Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород
Московская область 29 марта 2021 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре Чебаненко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение пособий на детей, ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области, утонив требования 18.02.2021 (л.д. 75), просила признать незаконными решения органа, оформленные по результатам рассмотрения ее заявлений о предоставлении государственной услуги, назначении и выплате региональных пособий на детей, а также ежемесячной денежной выплаты на питание.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 на удовлетворении требований настаивала, в их обоснование указав, что имеет двоих несовершеннолетних детей, 2009 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и семья является малообеспеченной, по месту пребывания сроком на пять лет дети и ФИО1 зарегистрированы в <адрес>, а до 2015 года - по месту пребывания в <адрес>, в жилых помещениях, не находящихся в собственности истца. Истец находит, что поданные в отдел социальной защиты населения <адрес> заявления о назначении и выплате пособий на детей, а также ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет полностью соответствовали требованиям к получению мер социальной поддержки на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», приведенные в решениях основания отказа ввиду отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в <адрес> нарушают права ее семьи на получение мер социальной поддержки. В указанной связи ФИО1 полагает, что решения Министерства социального развития <адрес>, оформленные отделом социальной защиты населения <адрес> в виде Уведомлений об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка ФИО2, ФИО3, в судебном порядке подлежат признанию незаконными, с понуждением органа к назначению выплате мер социальной поддержке, также находя, что отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от Дата обезличена, по аналогичным основаниям, безоснователен и незаконен.
Представитель ответчика - Министерства социального развития <адрес> по доверенности – ФИО4 иск не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 45-46), пояснив, что Дата обезличена ФИО1, временно зарегистрированная по месту пребывания в <адрес>, оформила заявления «О предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения», на детей ФИО3, Дата обезличена года рождения, ФИО2, Дата обезличена года рождения. Дата обезличена по данным заявлениям приняты решения об отказе по причине того, что у заявителя отсутствует регистрация по месту жительства в <адрес>. В указанной связи Министерство в лице представителя поддержало в ходе судебного разбирательства принятые решения по заявлениям ФИО1, находя отказы в назначении государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения, равно в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению ФИО1 от Дата обезличена, законными и обоснованными.
Заслушав и обсудив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, с учетом уточненных в настоящем судебном процессе обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что Дата обезличена ФИО1 обратилась в отдел социальной защиты населения <адрес> с заявлениями о предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения, в отношении детей – ФИО2, ФИО3 (л.д. 59-61, 62-64).
К заявлению был представлен соответствующий пакет документов (л.д. 49-58), в их числе, документы, подтверждающие личность заявителя и свидетельства о рождении детей, документы, подтверждающие среднедушевой доход семьи, а также выписка из домовой книги и свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком на пять лет.
Решениями от Дата обезличена, оформленными Министерством социального развития <адрес>№ и №, в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка отказано по причине «Отсутствие у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в <адрес>» (л.д. 47, 48).
Информация до заявителя доведена оформленными отделом социальной защиты населения <адрес> Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО3 (л.д. 23), Уведомлением Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО2 (л.д. 22).
Также установлено, что ранее, Дата обезличена ФИО1 обратилась в Отдел социальной защиты населения <адрес> социального развития <адрес> с заявлением /Z00_21-01-2020_306_2804160/ о назначении ежемесячной денежной выплаты на питание по категории «дети в возрасте до трех лет», на ребенка ФИО2, Дата обезличена года рождения (л.д. 89-91).
Решением б/н от Дата обезличена ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет», причиной отказа послужило отсутствие места жительства в <адрес> у ребенка (л.д. 94).
Несогласие ФИО1 с указанными решениями послужило поводом к обращению в суд, истец полагает, что право на получение мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от временной или постоянной регистрации в субъекте Российской Федерации, в ходе разбирательства ссылалась на то, что по семейным обстоятельствам она была лишена возможности оформить постоянную регистрацию по месту жительства, однако проживает фактически с детьми на территории <адрес> с 2015 года, дети находятся на амбулаторном учете по месту жительства, старшая дочь обучается в школе <адрес>.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулируются законом <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» (далее также - закон <адрес>№-ОЗ).
В целях реализации <адрес>№-ОЗ Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ (ред. от Дата обезличена) утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>, который устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.
Из содержания п. 1 ст. <адрес>№-ОЗ и п. 12 Порядка, утвержденного постановлением <адрес>№ (далее - Порядок), правом на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в <адрес>.
Пунктом 12.1 Порядка предусмотрено, что пособие назначается (возобновляется), продлевается на двенадцать месяцев, начиная с месяца подачи заявления о назначении (возобновлении), продлении выплаты пособия со всеми необходимыми документами.
Согласно п. 13 названного Порядка, для назначения и выплаты пособия на ребенка заявителем предоставляются документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка в Московской области, копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя.
Право на получение ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата на питание) предусмотрено ст. 20 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ.
В целях реализации государственных гарантий по получению указанного вида социальной поддержки Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
Как установлено судом и подтверждается представленными свидетельствами о регистрации по месту пребывания (Форма №), с Дата обезличена по Дата обезличена ФИО1, а также ее дети – ФИО2, ФИО3, зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 20, 21, 88).
Согласно выписке из домовой книги по указанному адресу, ФИО1 и ФИО3 ранее были зарегистрированы в <адрес>, затем по адресу: <адрес>, а в настоящем адресе оформлены по месту пребывания по заявлению собственника – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /со слов истца, ее матери/ (л.д. 52).
