ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112/2022 от 22.02.2022 Озерского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1.

22 февраля 2022 года Озёрский городской суд Московской ФИО6 в составе: председательствующего судьи Силивановой Г.М.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития населения Московской ФИО6 в лице Озерского управления СЗН об оспаривании решений, признании права на меру социальной поддержки, обязании назначить и выплатить социальное пособие на детей,

УСТАНОВИЛ:

Истец и ее представитель ФИО12 просят признать незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ N 141200, от 23.04.2021г. об отказе в назначении истцу государственной социальной помощи в виде социального пособия на ребенка (детей), не достигшего шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума, признать за истцом право на меру социальной поддержки в виде получения социального пособия на ребенка (детей) - ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) не достигших шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума по поданным заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ № P44844833, P44845793, обязать Министерство социального развития Московской ФИО6 в лице Озерского управления социальной защиты населения назначить и выплатить истцу в качестве законного представителя несовершеннолетних детей ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) государственное социальное пособие на ребенка (детей), не достигших шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума с момента обращения, взыскать судебные расходы в размере 6 507,52 руб., указывая на то, что 21.04.2021г. истцом были поданы заявления о предоставлении государственного социального пособия на детей в семье со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума, к данным заявлениям были приложены все необходимые документы, однако, 23.04.2021г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении пособий на основании превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, с чем истец не согласна, полагая, что ответчиком необоснованно включены в состав доходов семьи выплаты, произведенные на ребенка (детей) в возрасте от 3 до 7 лет, пособие по государственной социальной и экстренной социальной помощи в размере 58 000р., т.к. это социальные пособия; размер прожиточного минимума семьи должен рассчитываться по социально-демографической группе – 14 259 руб., а не среднее исчисление на душу населения, как указывает ответчик – 13 580 руб.

Представители ответчика по доверенностям ФИО8 и ФИО9 с иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что расчет доходов семьи истца произведен верно, в соответствии с установленным Порядком правил учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода на момент принятия оспариваемых решений. Из ч.1 ст.7 Закона МО «О мерах социальной поддержки семей и детей в МО» следует, что право на пособия имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума по МО на душу населения.

Представитель Министерства экономики и финансов МО в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.

Согласно преамбуле ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», данный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно ст.2 ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.16 ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Московской ФИО6 «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской ФИО6» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской ФИО6 на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской ФИО6.

Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 26/3 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской ФИО6 на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 13 580 рублей.

Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской ФИО6 утвержден Постановлением Правительства Московской ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Порядок).

B соответствии п.95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия на ребенка, определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.

Таким образом, из данных норм права следует, что при определении нуждаемости семьи и назначении пособия на ребенка принимается величина среднедушевого дохода, а не величина прожиточного минимума по социально-демографической группе.

Соответственно, данный довод стороны истца судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

В силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с п.п.«в» п.93 Порядка (в редакции, действовавшей на дату обращения за государственной услугой и вынесения оспариваемого решения) в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты: денежные выплаты, установленные отдельным категориям граждан федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки, за исключением социальных пособий, денежной выплаты на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми (стоимость подарочного набора), и ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, установленных Законом Московской ФИО6-ОЗ.

Законом Московской ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской ФИО6" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/163-П) устанавливаются следующие виды социальных пособий: единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на ребенка, ежемесячное пособие детям-инвалидам, ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов, единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни (ст.3).

Таким образом, в соответствии с Порядком только социальные пособия, указанные в ст.3 Закона Московской ФИО6-ОЗ не подлежали включению в доход семьи при назначении пособий на детей. Государственная и экстренная социальная помощь, установленные Законом Московской ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской ФИО6», а также ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, установленная Законом Московской ФИО6 N 57/2020-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской ФИО6» в данном перечне не содержатся, соответственно подлежали включению в доход семьи.

Следовательно, довод стороны истца об исключении из дохода семьи государственной и экстренной социальной помощи, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет или иных выплат, не указанных в Законе Московской ФИО6-ОЗ, не основан на законе.

Согласно свидетельству о заключении брака II-ИК от 30.08.2008г. Озерский отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской ФИО6 заключен брак между ФИО5 и ФИО10

Согласно свидетельству о рождении V-ИК от 11.06.2016г. родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО5 и ФИО2.

Согласно свидетельству о рождении V-ИК от 11.06.2016г. родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО5 и ФИО2.

Согласно справке от 12.04.2021г. состав семьи ФИО2 состоит из: мужа – ФИО5, сына – ФИО3, сына – ФИО4

21.04.2021г. ФИО2 в территориально-обособленное структурное подразделение - Озерское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской ФИО6 в соответствии со ст. 7 Закона Московской ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской ФИО6" были поданы Заявления в форме электронного документа о предоставлении (государственного социального пособия на детей в семье со среднедушевым доходом, менее прожиточного минимума (о продлении пособия на ребенка не достигшего шестнадцатилетнего возраста): ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (№ зарегистрированного заявления Р44844833); ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (№ заявления P44845793) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Для назначения пособий на детей, не достигших 16-летнего возраста, истцом предоставлены сведения (справки) о доходах семьи.

Решениями Министерства социального развития Московской ФИО6 в лице Озерского управления социальной защиты населения от 23.04.2021г., ФИО2 отказано в предоставлении государственной услуги по назначению пособий на детей, на основании превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, установленной Правительством Московской ФИО6 : среднедушевой доход на одного члена семьи составил 14 810,80 руб., для назначения пособия необходимо 13 580 руб.

Поскольку оснований для исключения из дохода семьи оспариваемых истцом сумм и исчислении размера прожиточного минимума по социально-демографической группе -14 259 руб.- не имеется, расчет доходов семьи истца произведен в соответствии с нормами права, среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Московской ФИО6 на 2021г. на душу населения, решение ответчика об отказе в назначении истцу социального пособия на ребенка (детей), не достигшего 16-летнего возраста, является законным и обоснованным. Соответственно, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Ссылка стороны истца на подпункт 3 п.7 «ПРАВИЛ УЧЕТА ФИО13 ИСЧИСЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА, ДАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФИО14 МОСКОВСКОЙ ФИО6», утвержденных постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1128/37, согласно которому в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, не включаются ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно,- не являются основанием для удовлетворения иска, т.к. данное постановление принято после вынесения оспариваемых решений и в нем не содержится указания на распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.

Иные доводы стороны истца судом приняты быть не могут как противоречащие собранным по делу доказательствам и нормам права, действовавшим на момент возникновения правоотношений- принятия оспариваемых решений.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО2 к Министерству социального развития населения Московской ФИО6 в лице Озерского управления СЗН об оспаривании решений, признании права на меру социальной поддержки, обязании назначить и выплатить социальное пособие на детей отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озёрский городской суд Московской ФИО6 в 1 месяц.

Судья Г.М.Силиванова

Мотивированное решение составлено 01.03.22г.