ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/20 от 30.09.2020 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

Гражданское дело № 2-112/2020

75RS0030-01-2020-000350-13

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Нерчинский Завод 30 сентября 2020 года

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Былковой В.А.,

при секретаре судебного заседания Распоповой В.В.,

с участием заместителя прокурора Нерчинско-Заводского района Седько И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации к администрации СП «Больше-Зерентуйское», администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края о взыскании расходов, связанных с тушением лесного пожара №21/8 от 5 апреля 2020 года в пользу федерального бюджета Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нерчинско-Заводского района обратился в суд в интересах Российской Федерации с вышеназванным исковым заявлением к администрации СП «Больше-Зерентуйское», мотивируя следующим.

В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен факт нарушений администрацией СП «Больше-Зерентуйское» МР «Нерчинско-Заводский район» требований законодательства о пожарной безопасности. Проверкой установлено, что в результате пала сухой травянистой растительности между минерализованными полосами за кладбищем (на противоположной стороне реки от с.Большой Зерентуй Нерчинско-Заводского района Забайкальского края) главой администрации сельского поселения ФИО1 4 апреля 2020 года около 12 ч. совместно с гражданами сельского поселения, водителем администрации и трактористом, 5 апреля 2020 года зафиксировано возгорание леса в 90 квартале, 17, 23, 28, 31 выделе Нерчинско-Заводского участкового лесничества в 5 км. на юго-запад от с.Большой Зерентуй. На месте возникновения пожара на землях иных категорий обнаружен сельскохозяйственный пал. Площадь возгорания составила 25 га. Согласно справки о тушении пожара №21/8 от 5 апреля 2020 года, расходы по тушению пожара составили <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.. Постановлением №37 от 13 мая 2020 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Просил взыскать с администрации СП «Больше-Зерентуйское» МР «Нерчинско-Заводский район» расходы по тушению лесного пожара в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в пользу федерального бюджета Российской Федерации.

Определением Нерчинско-Заводского районного суда от 10 сентября 2020 года, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, в качестве ответчика к участию в деле привлечена администрация муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края, являющаяся финансовым органом муниципального образования.

В судебном заседании заместитель прокурора Седько И.А. заявленное исковое требование поддержал полностью. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.

Представители ответчиков администрации МР «Нерчинско-Заводский район», администрации СП «Больше-Зерентуйское» МР «Нерчинско-Заводский район», представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края, КГСАУ «Забайкаллесхоз» при надлежащем извещении в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что явилось основанием для рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что 4 апреля 2020 года около 12 ч. главой администрации СП «Больше-Зерентуйское» ФИО1 во главе добровольной пожарной дружины, в составе водителя администрации ФИО2, водителя трактора ФИО3, жителей села ФИО4, ФИО5, ФИО6, привлеченных на добровольной основе к выполнению работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, произведен сельскохозяйственный пал, послуживший лесному пожару площадью 25 га. в 90 квартале, 17, 23, 28, 31 выделах в 5 км. на юго-запад от с. Большой Зерентуй Нерчинско-Заводского участкового лесничества. По факту выявленного пожара участковым лесничим Нерчинско-Заводского участкового лесничества ФИО7 5 апреля 2020 года составлен акт №21/8, где причиной пожара указан переход пожара с земель иных категорий. Согласно справке Аргунского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Нерчинско-Заводское участковое лесничество, акту натурного обследования от 6 апреля 2020 года, расчету ущерба от лесного пожара №21/8 - потеря древесины в результате низового беглого пожара, средней интенсивности, отсутствует. Площадь возгорания установлена на основании акта инструментальных замеров от 6 апреля 2020 года. Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара, табелю учета рабочего времени работников КГСАУ «Забайкаллесхоз» за период с 5 по 6 апреля 2020 года, занятых на тушении лесного пожара в 90 квартале; расчету заработной платы работников, привлеченных к тушению пожара в 90 квартале; табелю учета отработанного времени технических средств; акта списания ГСМ, израсходованного при тушении лесного пожара; ведомостям на выдачу продуктов питания работникам; акту на производство работ, ущерб от тушения лесного пожара составил в общем размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> коп., где <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – расходы по оплате труда; <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – налоги и обязательные платежи в фонд оплаты труда; <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – материальные расходы (горюче-смазочные материалы на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., продукты питания на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.). Представленный истцом расчет ущерба, связанного с тушением лесного пожара №21/8 суд находит арифметически верным и обоснованным. Ответчиками контр расчетов представлено не было.

