года (далее Варшавская конвенция), перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.Вопрос об определении порядка и размере возмещения вреда, связанного с утратой багажа при международных перевозках регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в г. Варшаве 12.10.1929 года ратифицированной у СССР 07.07.1934 года.

Согласно ст. 22 Варшавской Конвенции при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за килограмм. При этом, в случае утери багажа предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места.

Объем ответственности определен в соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы.

Судом установлено, что 08 июня 2019 года ФИО1 осуществляла авиаперевозку рейсом ZF7756 авиакомпании ООО «АЗУР эйр» по маршруту Барселона (Испания) – г. Москва, перевозка являлась международной. Вместе с ней в качестве пассажира осуществляла перелет ФИО14 Как следует из пояснений истца и показаний свидетеля ФИО17, они индивидуально сдавали багаж перевозчику. Багаж ФИО1 имел вес 12 кг. Каждой были выданы багажные бирки.

По прилету в г. Москва, багаж ФИО1 не был выдан, составлен акт об утрате багажа( 1 место) ZF019852 у пассажира ФИО1 (ФИО18).( л.д. 17).

10 июля 2019 года ФИО1 предъявила претензию ответчику в связи с утратой ее багажа при осуществлении перевозки по маршруту г.Барселона (Испания) – г. Москва рейсом ZF7756. ( л.д. 19-21).

В соответствии с п.87 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (далее ФАП-82) при оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру.

Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте ( пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа.

Багаж подлежит оформлению на каждого пассажира индивидуально. (п.127 ФАП-82).

Суд считает доводы ответчика о том, что истец является ненадлежащим лицом, поскольку право на предъявление претензии имеет пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта, а багаж ZF019852 был зарегистрирован на ФИО15 необоснованными.

Судом установлено, что при оформлении багажа была допущена ошибка в указании данных пассажира в багажной бирке, сдавшего его к воздушной перевозке. С требованием о составлении акта и в последующем претензии относительно утраты багажа обратилась истец, пассажир ФИО1, подлинник отрывного талона багажной бирки находится у нее, и представлен последней суду. Сама пассажир ФИО16 претензий относительно данного багажа не заявляет, напротив прямо указывает на его принадлежность истцу, так будучи допрошенной при рассмотрении данного дела факт сдачи багажа, багажная бирка № ZF 019852, не подтвердила, указав, что она сдавала свой багаж индивидуально и получила по прибытию в г.Москва, у нее сохранилась часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, которая прикреплялась к ее багажу, где нумерация багажа..019851.Данный багаж был принят сотрудниками аэропорта непосредственно перед от ФИО1. Факт неприбытия багажа 09 июня 2019 года подтвержден соответствующим актом, в котором относительно фамилии пассажира отражены две, как ФИО1, так и ФИО19 При этом, суд отмечает также, что регистрация багажа производится уполномоченным на то сотрудником и не зависит от волеизъявления истца.

Вопрос об определении порядка и размере возмещения вреда, связанного с утратой багажа при международных перевозках регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в г. Варшаве 12.10.1929 года ратифицированной у СССР 07.07.1934 года.

Согласно ст. 22 Варшавской Конвенции при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за килограмм. При этом в случае утери багажа предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места.

Объем ответственности определен в соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы.

Определяя сумму ущерба за во поврежденный багаж суд с учетом резолюции Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, исходя из веса багажа 12 кг определяет, что в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 17 167,20 рублей( 12 евро (платежная система территории Испании) Х12кг=240 Евро Х 71, 53( курс евро).

Далее с учетом, установленного судом нарушения прав потребителя, руководствуясь ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца ФИО1, которому причинен вред, а требования разумности и справедливости.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере 10083, 50 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В абзаце втором пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Кроме того, помимо самого заявления о снижении неустойки и штрафа ответчик в силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан предоставить суду доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки и штрафа последствиям нарушения обязательства. Ответчик не делал заявление о снижении размера штрафа, а также как и не представил доказательств, подтверждающих явную несоразмерность штрафа последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В данном случае, в пользу истца ФИО1 подлежат взысканию почтовые расходы в размере 296 рублей(подвержены документально) по досудебному урегулированию спора с ответчиком.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ООО «Азур эйр» в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 1086 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГАПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ООО «Азур эйр» денежную компенсацию за утрату багажа в размере 17 167,20 рублей, почтовые расходы 296 рублей, компенсацию морального вреда 3000 рублей и штрафа в размере 10 083,50 рублей. В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Азур эйр» госпошлину в размере 1086 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения судом.

Председательствующий Л.В. Яковлева