Согласно паспортным данным, регистрацию по месту жительства в <адрес> ФИО1 имела с Дата обезличена по Дата обезличена (л.д. 25).
Также установлено, что с Дата обезличена заявитель ФИО1 и несовершеннолетние по месту жительства постоянно зарегистрировались в <адрес> (л.д. 80).
Таким образом, с 2013 года по февраль 2021 года семья фактически проживала на территории <адрес>, проживание в <адрес> опосредовано также подтверждено справкой с места обучения ФИО3 (л.д. 71), справками поликлинического подразделения «Звенигородское» ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» о нахождении детей на амбулаторном учете (л.д. 72, 73).
Как указано выше, обратившись в отдел социальной защиты населения <адрес> с заявлениями о назначении и выплаты ежемесячного пособия, ФИО1 получила отказ. Следуя законодательному регулированию спорных правоотношений, отказ мотивирован отсутствием у нее и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в <адрес>, то есть, несоответствием заявителя требованиям пп. "б" п. 33 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от Дата обезличена№.
Аналогичным образом разрешено заявление о получении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», назначаемой в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, утвержденным Постановлением <адрес> от Дата обезличена№. В ответе на заявление ФИО1 обращено внимание на отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д. 93)
Позицию истца о несогласии с принятыми решениями суд поддерживает, находя, что таковые нарушают принципы предоставления мер социальной поддержки и повышения качества жизни, улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В указанной связи доводы органа социальной защиты населения о законности принятых решений равно об обязательном установлении факта места жительства заявителя в судебном порядке, суд находит несостоятельными.
Абзацем 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона № 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абз.4 ст. 2 № 5242-I).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком получения мер социальной поддержки определенной категории лиц, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право получения пособия на ребенка, равно ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, и такое право связано с фактом совместного проживания этого лица с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Таким образом, регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства и по смыслу приведенных норм законодательства отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Из содержания закона Московской области от № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право истца на получение мер социальной поддержки связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, к оформленным заявлениям ФИО1 предоставила документы, подтверждающие совместное место жительства семьи в Московской области, в виде свидетельств, оформленных в соответствии с порядком регистрационного учета /по форме № 3/, а также выписки из домовой книги по месту пребывания, в подтверждение факта того, что ФИО1 и ее дети с 18.10.2018 по 16.02.2021 постоянно проживали на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ФИО5 /со слов истца, - матери/, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявлений о назначении и выплате пособий на ребенка и ежемесячной выплаты на питание.
В указанном случае суд приходит к убеждению о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку в разрезе позиции, отраженной органом, ФИО1 вовсе лишалась бы права на получение мер социальной поддержки, так как в ходе судебного разбирательства суд установил, что в период с 2015 по 2021 г.г. ФИО1 и ее несовершеннолетние дети не имели постоянной регистрации по месту жительства, конкретное место жительства лица было установлено посредством оценки представленных суду доказательств и совокупного анализа обстоятельств, вынесенных на обсуждение сторон.
Следуя принципам эффективной судебной защиты, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, решение Министерства социального развития <адрес>№ от Дата обезличена, оформленное отделом социальной защиты населения <адрес> Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО2, решение Министерства социального развития <адрес>№ от Дата обезличена, оформленное отделом социальной защиты населения <адрес> Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО3, а также Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет в отношении ФИО2 по заявлению ФИО1 от Дата обезличена следует признать незаконными, за ФИО1 следует признать право на получение указанных мер социальной поддержки /с учетом временного периода, который подлежит самостоятельной оценке органа при оформлении пособий и выплаты/, на Министерство социального развития <адрес> следует возложить обязанность осуществить назначение и выплату Пособий на детей - по заявлениям ФИО1 от Дата обезличена Z00_№ (на ребенка ФИО2), от Дата обезличена Z00_№ (на ребенка ФИО3) в соответствии с Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>», а также осуществить назначение ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, утвержденным Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ - по заявлению ФИО1 от Дата обезличена б/н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконными решений об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение пособий на детей, ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет – удовлетворить.
Признать решение Министерства социального развития <адрес>№ от Дата обезличена, оформленное отделом социальной защиты населения <адрес> Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО2 - незаконным.
Признать решение Министерства социального развития <адрес>№ от Дата обезличена, оформленное отделом социальной защиты населения <адрес> Z00_№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению Пособия на ребенка ФИО3 - незаконным.
Признать Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет в отношении ФИО2 по заявлению ФИО1 от Дата обезличена – незаконным.
Признать право ФИО1 на получение социальных гарантий в виде получения Пособия на ребенка на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и в соответствии с Порядком назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от Дата обезличена№.
Обязать Министерство социального развития <адрес> осуществить назначение и выплату Пособий на детей - по заявлениям ФИО1 от Дата обезличена Z00_№ (на ребенка ФИО2), от Дата обезличена Z00_№ (на ребенка ФИО3) в соответствии с Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>».
Признать право ФИО1 на получение социальных гарантий в виде получения ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, утвержденным Постановлением <адрес> от Дата обезличена№.
Обязать Министерство социального развития <адрес> осуществить назначение ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет на основании <адрес> от Дата обезличена№-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, утвержденным Постановлением <адрес> от Дата обезличена№ - по заявлению ФИО1 от Дата обезличена б/н.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова