дело №2-112/2013
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Брейтово 11 декабря 2013 года Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., с участием прокурора Помещикова С.А., представителя ответчика Бобина В.А., при секретаре судебного заседания Беляевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брейтовского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Гореловского сельского поселения Ярославской области по требованиям:
1. Признать незаконным бездействие по решению вопроса об организации внешнего муниципального финансового контроля на территории сельского поселения.
2. Возложить обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу внести соответствующие изменения в Устав и (или) издать нормативно-правовой акт, регламентирующий наименование, структуру, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа сельского поселения и другие вопросы, регламентация которых возложена нормами Федерального закона от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на органы местного самоуправления;
3. Обеспечить функционирование внешнего муниципального финансового контроля путем создания соответствующего контрольно-счетного органа сельского поселения либо передачи соответствующих полномочий Брейтовскому муниципальному району путем обращения в Собрание представителей Брейтовского муниципального района с предложением заключить соответствующее соглашение по данному вопросу,
у с т а н о в и л:
Прокурор Брейтовского района Ярославской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Гореловского сельского поселения Ярославской области с вышеуказанными исковыми требованиями.
Из содержания искового заявления прокурора следует, что проверкой установлено длительное бездействие Гореловского сельского поселения по исполнению требований федерального законодательства о муниципальном финансовом контроле. 01 октября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Целью Закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований. Частью 2 статьи 2 Закона определено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно части 3 статьи 2 Закона муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Согласно части 2 и части 6 статьи 3, статьи 5 Закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом должны быть определены: наименование, структура, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования. К полномочиям представительного органа поселения при регулировании деятельности контрольно-счетного органа местного самоуправления в соответствии с Законом относятся установление: срока полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа; штатная численность и порядок определения структуры контрольно-счетного органа; порядок включения в план деятельности контрольно-счетного органа поручений представительного органа, предложений и запросов главы муниципального образования; порядок направления контрольно-счетным органом запросов о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических проверок; процедура опубликования или размещения в сети Интернет информации о деятельности контрольно-счетного органа. Муниципальный Совет Гореловского сельского поселения, несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, в течение двух лет не принимает действий по внесению изменений в Устав муниципального образования и (или) изданию нормативного правового акта, направленного на создание и регламентирование деятельности контрольно-счетного органа сельского поселения для обеспечения внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиям Федерального закона от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Действующее до настоящего времени Положение о ревизионной комиссии муниципального Совета Гореловского сельского поселения, утвержденное Решением муниципального Совета Гореловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует вышеприведенным положениям федерального законодательства, в том числе в части полномочий и состава органа внешнего муниципального финансового контроля. В 2011 году в адрес муниципального Совета Гореловского сельского поселения в рамках правового мониторинга прокуратурой направлялось информационное письмо о необходимости образования в Гореловском сельском поселении контрольно - счётного органа, создания нормативной правовой базы для его деятельности. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Гореловского сельского поселения прокурором Брейтовского района внесено представление в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации об организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, действий в данном направлении не предпринято.
С даты вступления в силу Закона в рамках внешнего муниципального финансового контроля, в отсутствие контрольно-счетного органа в Гореловском сельском поселении не проверено исполнение бюджетов за 2011 и 2012 годы, своевременно и качественно не проведена экспертиза проекта бюджета поселения на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 г.г. Отсутствие надлежащего финансового контроля за исполнением бюджета Гореловского сельского поселения не позволяет принимать своевременные меры по предупреждению коррупции, что является нарушением основных принципов законности и приоритетного применения мер противодействия коррупции, закрепленных пунктами 2 и 6 части 1 статьи 3 Федерального Закона от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», и может повлечь неправомерное, нецелевое, неэффективное расходование бюджетных средств Гореловского сельского поселения. В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы муниципального финансового контроля определены в качестве обязательных участников бюджетного процесса. Статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязанность представительного органа местного самоуправления формировать и определять правовой статус органов внешнего муниципального финансового контроля. В статье 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации зафиксированы бюджетные полномочия органов внешнего муниципального финансового контроля. Указанные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации длительное время не исполняются.
В судебном заседании прокурор Помещиков С.А. исковые требования поддержал в том же объеме по тем же основаниям.
Представитель ответчиков - муниципального Совета Гореловского сельского поселения, администрации Гореловского сельского поселения Ярославской области глава Гореловского сельского поселения Бобин В.А. исковые требования прокурора признал частично. Он пояснил, что орган внешнего муниципального финансового контроля в поселении не создан в связи с отсутствием финансовой возможности. Внешний финансовый муниципальный контроль не осуществляется. В стадии разрешения находится вопрос о передаче полномочий контрольно-счетного органа Гореловского сельского поселения контрольно-счетному органу Брейтовского муниципального района. По представлению прокурора муниципальным Советом принято решение об изменении Устава и включении в состав органа местного самоуправления контрольно-счетного органа, изменения направлены в подразделение Минюсти для регистрации, регистрация не проведена.
Третье лицо Собрание представителей Брейтовского муниципального района Ярославской области в суд своего представителя не направило, о дате и времени судебного заседания было извещено надлежаще.
Представитель соответчика администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в суд не явился. О дате и времени судебного заседания соответчик был надлежащим образом уведомлен. Главой Брейтовского муниципального района Ярославской области К.А.Б. представлены письменные возражения по иску (л.д. 122-125). Из содержания возражений следует, что Гореловское сельское поселение может осуществлять функции внешнего муниципального финансового контроля представительным органом поселения или иными контрольными органами.
Оценив доводы прокурора, возражения сторон, изучив материалы гражданского дела: предложение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.-10), решение муниципального Совета Гореловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № с положением о ревизионной комиссии в Гореловском сельском поселении Ярославской области (л.д. 10-12), копию представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ с ответом на представление (л.д. 13-16), Устав Гореловского сельского поселения (л.д. 62-109), протоколы судебных заседаний от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, возражения на исковое заявление (л.д.122-125), решение муниципального Совета Гореловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче осуществления полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в поселении (л.д.127) и другие, находит исковые требования прокурора частично обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. В силу п.1 ч.1 ст. 14 названного Закона к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Из положений ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наличие контрольно-счетного органа муниципального образования может быть предусмотрено в структуре органа местного самоуправления.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляется правовое регулирование порядка организации и деятельности контрольно-счетных органов, в том числе контрольно-счетных органов сельских поселений. Указанным законом определены также принципы деятельности контрольно-счетных органов, состав, структура, порядок назначения должностных лиц контрольно-счетного органа, требования, предъявляемые к ним и т.д. Вступивший в силу закон обязателен для исполнения. Главой Гореловского сельского поселения в судебном заседании были признаны требования прокурора в части того, что до настоящего времени контрольно-счетный орган в форме, указанной Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ в Гореловском сельском поселении не создан. Доказательств создания такого органа суду не представлено. В то же время, ст. 264.4 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) установлено, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации. Ст. 265 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ в той же редакции определено, что внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ст. 3 ч.ч.2, 11 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Суд считает, что из содержания указанных положений правовых норм следует, что для органа местного самоуправления законодатель установил обязанность осуществлять в установленном законом порядке внешний муниципальный финансовый контроль в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 г. №6-ФЗ. Для реализации указанных требований закона представительный орган сельского поселения может образовать контрольно-счетный орган или заключить соглашение с представительным органом муниципального района о передачи полномочий контрольно-счетного органа контрольно- счетному органу муниципального района.
Из материалов дела видно, что решением муниципального Совета Гореловского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о Ревизионной комиссии муниципального Совета Гореловского сельского поселения (л.д.10-12, 16). Однако, исходя из содержания положения, ее статуса, суд считает, что данная комиссия не является функционально и организационно независимым органом внешнего муниципального контроля. Нормами Закона №6-ФЗ контрольно-счетный орган наделен специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций каким-либо комитетом представительного органа. Из материалов дела, следует, что решением муниципального Совета Гореловского сельского поселения Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о внесении изменений в Устав Гореловского сельского поселения в части включения в структуру органа местного самоуправления Гореловского сельского поселения контрольно-счетного органа (ст. 20 Устава л.д. 62-109; л.д. 126), однако фактически контрольно-счетный орган до настоящего времени не функционирует, внешний муниципальный финансовый контроль не ведется.
Поскольку требования указанного выше Закона, бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления в части решения вопроса об осуществлении внешнего муниципального финансового контроля муниципальным Советом Гореловского сельского поселения Ярославской области длительное время не исполняются, доводы прокурора о незаконном бездействии муниципального Совета в этой части суд признает обоснованными. При таких обстоятельствах суд вправе обязать муниципальный Совет Гореловского сельского поселения Ярославской области устранить нарушения закона путем создания контрольно счетного органа или заключения соответствующего соглашения с представительным органом Брейтовского муниципального района Ярославской области.
Требования прокурора в части возложения на муниципальный Совет Гореловского сельского поселения Ярославской области обязанности внести изменения в Устав поселения и принять соответствующие нормативные акты, удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст.ст. 10, 12 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны в своей нормотворческой деятельности. В этой части исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. Доводы об отсутствии финансовых возможностей в поселении для исполнения требований законодательства в области обеспечения внешнего муниципального финансового контроля на уровне сельского поселения правовыми не являются и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Брейтовского района Ярославской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального Совета Гореловского сельского поселения Ярославской области по исполнению действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об общих принципах организации органов местного самоуправления, организации и деятельности контрольно-счетных органов в части обеспечения внешнего муниципального финансового контроля на территории поселения.
Обязать муниципальный Совет Гореловского сельского поселения Ярославской области в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства путем создания в соответствии с требованиями закона от 07.02.2011 года №6-ФЗ контрольно-счетного органа или заключения соглашения с представительным органом Брейтовского муниципального района Ярославской области о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В удовлетворении требований прокурора в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Брейтовский районный суд.
Судья Р.В. Савельев
Решение изготовлено 16 декабря 2013 года