РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 года г.Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Кондратьева С.Ф.
при секретаре Ухаровой М.А.,
с участием помощника Новомосковского городского прокурора Пирогова С.С.,
представителя заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-113 по заявлению прокурора г. Новомосковска о признании недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
прокурор г. Новомосковска обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим пункт 13 раздела 5 постановления администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.06.2013 года № 2012 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 года № 2197 « О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования фонда заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск».
Заявление обосновал тем, что Новомосковской городской прокуратурой проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации муниципального образования г.Новомосковск от 28.06.2013г. № 2012 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации муниципального образования г.Новомосковск от 26.08.2011г. №2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования фонда заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования г.Новомосковск».
В ходе антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы. Пунктом 13 раздела 5 постановления администрации муниципального город Новомосковск от 28.06.2013 г. № 2012 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 г. №2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск», предусмотрено снижение размера надбавки пропорционально установленным баллам за показатели эффективности работы руководителя муниципального образовательного учреждения (далее МОУ) в течение срока, на который она была установлена, в случаях снижения качества и эффективности работы руководителя МОУ.
При этом конкретный процент снижения надбавки указанным порядком не определен, поскольку размер устанавливаемой надбавки согласно п. 5 раздела 3 определен как не более 200 процентов должностного оклада руководителя МОУ.
По мнению прокурора в нормативно-правовом акте усматриваются предусмотренные подпунктами а, б, в, ж пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96, коррупциогенные факторы, такие как широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий, оснований принятия решения); неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), что создаёт условия для произвольного подхода к принятию юридически значимых решений и коррупционных проявлений в процессе реализации полномочий, в том числе из корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц органов местного самоуправления.
Направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования город Новомосковск требование об изменении нормативного правового акта, с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новомосковска Пирогов С.С. требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель администрации муниципального образования г. Новомосковск по доверенности ФИО1 требования не признала по следующим основаниям.
Постановление, являясь нормативным правовым актом, устанавливает, в том числе, виды, размеры и порядок установления надбавок и доплат.
Пунктом 13 раздела 5 приложения к постановлению предусмотрено снижение размера надбавки пропорционально установленным баллам за показатели эффективности работы руководителя МОУ в течение срока, на который она была установлена, в случаях снижения качества и эффективности работы руководителя МОУ.
Разделом 6 приложения к постановлению определен перечень показателей эффективности работы руководителя МОУ с указанием баллов по каждому показателю.
Пунктом 9 раздела 4 приложения к постановлению определено, что один балл соответствует одному проценту должностного оклада руководителя МОУ.
В случае невыполнения руководителем МОУ какого-либо показателя эффективности ему снижается количество баллов и соответственно снижается процент надбавки в размере, соответствующем количеству баллов с учетом п. 9 раздела 4 приложения к постановлению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ, прокурор считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время, относится к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По делу установлено, что Постановлением администрации муниципального образования г. Новомосковск 21.06.2013 года № 2012 внесены изменения в приложение № 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 г. №2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск» (л.д. 98-123, 13-21).
Вышеназванное Постановление в течение 10 дней со дня принятия было размещено в местах для обнародования муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования г. Новомосковск, размещено на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно - коммуникационной сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск 21.06.2013 года № 2012 о внесении изменения в приложение № 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 г. № 2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск», являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, то есть обладают существенными признаками нормативного правового акта.
Таким образом, в силу пункта 2 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятое постановление, устанавливающее оплату труда работников и порядок формирования и расходования заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск, обязательно для исполнения на территории Муниципального образования город Новомосковск относится к компетенции администрации муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа муниципального района.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск 21.06.2013 года № 2012 принято компетентным органом в пределах его полномочий.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что 26.08.2011 года администрацией муниципального образования г. Новомосковск принят нормативно-правовой акт – постановление № 2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск», с целью соблюдения социально-экономических гарантий работников муниципальных учреждений, муниципального образования г.Новомосковск, на основании ст.ст. 5, 144 Трудового кодекса.
Данным постановлением утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования г. Новомосковск, (Приложение № 1) и Положение о прядке формирования и расходования средств фонда заработной платы муниципального образования город Новомосковск (Приложение 2) вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
28.06.2013 года администрацией муниципального образования г. Новомосковск принят нормативно-правовой акт – постановление № 2012 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 года № 2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования фонда заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск».
Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика), установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.
Подпункты "а, б, в, ж" п. 3 Методики к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, относят широту дискретных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
Прокурор просит признать недействующим пункт 13 раздела 5 постановления администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.06.2013 года № 2012 «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 года № 2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования фонда заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск», согласно которому размер надбавки снижается пропорционально установленным балам за показатели эффективности работы руководителя МОУ в течение срока, на который она была установлена, в случаях снижения качества и эффективности работы руководителя МОУ.
Разделом 6 приложения к Постановлению определен перечень показателей эффективности работы руководителя МОУ с указанием баллов по каждому показателю.
Пунктом 9 раздела 4 Приложения к Постановлению определено, что один балл соответствует одному проценту должностного оклада руководителя МОУ.
В случае невыполнения руководителем МОУ какого-либо показателя эффективности, ему снижается количество баллов и соответственно снижается процент надбавки, соответствующем количеству баллов с учетом пункта 9 раздела 4 приложения к Постановлению.
Таким образом, при определении показателей эффективности работы отсутствует произвольный подход должностными лицами органов местного самоуправления к принятию юридически значимых решений по снижению надбавки руководителям МОУ, в случаях снижения качества и эффективности их работы.
Доводы прокурора о том, что снижение надбавки противоречит положениям статей 129, 333 Трудового кодекса РФ, а именно, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), определяются Правительством Российской Федерации, суд признает не состоятельными.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Оспариваемое постановление, являясь нормативным правовым актом, устанавливает в том числе, виды, размеры и порядок установления надбавок и доплат.
В соответствии с пунктом 10 раздела 4 Приложения к Постановлению надбавка устанавливается в процентном отношении к должностному окладу руководителя МОУ на учебный год.
Согласно пункту 5 раздела 3 Приложения к Постановлению размер устанавливаемой надбавки не может превышать 200 процентов должностного оклада руководителя МОУ. Таким образом, в случае снижения эффективности работы руководителя МОУ снижается размер надбавки к должностному окладу, в то время как оклад руководителя МОУ остается при этом неизменным.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в случае признания недействующим пункта 13 раздела 5 Приложения к Постановлению, невозможно будет определить конкретный размер снижения надбавки руководителя МОУ, что приведет к образованию коррупциогенного фактора - широта дискретных полномочий, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
Таким образом, пункт 13 раздела 5 Приложения к Постановлению, предусматривающий снижение размера надбавки пропорционально установленным баллам применяемый с пунктом 5 раздела 3, пунктом 9 раздела 4, пунктами 17 и 17.1 раздела 6, не создаёт условия для произвольного подхода к снижению надбавки руководителям МОУ и не нарушает их права и свободы должностными лицами органов местного самоуправления.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления прокурора г.Новомосковска о признании недействительным нормативного правового акта в части, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 –199, 253 ГПК РФ, суд
решил
прокурору г. Новомосковска Тульской области в удовлетворении требований к администрации муниципального образования г. Новомосковск о признании недействующим пункта 13 раздела 5 Постановления администрации муниципального образования г. Новомосковск от 28.06.2013 года № 2012 «О внесении изменений в Приложение 1 к Постановлению администрации муниципального образования город Новомосковск от 26.08.2011 года № 2197 «О системе оплаты труда работников и порядке формирования и расходования фонда заработной платы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Новомосковск» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд.
Председательствующий