ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/2018 от 22.03.2018 Лиманского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2018 г. п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,

при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Морской торговый порт «Оля», о запрете эксплуатации и освобождении от судов причального сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к акционерному обществу «Морской торговый порт «Оля» о запрете эксплуатации и освобождении от судов причального сооружения, указав, что Астраханской транспортной прокуратурой была по информации Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» проведена проверка соблюдения АО «МТП «Оля» требований законодательства о безопасности судоходства. Портовыми гидротехническими сооружениями являются инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также походные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов. Проведенной проверкой было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на причале №, находящемся в акватории морского порта «Оля» и принятому на баланс АФ ФГУП «Росморпорт» ошвартованы суда АО «МТП «Оля»: «СПК-55/25» (свидетельство о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ, МР-IV № ) и «ПК-96» (свидетельство о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ, МС – IV №). В соответствии с решением Арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за Российской Федерацией признано право собственности на самовольные постройки, к числу которых отнесен причал №. Согласно информации поступившей из АФ ФГУП «Росмортпорт» в транспортную прокуратуру на причал № отсутствует декларация безопасности и паспорта причального сооружения, подтверждающие безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения – причала. Эксплуатация АО «МТП «Оля» причала № в целях размещения «СПК-55/25» и «ПК-96» создает угрозу безопасности судоходства в морском порту Оля, поскольку на причал до настоящего времени отсутствуют (не разработаны) паспорт причального с сооружения, справочник допускаемых нагрузок, декларация безопасности гидротехнического сооружения, документы подтверждающие безопасность его эксплуатации. АО «МТП «Оля» созданы препятствия к обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В связи с чем, Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры просит: запретить АО «МТП «Оля» зарегистрированный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>) эксплуатацию причала №, находящегося в <адрес>; обязать АО «МТП «Оля» провести организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на освобождение причала №, находящегося в <адрес> от судов («СПК-55/25» и «ПК-96»), принадлежащих акционерному обществу «Морской торговый порт «Оля» на праве собственности.

Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требований поддержал в полном объеме.

Представители АО «МТП «Оля», ФГУП «Росморпорт» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.

Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судоходство определено как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов и пассажиров, следовательно, на причалы распространяют свое действие нормы Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, исходя из предназначения и требований к режиму эксплуатации спорного металлического сооружения швартовка и загрузка барж, швартовка и стоянка пассажирских судов, а также исходя из фактического его использования в качестве грузового причала, суд приходит к выводу о том, что данное сооружение является судоходным гидротехническим сооружением (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Из материалов дела следует, что Российская Федерация является собственником причального гидротехнического сооружения № . Астраханской транспортной прокуратурой по информации Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» проведена проверка соблюдения АО «МТП «Оля» требований законодательства о безопасности судоходства. Портовыми гидротехническими сооружениями являются инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также походные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов. Проведенной проверкой было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на причале №, находящемся в акватории морского порта «Оля» и принятому на баланс АФ ФГУП «Росморпорт» ошвартованы суда АО «МТП «Оля»: «СПК-55/25» (свидетельство о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ, МР-IV № ), и «ПК-96» (свидетельство о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ, МС – IV №). Согласно информации поступившей из АФ ФГУП «Росмортпорт» в транспортную прокуратуру на причал № отсутствует декларация безопасности и паспорта причального сооружения, подтверждающие безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения – причала. Эксплуатация АО «МТП «Оля» причала № в целях размещения «СПК-55/25», и «ПК-96» создает угрозу безопасности судоходства в морском порту Оля, поскольку на причал до настоящего времени отсутствуют (не разработаны) паспорт причального с сооружения, справочник допускаемых нагрузок, декларация безопасности гидротехнического сооружения, документы подтверждающие безопасность его эксплуатации. АО «МТП «Оля» созданы препятствия к обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Указанные обстоятельства установлены в ходе рассмотрения дела и не оспариваются сторонами.

Положения ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают запрет для государственного или муниципального предприятия на право продажи принадлежащего ему недвижимого имущества, сдачи его в аренду, передачи в залог, внесения в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иного способа распоряжения таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

С учетом изложенного, заключение договора аренды федерального имущества возможно лишь с согласия Росимущества в порядке, установленном законодательством. Иные способы использования имущества, находящегося в государственной собственности, являются не допустимыми и противоречат требованиям действующего законодательства.

Как установлено судом, АО «МТП «Оля», являясь судовладельцем «СПК-55/25» и «ПК-96», без согласия Росимущества и без согласования с Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт», а так же в отсутствие договора аренды, заключенного в установленном законом порядке, разместило указанные суда у причального гидротехнического сооружения № по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах АО «МТП «Оля» нарушены интересы Российской Федерации в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в собственности государства. Доводы истца о незаконном размещении АО «МТП «Оля» «СПК-55/25» и «ПК-96», без согласия Росимущества и без согласования с Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт», а так же в отсутствие договора аренды, заключенного в установленном законом порядке у причального гидротехнического сооружения № по адресу: Астраханская <адрес> являются законными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать АО «МТП «Оля» освободить от судов «СПК-55/25» и «ПК-96» причальное гидротехническое сооружение № , расположенное по адресу: <адрес>.

Запретить АО «МТП «Оля» эксплуатацию причальное гидротехническое сооружение № , расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месячного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: