Селивановский районный суд Владимирской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Селивановский районный суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-113/2012 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации 30 марта 2012 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.
при секретаре Воиновой Е.А.,
с участием помощника прокурора Селивановского района Орловой В.В.,
представителей заинтересованных лиц: администрации Матаскиной В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, администрации МО СП Кобякиной В.С., муниципального бюджетного учреждения культуры Ненюковой С.В.,
представителя отдела надзорной деятельности по ГУ МЧС России по ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кр. Горбатка дело по заявлению
прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию , муниципальному образованию сельское поселение , муниципальному бюджетному учреждению культуры о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Копнинского сельского дома культуры,
у с т а н о в и л :
Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением (после уточнения требований) к Муниципальному образованию о признании бездействия по не обеспечению пожарной безопасности в здании сельского дома культуры незаконным, возложении на Муниципальное образование обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании сельского дома культуры путем приобретения оборудования и выполнения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, и к Муниципальному образованию и муниципальному бюджетному учреждению культуры о запрещении деятельности, предусмотренной уставом учреждения в помещениях здания Копнинского сельского дома культуры до полного устранения нарушений пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: .
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 39 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03) здание сельского дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; отделка путей эвакуации, а именно: фойе, зрительный зал, выполнены горючими материалами в нарушение п. 53 Правил; не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, занавесов сцены в нарушение п.150 Правил; в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности РФ и п. 7.4 табл. 1 СНиП 21-01-97 перегородка, отделяющая фойе от кабинета директора, не соответствует требуемому пределу огнестойкости (EI 45); в нарушение требований п. 10.1.2 табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) помещения дома культуры не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; в нарушение требований табл. 1, 2 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 3 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», п. Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) помещения сельского дома культуры не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.
Указанные нарушения носят длительный характер и не были устранены по результатам вынесенного в отношении указанного объекта предписания отдела надзорной деятельности по ГУ МЧС России по № от ДД.ММ.ГГГГ. С допущенными нарушениями сельский дом культуры продолжает функционировать и в настоящее время.
сельский дом культуры в соответствии с п. 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры является структурным подразделением - филиалом центра культуры и досуга.
В силу п. 1.7 Устава является юридическим лицом, муниципальным бюджетным учреждением, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления и отвечает по своим обязательствам в пределах, установленных законом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
Согласно ст. 56 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. 115 и 120 Гражданского кодекса РФ.
Определением принят отказ прокурора Селивановского района Владимирской области от требований по заявлению в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию муниципальному образованию сельское поселение , муниципальному бюджетному учреждению культуры о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании сельского дома культуры в части признания незаконным бездействия, о финансировании, о приобретении оборудования и выполнении работ по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности к муниципальному образованию сельское поселение и муниципальному бюджетному учреждению культуры , производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании прокурор Орлова В.В. поддержала уточненные требования и дополнительно пояснила, что срок выполнения требований обусловлен обеспечением безопасности посетителей и сотрудников учреждения культуры.
Представитель муниципального образования Матаскина В.В. заявленные прокурором требования признала и пояснила, что в здании сельского дома культуры действительно допущены нарушения Правил пожарной безопасности, изложенные в заявлении прокурора, которые требуют устранения. Здание сельского дома культуры находится в собственности муниципального образования , в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению культуры фактически не передано. Просила учесть при установлении срока для выполнения работ отсутствие средств для их финансирования, а также не удовлетворять требования прокурора в части запрещения осуществления культурной деятельности в здании сельского дома культуры.
Представитель муниципального образования сельское поселение Кобякина В.С. в судебном заседании пояснила, что здание сельского дома культуры не является собственностью МО СП
Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры Ненюкова С.В. в судебном заседании пояснила, что здание сельского дома культуры не передано их учреждению в оперативное управление и является собственностью муниципального образования . сельский дом культуры является филиалом их учреждения, в котором проводятся культурные мероприятия.
Представитель ГУ МЧС России ФИО5 пояснил, что в была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности, в том числе, в сельском доме культуры, по результатам которого вынесено предписание. К настоящему моменту устранены только те нарушения, устранение которых не требовало больших финансовых затрат. Просил удовлетворить требование прокурора в части запрещения культурной деятельности в здании сельского дома культуры, пояснив, что проведение культурных мероприятий с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью людей, вне зависимости от количества участников.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требование прокурора Селивановского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию , муниципальному бюджетному учреждению культуры о признании незаконным бездействия по не проведению противопожарных мероприятий и о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании сельского дома культуры подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьям 1, 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 37 указанного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу ст. 209 ГК РФ только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно п.п. 19.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ устанавливает, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Согласно справке председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации от ДД.ММ.ГГГГ здание сельского дома культуры, расположенного по адресу: является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципального имущества муниципального образования за реестровым номером №. Акт приемки-передачи в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению культуры на указанное здание отсутствует, в связи с тем, что данное имущество планируется передать в собственность муниципального образования сельское поселение Волосатовское.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам проверки, проведенной прокуратурой Селивановского района с привлечением специалиста- заместителя начальника отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по , здания сельского дома культуры, расположенного по адресу: , усматривается, что в нарушение Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) здание сельского дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (п.39); отделка путей эвакуации, а именно: фойе, зрительный зал, выполнены горючими материалами (п.53) не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, занавесов сцены (п.150). В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03), п. 7.4 табл. 1 СНиП 21-01-97 перегородка, отделяющая фойе от кабинета директора, не соответствует требуемому пределу огнестойкости (EI 45). В нарушение требований п. 10.1.2 табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», п. 3 Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) помещения дома культуры не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации. В нарушение требований табл. 1,2 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 3 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», п. Правил пожарной безопасности РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (ППБ 01-03) помещения сельского дома культуры не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.
