Дело № 2-112/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 05 марта 2014 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области ФИО1, при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ганус А.Ю., представителя ответчика ООО ТК-1 ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2014 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тепловая компания-1» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса щепы по котельной № 14, возложении обязанности обеспечить на котельной № в г. Тара нормативный эксплуатационный запас щепы в количестве <данные изъяты> тыс. куб м.,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тепловая компания-1», указав, что межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за законностью в сфере жилищных прав граждан установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания-1», осуществляющее поставку тепловой энергии в жилые дома <адрес>, нарушает законодательство о теплоснабжении. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор аренды имущества жилищно-коммунального комплекса. В соответствии с положениями договора аренды ООО «<данные изъяты>» принимает во временное пользование муниципальное имущество жилищно-коммунального комплекса г. Тара с целью его использования для оказания услуг населению и юридическим лицам в области жилищно-коммунального хозяйства. Между ООО «<данные изъяты>» и ООО «ТК-1» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор субаренды, согласно которому арендатор передает субарендатору имущество жилищно-коммунального комплекса. Исходя из положений указанных договоров, ООО «ТК -1» приняло обязательства по обеспечению тепловой энергией население и организации <адрес>. Согласно нормативам запаса топлива на источниках тепловой энергии ООО «Тепловая компания - 1», утвержденным распоряжением РЭК Омской области от 01.10.2013 № 01-05/83, на котельной № неснижаемый нормативный запас топлива - щепы составляет <данные изъяты> тыс.куб.м.; нормативный эксплуатационный запас топлива составляет <данные изъяты> тыс. куб. м; фактический запас топлива (щепы) составляет <данные изъяты> тыс. куб. м. Между тем, щепа является основным видом топлива на котельной № г. Тары Омской области. Таким образом, руководством ООО «ТК-1» не соблюдаются положения законодательства о подготовке предприятий жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону в части исполнения обязанности по завозу щепы на котельную № 14. Отсутствие определенного законодательством запаса топлива на котельной № может привести к ненадлежащему исполнению теплоснабжающей компанией обязательств по поставке тепловой энергии надлежащего качества, и привести к чрезвычайной ситуации на территории г. Тары. Просит суд признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания-l» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса щепы по котельной № в г. Таре Омской области и обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания-l» обеспечить нормативный эксплуатационный запас щепы на котельной № в количестве <данные изъяты> тыс. куб. м.
В ходе судебного заседания представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Ганус А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, суду подтвердила все указанное в иске. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования. Указала, что распоряжение РЭК является обязательным для исполнения, доведено до сведения руководства ООО «ТК-1». На котельной № имеются виды топлива: щепа, мазут, газ. В декабре 2013 года в разгар отопительного сезона прекратились поставки газа, в настоящее время нулевой запас щепы, таким образом, подобные действия ответчика могут повлечь нарушение прав населения города на получение надлежащих услуг по теплоснабжении. Отметила, что расходы по приобретению щепы заложены в тариф и население данный тариф оплачивает, однако, в настоящее время запаса данного вида топлива на котельной нет вообще. Расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива составляет один раз в год на планируемый год. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с характером правовых отношений.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Тепловая компания-1» ФИО2 суду пояснил, что не согласен с предъявленными требованиями, котельная № работает на мазуте, щепе и газе. Достаточно запаса одного вида топлива, если котельная имеет альтернативные источники тепловой энергии. Также ссылался на ненадлежащее исполнение своих обязанностей поставщиком топлива ООО «Сибэкотэк». Указал, что распоряжение РЭК № 01-05/83 и приказ Минэнерго № 377 для него не являются нормативными актами, обязательными к исполнению, Приказ № вообще является лишь методическим пособием для расчетов объема топлива. Указал, что при принятии тарифов по оплате тепловой энергии сумма, необходимая на создание запаса топлива, в тариф не заложена, следовательно, у ответчика не имеется средств для создания такого запаса. Ответчиком в настоящее время избран один вид топлива на котельной № № это мазут, запас щепы на ДД.ММ.ГГГГ полностью отсутствует. Никаких жалоб со стороны населения не поступало, свои обязательства по поставке тепловой энергии потребителям ответчик исполняет добросовестно. Доводы прокурора о том, что возможно создание чрезвычайной ситуации, ничем не обоснованы, являются голословными. Просил отказать прокурору в удовлетворении его требований в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Распоряжением РЭК Омской области от 01.09.2013 г. утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО «ТК-1» (л.д.7)
Согласно п. 9. пп. 4 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, Комиссия утверждает нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Согласно п. 2, 15. Приказа Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 г. N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно приложению к распоряжению РЭК Омской области норматив эксплуатационного запаса топлива в виде мазута составляет <данные изъяты> тыс. т., щепы <данные изъяты> тыс. куб на котельной № (л.д.8).
Из договора субаренды от 28.05.2013, заключенному между ООО «<данные изъяты>» и ООО «ТК-1» следует, что арендатор передает субарендатору имущество жилищно-коммунального комплекса (л.д.9-16).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в том числе относится установление нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Так Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.09.2008 № 66 «Об организации в министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утвержден порядок определения норматива запаса топлива на котельных.
В соответствии с п. 2 Приказа Минэнерго № 66 «Об организации в министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Кроме того, п. 15 Приказа Минэнерго № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» установлено, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.
В соответствии с п. 16 расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115) п. 4.1.1. Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не соблюдаются положения законодательства о теплоснабжении в части не исполнения обязанности по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива. Так, на день рассмотрения иска судом, запас щепы как вида топлива на котельной № в <адрес> отсутствует полностью.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие ООО «ТК-1» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса щепы по котельной № в размере в количестве <данные изъяты> тыс. куб подлежат удовлетворению.
В материалах дела имеется акт по качеству топлива, акт по фактическому завозу щепы, претензия адресованная директору ООО «Сибэкотэк» о ненадлежащем исполнении договора по завозу щепы, что не является основанием к освобождением ООО «ТК-1» от исполнения распоряжения РЭК Омской области № 01-05/83.
Суд учитывает, что изложенные выше законоположения обязывали ответчика создать нормативные запасы топлива задолго до обращения прокурора в суд. Дальнейшее отложение разрешения данного вопроса повлечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Ссылки ответчика на ненадлежащее исполнение своих обязательств поставщиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО "ТК-1", являясь коммерческой организацией, оказывающей платные услуги населению, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск убытков. Исполнение обязательств перед потребителями не ставится в зависимость от имущественного положения исполнителя, от объема исполненных обязательств поставщиками ответчика. При этом судом также установлено, что никаких исков ответчик к своему поставщику в связи с ненадлежащим исполнением обязательств не предъявлял.
Таким образом, требование об обязании обеспечить на котельной № в <адрес> нормативный эксплуатационный запас щепы в количестве <данные изъяты> тыс. куб м. обосновано и также подлежит удовлетворению.
На основании ст. 212 ч 1. ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. В данном случае, учитывая повышенную социальную значимость существа рассматриваемого спора, с учетом интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, проживающих к той части города, на территорию которой распространяется подача тепла из котельной № (центральная котельная города), а также государственных учреждений, находящихся на этой же территории, суд полагает, что требование прокурора об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тепловая компания-1» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания-1» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса щепы по котельной № в <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания-1» обеспечить на котельной № в <адрес> нормативный эксплуатационный запас щепы в количестве <данные изъяты> тыс. куб. м.
Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение 1 месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд.
Судья подпись
Копия верна.
Решение вступило в законную силу Согласовано