ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/2012 от 01.02.2012 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

  № 2-112 \2012

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 01 февраля 2012 года.

 <адрес>

 Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Расчупко Е.И., при секретаре Онищенко Г.Г.,

 с участием: прокурора Переволоцкого района Видинова С.И.,

 представителя муниципального образования Кубанский сельсовет С., главы администрации К.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образования Кубанский сельсовет Переволоцкого района по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части непринятия мер по информированию граждан

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МО Кубанский сельсовет Переволоцкого района, указывая, что прокуратурой района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения рассматриваемого законодательства администрацией Кубанского сельсовета. Проверкой установлено, что ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу 23ноября2009года. В соответствии с требованиями ст. 1 закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (ст. 8 Закона).

 Положения ст. 14 Закона в императивной форме регламентирует включение в состав оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показатели повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

 Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:

 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;

 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;

 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;

 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

 8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;

 9) иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам.

 Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 В соответствии со ст. 22 Закона:

 Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:

 1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 2) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 3) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;

 4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

 5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

 6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

 7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Вразрез указанных требований рассматриваемого федерального закона, в ущерб муниципальным образованиям, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по прошествии более двух лет после вступления Закона в законную силу муниципальные образования <адрес> всех уровней, в том числе администрация Кубанского сельсовета к исполнению Закона не приступили, муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности не разрабатывались и не реализовывались; информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности не проводится; координация мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности не проводится.

 Просил признать бездействие МО Кубанский сельсовет по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным. В рамках исполнения обязанности по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности обязать МО Кубанский сельсовет устранить нарушения ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем принятия муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, их информационному обеспечению и координации мероприятий.

 В судебном заседании прокурор Видинов С.И. отказался от требований в части обязания заинтересованного лица принятия муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, их информационному обеспечению и координации мероприятий. В данной части производство прекращено определением суда.

 В остальной части заявление поддержал, просил признать бездействие МО Кубанский сельсовет по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным, обязать МО Кубанский сельсовет устранить нарушения ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в рамках исполнения обязанности по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

 Глава администрации МО Кубанский сельсовет К., представитель МО Кубанский сельсовет С., действующий по доверенности, требования прокурора не признали, пояснив, что в нарушение ст. 131 ГПК РФ в заявлении прокурора не указано, чьи и какие права нарушены, в чем заключается нарушение, не приложены доказательства выполнения досудебного порядка урегулирования спора (п.6 ст. 132 ГПК РФ), поскольку прокурором направлено в администрацию представление об устранении нарушений законодательства, до истечения установленного представлением срока прокурор обратился в суд. Денежные средства для разработки и исполнения программ по энергосбережению в бюджете сельских поселений не предусмотрены.

 Выслушав прокурора, заинтересованных лиц, суд пришел к следующему.

 Изучением положений Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. установлено, что работы по повышению энергетической эффективности, которые должны быть реализованы на муниципальном уровне в рамках Федерального закона № 261-ФЗ, можно условно разделить на два блока: организационно-управленческий и технический.

 Действия, вытекающие из норм Федерального закона № 261-ФЗ, в рамках организационно-управленческого блока предполагают разработку следующих мер:

 · проведение энергетических обследований помещений органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (срок – до 31 декабря 2012 г);

 · создание условий для ежегодного снижения бюджетными учреждениями потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении в течение 2010–2014 гг. на 3%(от показателей 2009 г.) по каждому виду ресурсов;

 • установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат регулированию органами местного самоуправления;

 • выявление бесхозяйного недвижимого имущества, используемого для передачи энергетических ресурсов, его постановка на учет и оформление в муниципальную собственность;

 • информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

 • координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением со стороны муниципальных учреждений.

 В качестве задач текущего характера следует также обозначить необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований к энергетической эффективности:

 • зданий (например, при осуществлении строительства за счет местного бюджета);

 • товаров, работ, услуг, приобретаемых, в рамках размещения муниципального заказа.

 Согласно ст. 40 Федерального закона № 261-ФЗ часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена пунктом 8.2 следующего содержания: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 Требования прокурора сводятся к обязанию исполнения органами местного самоуправления Федерального закона № 261-ФЗ, в части информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определенных статьями 8,. 22 указанного закона.

 Согласно п. 3 статьи 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 Согласно статье 22 Федерального закона № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Суд полагает необоснованными возражения заинтересованного лица, исходя из следующего.

 Представитель заинтересованного лица С. указывает, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, не указано, чьи и какие права нарушены. Данное заявление подано прокурором и рассматривается судом не в исковом порядке, а в порядке ст. 254 ГПК РФ об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в целях осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установленных Федеральным законом № 261-ФЗ. В законе четко прописаны обязанности органов местного самоуправления в этой области.

 Досудебным порядком урегулирования споров следует считать закрепленное в договоре или в законе условие о том, что до обращения в суд спорящая сторона обязана осуществить определенные действия, направленные на разрешение спора миром ( ст.131, ст.132 ГПК РФ). Такими действиями могут служить направление стороной, чьи права нарушены или ущемлены, претензии, уведомления или иного письма в адрес другой стороны. Досудебный порядок направлен на разрешение возникших споров между участниками гражданских правоотношений.

 В данном случае досудебный порядок законом не предусмотрен. Представление прокурора является одним из способов прокурорского реагирования на нарушения закона, вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1. Статьей 21 также установлено, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Внесение представления не препятствует одновременному обращению прокурора в суд в порядке статей 45, 254 ГПК РФ.

 Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Переволоцкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образования Кубанский сельсовет Переволоцкого района по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части непринятия мер по информированию граждан удовлетворить

 Признать бездействие муниципального образования Кубанский сельсовет по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности незаконным, обязать муниципальное образование Кубанский сельсовет устранить нарушения Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в рамках исполнения обязанности по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 Предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

 О выполнении решения суда заинтересованное лицо обязано сообщить в суд в течение месяца со дня устранения допущенного нарушения.

 Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения, через Переволоцкий районный суд.

 Судья : Е.И. Расчупко