№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Клинцовский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца – старшего помощника прокурора <адрес>ФИО4,
представителя ответчика Клинцовской городской администрации ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2021 года в <адрес> гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Клинцовской городской администрации о понуждению к совершению действий.
В обоснование иска указывает, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы увековечивания и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой выявлены нарушения закона, допущенные Клинцовской городской администрацией. На территории городского округа «<адрес>» расположено 9 памятников воинской славы (воинских захоронений), включенных в региональный реестр объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране в качестве объектов культурного наследия регионального (областного) значения. При этом Клинцовской городской администрацией в целях обеспечения сохранности воинских захоронений, меры по разработке в инициативном порядке проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия: охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта не приняты, проекты таких зон для утверждения границ в <адрес> не направлены. В целях устранения указанных нарушений прокурор <адрес> просит суд обязать Клинцовскую городскую администрацию принять меры по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия - памятников воинской славы (воинских захоронений): Воинское кладбище советских воинов, погибших в 1943 г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (юго-западная окраина города), Братская могила 72 железнодорожников, расстрелянных в 1942 г. фашистами за отказ работать на немцев (городское кладбище), Братская могила военнопленных, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила мирных жителей, расстрелянных в 1942 г. немецко- фашистскими захватчиками (южная окраина города, около стадиона), Братская могила партизан, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила партизан, погибших в 1941 и 1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Могила ФИО1, начальника политуправления 63-й армии Брянского фронта, погибшего в 1943 г. при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков (воинское кладбище), Могила ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) полного кавалера ордена Славы (городское кладбище), Братская могила 2000 мирных жителей, расстрелянных в 1941 г. немецко-фашистскими захватчиками (южная окраина города, около отделочной фабрики), обязать Клинцовскую городскую администрацию направить проекты зон охраны указанных объектов культурного наследия - памятников воинской славы воинских захоронений), в <адрес> для утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Клинцовской городской администрации ФИО5 в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в бюджет не заложены денежные средства для оформления паспортов объектов культурного наследия.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В силу ст. 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.
Согласно п. 1 ст. 33 данного закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов было принято решение № об утверждении списков архитектурных, археологических и исторических памятников области, подлежащих государственной охране местного значения.
Согласно приложению к указанному решению Исполкома, в список исторических памятников <адрес>, подлежащих государственной охране, включены Воинское кладбище советских воинов, погибших в 1943 г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (юго-западная окраина города), Братская могила 72 железнодорожников, расстрелянных в 1942 г. фашистами за отказ работать на немцев (городское кладбище), Братская могила военнопленных, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила мирных жителей, расстрелянных в 1942 г. немецко- фашистскими захватчиками (южная окраина города, около стадиона), Братская могила партизан, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила партизан, погибших в 1941 и 1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Могила ФИО1, начальника политуправления 63-й армии Брянского фронта, погибшего в 1943 г. при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков (воинское кладбище), Могила ФИО2ДД.ММ.ГГГГ полного кавалера ордена Славы (городское кладбище), Братская могила 2000 мирных жителей, расстрелянных в 1941 г. немецко-фашистскими захватчиками (южная окраина города, около отделочной фабрики).
По информации официального сайта Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия <адрес> http://ohrana-naslediya.ru/ вышеназванные воинские захоронения на территории <адрес> включены в Перечень объектов культурного наследия <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Клинцовской городской администрации прокурором <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации по факту не принятия органом местного самоуправления мер по разработке в инициативном порядке проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия – воинских захоронений.
Из ответа Администрации <адрес> на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в силу тяжелого финансового положения муниципального образования «городской округ «<адрес>» реализовать мероприятия по проведению историко-культурной экспертизы объектов в короткий срок не представляется возможным.
Как следует из протокола оперативного совещания при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам заслушивания доклада начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия <адрес>ФИО6 принято следующее решение: главам администраций муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано продолжить разработку проектов зон охраны объектов воинской славы и обеспечить внесение сведений о данных в Единый государственный реестр недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Клинцовской городской администрацией представлена справка, согласно которой дефицит бюджета городского округа «<адрес>» составляет 11 381 335 руб. 45 коп.
Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальный сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на территории городского округа «<адрес>» и относятся к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на Клинцовскую городскую администрацию.
Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчиков создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
Отсутствие необходимого финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения переданных ему полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию принять меры по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия - памятников воинской славы (воинских захоронений): Воинское кладбище советских воинов, погибших в 1943 г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (юго-западная окраина города), Братская могила 72 железнодорожников, расстрелянных в 1942 г. фашистами за отказ работать на немцев (городское кладбище), Братская могила военнопленных, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила мирных жителей, расстрелянных в 1942 г. немецко- фашистскими захватчиками (южная окраина города, около стадиона), Братская могила партизан, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Братская могила партизан, погибших в 1941 и 1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками (городское кладбище), Могила ФИО1, начальника политуправления 63-й армии Брянского фронта, погибшего в 1943 г. при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков (воинское кладбище), Могила ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) полного кавалера ордена Славы (городское кладбище), Братская могила 2000 мирных жителей, расстрелянных в 1941 г. немецко-фашистскими захватчиками (южная окраина города, около отделочной фабрики).
Обязать Клинцовскую городскую администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить проекты зон охраны указанных объектов культурного наследия - памятников воинской славы воинских захоронений) в <адрес> для утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Председательствующий судья Л.Ф. Холуева
Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.