РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2016 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Стариковой Н.Г.,
при секретаре Лашкиной М.В.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Петрухина Р.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенностям ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику по вышеизложенным основаниям, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям администрацией муниципального образования Богородицкий район.
В ходе проверки установлено, что администрация муниципального образования Богородицкий район осуществляет предоставление муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального имущества», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ№, а также положения «О порядке прохождения документов в порядке подготовки распорядительных актов о приватизации муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, имеющими преимущественное право на его приобретение». Однако, в нарушение требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отсутствует разработанный и утвержденный административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги, что может привести к необоснованному отказу или необоснованному предоставлению арендуемого имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, поскольку деятельность по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом связана с коррупционными рисками, указанные обстоятельства, в нарушение одного из основных принципов противодействия коррупции, установленного ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», - законности, создают благоприятную обстановку для различных коррупционных проявлений при решении должностными лицами администрации муниципального образования Богородицкий район вопроса об отчуждении недвижимого имущества арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства из муниципальной собственности. Пункт 14 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит к одному из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. На основании изложенного Богородицкий межрайонный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Петрухин Р.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, просил суд обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против заявленных требований Богородицкого межрайонного прокурора с учетом их уточнения, просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие административных регламентов влечет за собой нарушение прав потребителей муниципальных услуг, создает благоприятную обстановку для различных коррупционных проявлений при решении должностными лицами администрации муниципального образования Богородицкий район вопроса об отчуждении недвижимого имущества арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства из муниципальной собственности.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В соответствии со ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны, в том числе, предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст.13 вышеуказанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Требования к структуре административных регламентов и общие требования к разработке проектов административных регламентов предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, входящему в состав структуры административного регламента, предусмотрены ст.14 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с частью 1 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 года №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
В соответствии с п.6 Постановления органам местного самоуправления при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг, рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
Согласно ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества
В судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Богородицкий район осуществляет предоставление муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества, что подтверждается ответом комитета имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в период ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения требований Федерального закона от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район принято одно решение об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа (ДД.ММ.ГГГГ) на основании которого заключен договор купли-продажи муниципального имущества.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования Богородицкий район Богородицким межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в котором указано о необходимости разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из ответа главы администрации муниципального образования Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Богородицкого межрайонного прокурора следует, что по результатам рассмотрения комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район разработан проект административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в собственность в порядке реализации преимущественного права арендатора – субъекта малого и среднего предпринимательства».
В судебном заседании установлено, что в настоящее время в администрации муниципального образования Богородицкий район в нарушение действующего законодательства не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отсутствие административных регламентов влечет за собой нарушение прав потребителей муниципальных услуг.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район (место нахождения: <данные изъяты> разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги о выкупе арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года