Дело № 2-112/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 25 февраля 2016 года
Нанайский районный суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Шатилова А.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Маркина А.А.,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 25.12.2015 № 1-46/3017,
при секретаре судебного заседания Чупрове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия и возложении обязанностей определить границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, разработать и утвердить индивидуальные положения и паспорта указанных особо охраняемых природных территорий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия и возложении обязанностей определить границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, разработать и утвердить индивидуальные положения и паспорта указанных особо охраняемых природных территорий. В обоснование иска указал, что прокуратурой Нанайского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране администрации Нанайского муниципального района. В результате проверки установлено, что на территории Нанайского района созданы особо охраняемые природные территории местного значения.
Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края 22.11.2012 принято постановление № 1129 «Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Нанайского муниципального района Хабаровского края». Согласно п. 1.5 указанного Положения администрация Нанайского муниципального района утверждает границы и определяет режим особой охраны особо охраняемой природной территории.
В соответствии с ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ, органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что положения, в порядке ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, п.п. 1.2, 1.5 Положения, администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края не разработаны и не утверждены, вследствие чего контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий не осуществляется.
С учетом выявленных нарушений прокуратурой района 26.11.2014 главе Нанайского муниципального района Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 2-17-2014).
На вышеуказанное представление прокуратурой района 30.12.2014 получен ответ (исх. № 1-9.7/3983), согласно которому администрацией района в 1 полугодии 2015 года запланировано комплексное обследование особо охраняемых природных территорий местного значения, по результатам которого будут обновлены данные по особо охраняемым природным территориям местного значения, образованным на территории района, в соответствии с требованиями Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.03.2012 № 69. Согласно данному ответу на основании полученных сведений администрацией района в 4 квартале 2015 года будут утверждены положения об особо охраняемым природным территориям местного значения.
Согласно письму администрации района от 27.11.2015 (исх. № 1- 4.7/2803) комплексное обследование особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории района не производилось, в связи с дефицитом бюджетных средств и оптимизацией расходов местного бюджета Нанайского муниципального района. Положения о каждой особо охраняемой природной территории не утверждены. Согласно вышеуказанному письму, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по утверждению отдельного положения каждой особо охраняемой территории местного значения.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства, регулирующих порядок создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой нарушение режима особо охраняемых природных территорий, нанесения экологического ущерба особо охраняемым природным территориям
Представитель истца - старший помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края Маркин А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что памятники природы на территории Нанайского района были ранее признаны по решению органов исполнительной власти, выписаны охранные обязательства, что в свою очередь требует от администрации Нанайского муниципального района определить документально их границы, порядок охраны, разработать и утвердить индивидуальные положения и паспорта указанных объектов, что согласуется с нормами, изложенными в Федеральном законодательстве об особо охраняемых природных территориях, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды и положении об особо охраняемых природных территориях местного значения Нанайского муниципального района Хабаровского края, утвержденном постановлением главы
администрации района от 22.11.2012 № 1129. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края в неисполнении обязанности по утверждению границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, по разработке и утверждению индивидуальных положений и паспортов особо охраняемых природных территорий местного значения, а так же обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.06.2016 утвердить границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения: залива <адрес> протоки «<адрес><адрес>; острова <адрес>», <адрес>, разработать и утвердить индивидуальные положения и паспорта вышеуказанных особо охраняемых природных территорий.
Считает, что бездействие администрации Нанайского района в решении постановленных вопросов нарушает право неопределенного круга лиц на окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. Особо охраняемые природные территории местного значения Нанайского района были обозначены в пункте 2 постановления Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7, в настоящее время этот пункт исключен. Возникает вопрос о наличии данных объектов на территории района, поскольку администрацией вопрос о создании особо охраняемых природных территорий не разрешался и отсутствуют правовые основания для разработки их индивидуальных положений и паспортов. По итогам рабочего совещания 11.02.2016 по вопросу приведения в соответствие с действующим законодательством Положения по особо охраняемым природным территориям местного значения администрацией Нанайского муниципального района сформированы запросы в заинтересованные ведомства района о производстве обследования, описания границ и состояния на сегодняшний день <адрес>», <адрес> «<адрес>», «<адрес>».
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление
муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Особо охраняемыми природными территориями, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 2 Закона памятники природы относятся к одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
На основании ч. 4 ст. 2 Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Согласно ч. 8 указанной статьи, органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что на территории Нанайского района Хабаровского края на межселенных территориях в качестве памятников природы признаны следующие объекты - <адрес> по решению исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 27.08.1980 № 472, как возникшее на месте коренных приручниковых ельников в целях эстетического, рекреационного и определенного научного значения; остров <адрес>» по решению исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 23.12.1981 № 325, как естественная колония цапель и бакланов; залив <адрес>», протока <адрес> по решению исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 16.03.1983 № 82, как акватория для естественного воспроизводства рыбы; <адрес> (спелые кедрачи) по решению исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 26.04.1984 № 108, для сохранения кедра корейского, его обитателей и сбора семян.
Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 (ред. от 19.12.2015) «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» утверждён список объектов, объявленных памятниками природы краевого значения особо охраняемыми природными территориями, в который входит «<адрес>».
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 6 октября 2014 г. № 361-пр описание границ указанного памятника природы краевого значения совпадает с описанием границ памятника природы, ранее обозначенного по решению исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 26.04.1984 № 108, как лесная площадь естественного происхождения (спелые кедрачи), то есть данный памятник
природы в настоящее время относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения и находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Хабаровского края.
В связи с чем исковые требования в части возложения на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанности по утверждению границы и режима особой охраны, разработке и утверждению индивидуального положения и паспорта лесной площади естественного происхождения (спелые кедрачи) как особо охраняемой природной территории местного значения, удовлетворению не подлежат.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
В ст. 1 Закона об охране окружающей среды закреплено понятие охраны окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды согласно ч. 2 ст. 7 Закона об охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.
В судебном заседании установлено, что администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края 22.11.2012 принято постановление № 1129 «Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Нанайского муниципального района Хабаровского края» (далее - Положение), которое регламентирует порядок создания, защиты особо охраняемых природных территорий местного значения, установления режима особо охраняемых природных территорий, а также контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно п. 1.5 указанного Положения администрация Нанайского муниципального района утверждает границы и определяет режим особой охраны особо охраняемой природной территории.
На основании ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности подлежат занесению в государственный кадастр.
В соответствии с подп. «б» п. 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом министерства природных
ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 № 69 (далее - Порядок), государственный кадастр особо охраняемых природных территорий состоит, в том числе, из государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (далее - региональные кадастры), ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из подп. 9 п. 25 Порядка в состав нормативных документов об особо охраняемой природной территории в обязательном порядке включены:
Суд учитывает, что решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 27.08.1980 № 472, исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 23.12.1981 № 325, исполнительного комитета Нанайского районного Совета народных депутатов от 16.03.1983 № 82, согласно которым в качестве памятников природы на территории Нанайского района Хабаровского края были признаны: <адрес>; остров <адрес>»; залив <адрес>», протока «<адрес> до настоящего времени не отменены, указанные в них объекты не включены в перечни особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения, следовательно данные памятники природы относятся к особо охраняемым природным территориям местного значения.
Вместе с тем, установлено что Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения Нанайского муниципального района Хабаровского края, утвержденное постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 22.11.2012 № 1129 не содержит сведения об имеющихся особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории Нанайского района, об их границах, режиме их использования.
Требования прокурора Нанайского района Хабаровского края, изложенные в представлении от 26.11.2014 № 2-17-2014 об устранении нарушений закона по факту несоблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края в части признания незаконным бездействия администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в неисполнении обязанности по утверждению границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, по разработке и утверждению индивидуальных положений и паспортов особо охраняемых природных территорий местного значения, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного суд,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, по разработке и утверждению индивидуальных положений и паспортов особо охраняемых природных территорий местного значения.
Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.06.2016 утвердить границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения: залива <адрес>», протоки <адрес>»; <адрес> естественного происхождения; острова «<адрес> разработать и утвердить индивидуальные положения и паспорта вышеуказанных особо охраняемых природных территорий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд, через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме 29.02.2016.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.Н. Шатилов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.