Дело № 2-112/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 апреля 2014 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Шадрине А.М.,
с участием представителя ответчика Суразова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ешеновой Р.Т. к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 22 января 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» перевести из подпрограммы обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления,
установил:
Ешенова Р.Т. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 22 января 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» перевести из подпрограммы обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления, мотивируя свои требования тем, что истец состоит в очереди в подпрограмме обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов с 17 марта 2003 года. Мужу истца 28 декабря 2013 года исполнилось 36 лет, вышеуказанная программа распространяется на граждан до 35 лет включительно. В связи с этим 19 ноября 2013 года истцом было подано заявление о переводе из подпрограммы обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления, то есть с 17 марта 2003 года. Жилищная комиссия администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» 22 января 2014 года отказала в удовлетворении заявления о переводе. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как в решении не указана причина отказа.
В судебное заседание истец, представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Республики Алтай не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела подпиской и почтовым уведомлением о вручении, истец не известила суд об уважительности причин неявки в судебное заседание, не просила об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель третьего лица просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. Суд, с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Суразов В.А., действующий на основании доверенности № 9 от 26 февраля 2014 года, исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что решение жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 22 января 2014 года соответствует требованиям правил постановки и предоставления субсидий из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Списки молодых семей и специалистов, а также граждан состоящих в очереди по вышеуказанной программе ведутся сельскими поселениями и утверждаются Председателем жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», очередность соблюдается по дате подачи заявления. В случае включения истца в список очередников по первоначальной дате подачи заявления, будет нарушен порядок очередности получения жилищных субсидий, что может послужить нарушением прав других граждан, стоящих в очереди.
До начала судебного заседания от представителя Министерства сельского хозяйства Республики Алтай Синкиной А.В., действующей на основании доверенности от 31 марта 2014 года, поступило возражение на исковое заявление Ешеновой Р.Т., согласно которому представитель третьего лица полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. Представитель третьего лица мотивировал возражение тем, что по 31 декабря 2013 года предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам осуществлялось на основании Типового положения, являющимся Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858. С 1 января 2014 года социальные выплаты осуществляются на основании Типового положения, являющегося Приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (далее - Типовое положение). Пункт 4 Типового положения предусматривает, что первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, при соблюдении условий, установленных настоящим Типовым положением. Таким образом, установлена преемственность между ФЦП «Социальное развитие села» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». Реализация обеих программ на территории Республики Алтай осуществлялась и осуществляется через Минсельхоз РА. Однако истец являлась участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Реализацию данной Программы на уровне субъекта осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай. Условия участия в данной программе отличаются от условий участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». Кроме этого по срокам реализации программа «Жилище» и ФЦП «Устойчивое развитие села» в течение 2014 и 2015 годов реализуются одновременно и преемственность между этими программами законодательно не предусмотрена. Представитель третьего лица полагает, что Ешенова Р.Т. имеет право претендовать на социальную выплату в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», как вновь подающий документы на участие в данной программе, исключительно при соответствии условиям, предусмотренным Типовым положением для одной из категорий получателей социальных выплат. Решение Жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» об отказе в удовлетворении требований Ешеновой Р.Т. о переводе из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов» в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», было принято правомерно.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии с п. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с разделом II федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы основными целями программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Согласно разделу IIподпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Раздел V подпрограммы предусматривает, что механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3. Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3 к подпрограмме.
Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы содержит «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно п. 6 вышеуказанных «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 15 либо 15(1), 27 и 28 настоящих Правил, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (пункт 16 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования»).
Из материалов дела усматривается, что истец 17 апреля 2003 года обратилась с заявлением к главе администрации о выделении молодежной суммы на строительство дома.
В соответствии со справкой администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 684 от 2 апреля 2014 года Ешенова Р.Т. действительно с 2003 года состоит в очереди по программе «Обеспечение жильем молодых семей» по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. По состоянию на 2 марта 2014 года номер очереди пять.
Согласно решению жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 2 от 22 января 2014 года отказано в удовлетворении заявления Ешеновой Р.Т. о переводе из подпрограммы обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
В силу раздела II федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
Раздел IV федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» предусматривает, что программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Государственным заказчиком - координатором и разработчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (раздел IV федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»).
Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» содержит «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 4 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, при соблюдении условий, установленных настоящим Типовым положением.
Пункт 5 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» предусматривает, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 7 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» в каждой из указанных в пункте 6 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 17 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению № 6 к Программе с указанными приложениями (пункт 17 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»).
Из справки администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 685 от 2 апреля 2014 года усматривается, что Ешенова Р.Т. не состоит в очереди по обеспечению жильем по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Из анализа вышеуказанных федеральных целевых программ «Жилище» на 2011 - 2015 годы и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» следует, что данные федеральные целевые программы являются самостоятельными программами, ни одна из них не дополняет другую и одна программа не является продолжением другой программы, в федеральных целевых программах не усматривается правопреемственности. Данные федеральные целевые программы имеют разные цели, так цель федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы - это формирование рынка доступного жилья экономкласса, и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, целью федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» является повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития. Каждая из федеральных целевых программ имеет свои требования к участникам программ, обусловленные целями программы, соблюдение которых является обязательным условием участия в программе. Вышеуказанные федеральные целевые программы имеют свой порядок реализации гражданами права на участие в той или иной целевой программе, закрепленный в программе. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» не предусматривает возможность перехода участников в данную программу из других федеральных целевых программ. Гражданин может реализовать право на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» только в порядке, предусмотренном данной целевой программой и с обязательным соблюдением требований, установленных программой, к участникам программы.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истец, может реализовать свое право на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», в порядке и с соблюдением условий, установленных данной программой. При этом, при реализации своего права на участие в федеральной целевой программе, истец не должна нарушать права и свободы других граждан, которые уже принимают участие в данной программе. В связи с тем, что условия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» не предусматривают право перехода в данную программу из других целевых программ с сохранением даты начала участия по программе, из которой гражданин хотел бы перейти, то суд приходит к выводу, что истец не имеет право перехода из участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в участники федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Следовательно, решение № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 22 января 2014 года, которым отказано истцу в переводе из одной программы в другую, соответствует требованиям федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598. Доводы истца, что решение жилищной комиссии является незаконным вследствие отсутствия причины отказа, являются несостоятельными, так как правильное по своей сути решение не может быть признано незаконным по формальным причинам. Ввиду отсутствия у истца права на переход из федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, суд не находит оснований возложения обязанности на ответчика о переводе истца из одной федеральной целевой программы в другую. Вследствие вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Ешеновой Р.Т. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Ешеновой Р.Т. к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 22 января 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» перевести из подпрограммы обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с первоначальной даты подачи заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2014 года.
Судья Н.И. Долматова