Постановлением №37 от 13 мая 2020 года, принятым государственным инспектором Калганского, Нерчинско-Заводского районов по пожарному надзору ФИО8, глава администрации СП «Больше-Зерентуйское» ФИО1 за нарушение требований пожарной безопасности при плановом сельскохозяйственном пале, из-за которого произошел пожар в 90 квартале, выделах 17, 23, 28, 31 в 5 км. от с. Большой Зерентуй, привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (постановление в законную силу вступило, административный штраф в размере <данные изъяты> руб. уплачен должностным лицом 20 июля 2020 года).

Так, в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе "О пожарной безопасности", в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 (ред. от 18.10.2012) "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем").

Вред, причиненный вследствие пожара личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам ст. 1064 ГК РФ в полном объеме лицом, причинившим вред. Необходимо исходить из того, что возмещению подлежат стоимость уничтоженного имущества, расходы на восстановление или ремонт поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные связанные с пожаром убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).

Прокурором предоставлены доказательства, подтверждающие, что причиной лесного пожара стали виновные действия главы администрации СП «Больше-Зерентуйское», связанные с нарушением техники пожарной безопасности при проведении сельхоз пала, а также причинно-следственной связи между обжигом сухой травы и лесным пожаром. При этом требование к администрации СП «Больше-Зерентуйское» является необоснованным, поскольку указанный орган наделен лишь исполнительно-распорядительными функциями.

В силу п.6 ч.1, ч.3 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Осуществление переданных полномочий Российской Федерацией по обозначенным вопросам возложено на Министерство природных ресурсов Забайкальского края (п.12.18.1.6 положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503).

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета" (п.6 вышеназванного Положения); Министерство организует и осуществляет предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 12 пп. 12.32.1 Положения).

В целях обеспечения осуществления Министерством природных ресурсов Забайкальского края переданных полномочий создано КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Согласно п.1.4, п.2.2.1 Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз», учреждение осуществляет работы по тушению лесных пожаров. Тушение лесных пожаров осуществляется за счет поступающих субвенций из федерального бюджета.

Поскольку действия должностного лица органа местного самоуправления Нерчинско-Заводского района Забайкальского края привели к неконтролируемому распространению огня, и как следствие к расходованию средств федерального бюджета, затраченные на тушение лесного пожара, в результате чего пострадали интересы Российской Федерации, требование прокурора подлежит удовлетворению в части взыскания с администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края расходов по тушению пожара, за счет казны муниципального образования в пользу федерального бюджета Российской Федерации.

В части требования к администрации СП «Больше-Зерентуйское», которая не относится к представителю финансового органа муниципального образования - казны муниципального образования, следовательно является ненадлежащим ответчиком по делу, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации к администрации СП «Больше-Зерентуйское», администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края о взыскании расходов, связанных с тушением лесного пожара №21/8 от 5 апреля 2020 года в пользу федерального бюджета Российской Федерации, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского за счет казны муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края в пользу федерального бюджета Российской Федерации расходы, понесенные при тушении лесного пожара №21/8 от 5 апреля 2020 года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. <данные изъяты> коп..

В удовлетворении искового заявления к администрации СП «Больше-Зерентуйское» МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края, отказать.

Ответчики вправе подать в Нерчинско-Заводский районный суд заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком (ответчиками) заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.

Судья В.А. Былкова

Решение в законную силу не вступило;

в окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2020 года;

подлинник решения хранится в Нерчинско-Заводском районном суде в деле № 2-112/2020