Наличие данных нарушений требований Правил пожарной безопасности также подтверждается предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ и копией постановления о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Отдела культуры администрации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде приостановления деятельности сельского Дома культуры на срок девяносто суток.
Представителем Муниципального образования подтверждено, что нарушения Правил, выявленные в сельском доме культуры, существовали длительное время, и на момент рассмотрения дела не устранены.
Согласно Уставу муниципального бюджетного учреждения культуры утвержденному приказом заведующей отделом культуры администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем и собственником имущества РЦКД является муниципальное образование , от имени Учредителя РКЦД по распоряжению имуществом выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (п.1.5). На момент государственной регистрации настоящего Устава в состав РЦКД входят следующие структурные подразделения-филиалы, в том числе сельский Дом культуры по адресу (п.1.6).
Постановлением главы администрации МО № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Комплексная безопасность учреждений культуры на 2011-2013 гг.», согласно которой общий объем финансирования программы на мероприятия по противопожарной безопасности и принятию мер профилактики терроризма в учреждениях культуры (в том числе и в сельском доме культуры) на 2011 год должен был составить тысяч рублей. Финансирование программы осуществляется за счет средств районного бюджета и бюджетов сельских поселений.
Невыполнение вышеуказанных требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности РФ муниципальным образованием привело к несоблюдению противопожарного режима в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: , что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара.
Из изложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности филиала муниципального бюджетного учреждения культуры - сельского дома культуры законом, нормативными документами, Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры возлагается на муниципальное образование . Отсутствие в бюджете средств не может служить основанием к несоблюдению требований федерального законодательства в области пожарной безопасности, а также Конституции РФ, в соответствии с которыми финансирование данного вида деятельности, возложены на муниципальные органы.
Доводы представителя муниципального образования о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что здание сельского дома культуры является муниципальной собственностью муниципального образования , сельский дом культуры является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения культуры учредителем которого является муниципальное образование Проверкой исполнения законодательства о противопожарной безопасности в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: , проведенной прокуратурой Селивановского района ДД.ММ.ГГГГ, установлены нарушения Правил пожарной безопасности РФ.
Перечисленные в акте проверки нарушения правил пожарной безопасности носят длительный характер, что доказывает наличие указаний на эти же нарушения в предписании отдела надзорной деятельности по ГУ МЧС России по № от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сложившаяся ситуация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих сельский дом культуры, так как при наличии данных нарушений Правил пожарной безопасности и бездействия ответчика по их устранению, возможно возникновение пожарной ситуации, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и привести к человеческим жертвам, в связи с чем у суда имеются основания для признания бездействия муниципального образования по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании сельского дома культуры незаконным.
В целях восстановления нарушенного права, признав незаконным бездействие муниципального образования , суд считает необходимым обязать муниципальное образование устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан, возложив обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском доме культуры, расположенном по адресу: по приобретению оборудования и выполнению работ, указанных в заявлении прокурора.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего сторону совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом установленных обстоятельств по делу, состава работ, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения суда до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, о котором просит прокурор. При разрешении данного требования суд принимает во внимание и то обстоятельство, что нарушения Правил пожарной безопасности в сельском доме культуры существовали длительное время, не были устранены, несмотря на предписание государственного инспектора об устранении выявленных нарушений.
При разрешении требований прокурора о запрете осуществления деятельности, предусмотренной уставом учреждения, в помещениях здания сельского Дома культуры до полного устранения имеющихся нарушений, суд учитывает, количество имеющихся нарушений, их характер и опасность, и полагает обоснованным запретить муниципальному образованию и муниципальному бюджетному учреждению культуры осуществление деятельности, предусмотренной уставом указанного учреждения, в помещениях здания сельского Дома культуры, расположенного по адресу: , что не противоречит общественным интересам. Суд считает, что неприменение такого вида гражданской ответственности может повлечь за собой возможное причинение в случае возникновения пожара вреда имуществу, как заинтересованных, так и иных лиц, находящихся в непосредственной близости и на территории сельского Дома культуры. Несоблюдение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда здоровью, жизни граждан, посещающих его и работающих в учреждении.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ в целях устранения опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем суд считает необходимым установить запрет на пользование домом культуры до устранения нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному образованию , муниципальному бюджетному учреждению культуры о признании незаконным бездействия по не проведению противопожарных мероприятий и о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании сельского дома культуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования по не проведению противопожарных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании сельского дома культуры, расположенного по адресу: .
Обязать муниципальное образование устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском доме культуры, расположенном по адресу: , путем приобретения оборудования и выполнения следующих работ: установка прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны; оборудование помещения сельского дома культуры системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; оборудование помещения сельского дома культуры автоматической установкой пожарной сигнализации; демонтаж отделки путей эвакуации: фойе, зрительного зала, выполненных горючими материалами; демонтаж перегородки, отделяющей фойе от кабинета директора, не соответствующей требуемому пределу огнестойкости EI 45; обработка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, занавесов сцены с составлением соответствующих актов выполненных работ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Запретить муниципальному образованию и муниципальному бюджетному учреждению культуры осуществление деятельности, предусмотренной уставом указанного учреждения, в помещениях здания сельского дома культуры, расположенного по адресу: до момента полного устранения указанных нарушений пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Чернова