Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Коноваловой С.А.,
с участием прокурора ФИО4,
представителя администрации городского поселения р.п. ФИО2, действующей на основании доверенности,
при помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 10 марта 2022 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> об обязании принять меры к регистрации права собственности, понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> об обязании принять меры к регистрации права собственности, понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, в обоснование заявленных требований указывая, что на территории городского поселения р.<адрес> расположен памятник истории – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1944 годов. Указанный объект включен в Список объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения. В ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности администрации городского поселения р.<адрес> установлено, что государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении указанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, до настоящего времени не осуществлена.
Кроме того, в нарушение требований законодательства границы территории, зоны охраны вышеуказанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, не установлены, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, администрацией городского поселения р.<адрес> не оформлено.
Указывая вышеизложенное, просит обязать администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятник истории, являющейся объектом культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»), а также обязать администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территории, зоны охраны, оформить охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»).
<адрес>ной прокуратуры ФИО4 в судебном заседании иск поддержал и показал, что на территории городского поселения р.<адрес> расположен памятник истории – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1944 годов. Однако право собственности на указанный объект культурного наследия не зарегистрировано. Также не установлены границы территории, зоны охраны вышеуказанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, администрацией городского поселения р.<адрес> не оформлено.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения. В соответствии с <адрес>№-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» в собственность городского поселения р.<адрес> передан памятник истории – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1944 годов. Во исполнение данного Закона был составлен Акт передачи в муниципальную собственность поселения-указанного объекта муниципального имущества. Таким образом, ответчик фактически является собственником указанного памятника истории и должен содержать принадлежащее ему имущество. По закону обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности в отношении указанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия возлагается на ответчика. Кроме того, в нарушение требований законодательства границы территории, зоны охраны вышеуказанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, не установлены, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, администрацией городского поселения р.<адрес> не оформлено. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – городского поселения р.<адрес> – ФИО5 иск не признала и показала, что в соответствии с <адрес>№-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» в собственность городского поселения р.<адрес> передан памятник истории – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1944 годов. При этом каких-либо документов на указанный объект передано не было. Поскольку имеется расхождение в наименовании объекта, по документам передан памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне, тогда как в действительности указанный объект именуется памятник истории – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1944 годов, администрация не имеет возможности зарегистрировать право собственности на указанный объект. Каким-образом возможно устранить указанное разночтение неизвестно. Кроме того, указанная могила не находится без ухода, ведется постоянная работа, за памятником осуществляется надлежащий уход, принимаются все необходимые меры к его сохранению и поддержанию в надлежащем виде. Полагает, что иск в части требований о разработке границы территории, зоны охраны, оформлении охранного обязательства собственника не подлежит удовлетворению, поскольку указанные полномочия относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ. Кроме того в 2009 году принималось решение, которым прокурору <адрес> в иске в части разработки проектов зон охраны Братской могилы было отказано. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора <адрес>ной прокуратуры, представителя ответчика, стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации городского поселения р.<адрес> (далее – администрация поселения).
В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно пп.1, пп.3, пп.13 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе прочего:
- составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно п.1 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положениями ст.225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения закреплены в ч.ч. 1, 2 ст. 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – ФЗ №).
В силу ч.1 ст. 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Право пользования выявленным объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия, из актов государственных органов, из договоров, из судебного решения, по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 51 Закона № 73-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории городского поселения р.<адрес> расположен памятник истории, являющийся объектом культурного наследия – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»), который состоит на балансе администрации поселения.
Однако, государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении указанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, до настоящего времени не осуществлена.
Сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации гарантируется. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абз. 3, 4 преамбулы Закона № 73-ФЗ).
На основании изложенного при отсутствии у объекта культурного наследия собственника возникает ситуация, при которой не определено конкретное лицо, обязанное в силу вышеуказанных положений Закона № 73-ФЗ обеспечивать сохранность такого объекта.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в части требований об обязании администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятник истории, являющейся объектом культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»), подлежит удовлетворению.
При разрешении иска в части требований о разработке границы территории, зоны охраны, оформлении охранного обязательства собственника, суд руководствуется следующим.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Закона № 73-ФЗ).
В соответствии со ст.6 Закона № 73-ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:
1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра;
2) проведение историко-культурной экспертизы;
3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия;
4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Как следует из п.п. 3, 6, 7, 12, 14, 16, 16, 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации:
проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах;
проект зон охраны объекта культурного наследия;
сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия;
заключение государственной историко-культурной экспертизы.
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
Согласно ч.1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр.
Частью 2 указанной статьи определено, что охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
Как установлено, что на территории городского поселения р.<адрес> расположен памятник истории, являющийся объектом культурного наследия – Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»), который состоит на балансе администрации поселения.
Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства границы территории, зоны охраны вышеуказанного памятника истории, являющегося объектом культурного наследия, не установлены, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, администрацией городского поселения р.<адрес> не оформлено.
Таким образом, поскольку судом установлено, что администрацией городского поселения р.<адрес> не исполняются возложенные на нее законом полномочия в части охраны объекта культурного наследия, а также учитывая, что указанные полномочия возложены на администрацию городского поселения, суд приходит к выводу, о том, что иск прокурора в части требований об обязании администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территории, зоны охраны, оформить охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>») подлежит удовлетворению.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению поскольку ранее судом было постановлено решение которым в иске было отказано, так как ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом хотя и было постановлено решение об отказе в понуждении к разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, однако судом не установлено полного тождества ранее рассматриваемого иска и настоящего иска, поскольку имеется различие в предмете и основании иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на памятник истории, являющейся объектом культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»).
Обязать администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении шести месяцев со дня государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территории, зоны охраны, оформить охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, а именно: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (№ в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденном постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>»).
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись