ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/2013 от 09.08.2013 Биробиджанского гарнизонного военного суда (Еврейская автономная область)

                                                                                                                                 копия

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 9 августа 2013 года                                                                                        г. Биробиджан

 Биробиджанский гарнизонный военный суд в составе:

 Председательствующего - Ананьева Д.С., при секретаре Татариновой О.А., с участием представителя заявителя ФИО1, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <адрес> <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании бездействий Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Восточного военного округа, связанных с установлением ежемесячных процентных надбавок,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО2 обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части <адрес>, в должности офицера наведения радиолокационной станции зенитной ракетной батареи.

 С /дата/ командующим ВВО ему не установлена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности как военнослужащему входящему с состав расчета штатной боевой (специальной) техники на гусеничном шасси, однако в прежние годы, находясь на той же должности, данная надбавка ему устанавливалась, он ею обеспечивался в полном размере. Кроме того, ему не в полном размере выплачивается с /дата/ процентная надбавка за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями (северная надбавка).

 В своем заявлении заявитель просит признать бездействие Министра обороны РФ, связанное с не установлением ему с /дата/ процентной надбавки за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями, незаконным, а также бездействие командующего войсками Восточного военного округа связанное с не установлением ему с /дата/ надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности как военнослужащему входящему с состав расчета штатной боевой (специальной) техники на гусеничном шасси и, кроме того, взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращение в суд и оказанием юридических услуг, всего в сумме 7200 рублей.

 Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении требований своего доверителя и пояснил, что ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов его доверителю не установлена, поскольку его должность по штатному расписанию входит не в состав экипажа, а в состав расчета, при этом должностные лица, (в данном случае командующий ВВО) устанавливающие данную надбавку считаю данные наименования - "экипаж" и "расчет" разными по пониманию и значению, поэтому данные названия и определяют, по их мнению, установление и выплату указанной надбавки. Однако, по его мнению, это заблуждение и ошибочный подход к установлению надбавки, поскольку эти наименования понятий в данном случае следует определять как воинское подразделение на том или ином виде военной технике. При этом, все остальные условия необходимые для выплаты его доверителю указанной надбавки имеют место быть.

 В своих возражениях, направленных в суд, представитель должностного лица -командующего ВВО, требования заявителя не признал, просил в их удовлетворении отказать.

 Заявитель, должностные лица и их представители, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли, при этом заявитель просил рассмотреть дело без его участия, а должностные лица и их представители, не прибыли в суд и не предоставили данных об уважительности неявки в суд, а поэтому, в соответствии с ч. 2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

 Выслушав представителя заявителя участвующего в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя на основании следующего.

 Согласно справке из войсковой части <адрес>, выписке из личного дела и копии удостоверения личности заявителя следует, что последний занимает воинскую должность офицера наведения радиолокационной станции зенитной ракетной батареи и данная должность входит в состав расчета штатной боевой техники на гусеничном шасси указанной воинской части.

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» от /дата/ № 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

 Согласно ст. 12 указанного Закона (с последующими изменениями, на момент возникших спорных правоотношений) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

 В соответствии с частями 1, 2, 28 ст. 2 Федерального закона от /дата/ № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы, и состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

 Согласно ч. 18 ст. 2 указанного Федерального закона, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.

 Подпункт «д» пункта 3 Правил выплаты указанной ежемесячной надбавки, утвержденных постановление Правительства РФ от /дата/ №_ "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" определяет, что надбавка до 20 процентов оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси (специальных транспортных средств федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах.

 Аналогичная норма содержится в п.п. «д» п. 53 приказа Министра обороны РФ №_ от /дата/ "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".

 Анализируя изложенное нормативное законодательство, военный суд приходит к следующему, что вышеуказанное законодательство регламентирующее порядок и условия выплаты надбавки за особые условия военной службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси, не определяет ту или иную боевую (специальную) военную технику, как это предусматривалось ранее до /дата/ действовавшим законодательством - пунктом 132 Положения об обеспечении денежным довольствием, утвержденного приказом Министра обороны РФ от /дата/ №_ "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" - танки, самоходно-артиллерийские установки, зенитные самоходные установки на шасси танков, боевые машины пехоты, боевые разведывательные и десантные машины, самоходные гаубицы, самоходные пусковые установки зенитных ракетных комплексов и самоходные станции обнаружения и наведения этих комплексов, а поэтому определяющим условием выплаты данной надбавки является обстоятельство включения воинской должности, по которой военнослужащий по своим функциональным, специальным и должностным обязанностям, в состав воинского подразделения (экипаж, расчет), по которой он выполняет поставленные перед ним задачи в мирное и военное время на штатной боевой (специальной) техники на гусеничном или колесном шасси, и поэтому также необходимо сделать вывод, что в данном случае понятия "экипаж" и "расчет" являются тождественными.

 Кроме этого, необходимо сделать вывод и о том, что используя конституционный принцип равенства и не ограничивая право военнослужащих на вознаграждение за труд без какой бы то дискриминации (с учетом положений статей 19, 37 Конституции РФ и статей 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих") вышеуказанные нормативные акты не запрещают в праве получения данной надбавки военнослужащими выполняющие задачи на различных видах вооружения на гусеничном или колесном шасси, а поэтому подлежит установление и выплата надбавки за особые условия военной службы военнослужащим входящим в состав расчетов штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси.

 Оценивая доводы, указанные в возражениях представителя должностного лица, о том, что основанием к выплате военнослужащим ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, входящим в состав экипажей штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси, является только Перечень воинских должностей, утвержденный Министром обороны РФ, который является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, и так как занимаемая воинская должность заявителя в этот Перечень не входит, то и нет оснований заявителю претендовать на данную выплату, суд приходит к следующему.

 Никакого Перечня воинских должностей, на который ссылается представитель должностного лица, и по его утверждению определяющий наименование этих должностей которые входят в состав экипажа штатной боевой (специальной) техники на гусеничном шасси (к примеру, командир танка, наводчик оператор, заряжающий, механик-водитель), Министр обороны Российской Федерации не устанавливал и не утверждал, а также какой-либо иной Перечень представителем должностного лица суду представлен не был, а поэтому указанные возражения представителя суд находит надуманными, не соответствующие действительности, не основанными ни на каких ведомственных нормативных и законодательных актах, и также свидетельствующие о несоблюдении им требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, а поэтому военный суд данные возражения во внимание не берет.

 Учитывая изложенное и принимая во внимание, что воинская должность, согласно которой заявитель входит в состав расчета штатной боевой (специальной) техники на гусеничном шасси и выполняет на этой технике возложенные на него обязанности, а также то обстоятельство, что необходимые документы для установления ему ежемесячной процентной надбавки за особые условия военной службы командованием войсковой части <адрес> в адрес командующего войсками Восточного военного округа направлялись, но по ним никакого решения последним принято не было, то военный суд приходит к выводу, что требование заявителя о признании незаконным бездействия командующего ВВО, связанное с не установлением и не обеспечением его ежемесячной надбавкой за особые условия военной службы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Суд, рассматривая требование заявителя в части неполного обеспечения процентной надбавкой к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями с /дата/, находит его обоснованным и отмечает следующее.

 В соответствии с изученными в ходе судебного заседания удостоверением личности заявителя, его послужным списком и справке из войсковой части <адрес> от /дата/ №_ следует, что на /дата/ заявитель прослужил в отдаленной местности (<адрес> края, <адрес> края, <адрес> ЕАО) с неблагоприятными климатическими условиями пять лет.

 Согласно расчетным листам заявитель с /дата/ получал процентную надбавку к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями только в размере 20 процентов к денежному довольствию.

 Из п. 105 Порядка следует, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию в зависимости от периодов военной службы (службы и трудовой деятельности) в указанных районах (местностях).

 При этом, вышеуказанным постановлением Правительства РФ №_ от /дата/ утверждены Правила применения коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и согласно п.п. «г» п. 5 данных Правил для районов (местностей), отнесенных к IV группе территорий (<адрес>ы Восточной Сибири и Дальнего Востока), установлен следующий порядок расчета данной надбавки - 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30 процентов.

 Аналогичная норма содержится в п.п. «г» п. 109 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ.

 На основании изложенного необходимо прийти к выводу, что с /дата/ заявителю, прослужившему к указанной дате пять лет в местности с неблагоприятными климатическими условиями, подлежит выплата процентной надбавки за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями в размере 30 процентов к денежному довольствию.

 Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание нормы указанного законодательства необходимо прийти к выводу о том, что бездействие должностного лица - Министра обороны РФ связанное с неполным обеспечением заявителя процентной надбавкой к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями с /дата/ является незаконным, а требование заявителя подлежащим удовлетворению.

 С учетом изложенного и в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя на обеспечение положенными ему по закону выплатами, военный суд считает необходимым, при этом учитывает, что с /дата/ Министром обороны РФ делегированные полномочия по установлению надбавок и различных выплат иным должностным лицам, обязать командующего войсками Восточного военного округа обеспечить <данные изъяты> ФИО2 невыплаченной в полном объёме с /дата/ процентной надбавкой к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями в размере 30 процентов.

 В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 рублей подлежат возмещению в полном объеме, а также подлежат возмещению в полном размере судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, понесенные им за оказание юридических услуг в размере 7200 рублей. При этом суд учитывает, что толкование разумности пределов оплаты помощи представителя в суде, исходит из объема и характера защищаемого права, продолжительности рассмотрения дела, его сложности, конкретных обстоятельств рассмотренного спора, и находит подлежащей взысканию сумму в полном размере.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, военный суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление военнослужащего войсковой части <адрес> <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании бездействий Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Восточного военного округа, связанных с установлением ежемесячных процентных надбавок - удовлетворить.

 Признать бездействие Министра обороны Российской Федерации, связанное с выплатой <данные изъяты> ФИО2 с /дата/ процентной надбавки к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями в меньшем размере, незаконным.

 Обязать командующего войсками Восточного военного округа установленным порядком обеспечить выплату <данные изъяты> ФИО2 с /дата/ процентной надбавки к денежному довольствию за военную службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями в размере 30 процентов к денежному довольствию.

 Признать бездействие командующего войсками Восточного военного округа, связанное с не установлением <данные изъяты> ФИО2 с /дата/ ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему входящему с состав расчета штатной боевой (специальной) техники на гусеничном шасси, незаконным и обязать его установленным порядком установить заявителю указанную надбавку в указанном размере и обеспечить её выплату с /дата/.

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 200 (Двести) рублей и оплатой юридических услуг представителя в размере 7000 (семь тысяч) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Биробиджанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

 Подлинное за надлежащей подписью:

 Судья Биробиджанского

 гарнизонного военного суда                                                   Д.С. Ананьев