ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1130/19 от 24.05.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

70RS0003-01-2019-001997-07

...

2–1130/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Черных О.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием представителя истца Кулиевой А.С.., действующей по доверенности №475 от 28.01.2019, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску администрации Города Томска к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Города Томска обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее по тексту – УФССП России по Томской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование иска указано, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области С (далее по тексту – судебный пристав) возбуждены исполнительные производства № 19158/16/70024-ИП от 29.03.2016, №26526/16/70024-ИП от 28.04.2016. По данным исполнительным производствам судебным приставом вынесены постановления от 08.04.2016, 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., по каждому исполнительному производству. По мнению истца, имеются основания для освобождения его от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. На основании выданных Советским районным судом г. Томска в рамках решений исполнительных листов возбуждены исполнительные производства и судебным приставом был предоставлен 5-ти дневный срок на добровольное исполнение решений суда, однако, по мнению истца, данный срок не достаточен для выполнения требований исполнительных документов, так как администрация г. Томска предприняла все меры, чтобы в короткие сроки исполнить данное решение суда. В настоящее время жилые помещение Г и Б предоставлены, решения Советского районного суда г. Томска исполнены. Таким образом, истец полагает, что постановления о взыскании исполнительских сборов вынесены судебным приставом без учета вины истца, который предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решений суда, и не сделал этого в срок по уважительным причинам, поскольку жилых помещений в собственности МО «Город Томск», свободных от прав третьих лиц, не имелось, для их приобретения необходимы значительные денежные средства, которые должны быть предоставлены из бюджетов других уровней, а также необходимо разрабатывать проекты на проведение электронных аукционов и объять об их проведении.

Просят освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству № 19158/16/70024-ИП, взысканного с администрации г. Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 08.04.2016; освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №26526/16/70024-ИП, взысканного с администрации г. Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 19.05.2016.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что решения Советского районного суда в отношении Г и Б в настоящее время исполнены, жилые помещения предоставлены.

Ответчик в суд не явился, был извещен о дате рассмотрения дела.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч.11 и 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 06.03.2019, далее по тексту – Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.

Частью 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, закреплено право должника обратиться в суд в частности с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3. ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 74 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В силу п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Абзацем 3 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч.7 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ и п.1 ст.401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 №2201-О).

Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

При этом лицо, требующее освободить от взыскания исполнительского сбора должно доказать, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, неисполнение (несвоевременное исполнение) связано с причинами, не зависящими от его воли.

Судом установлено, что вступившим 15.03.2016 в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 08.02.2016 по делу 2-421/2016, исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Г к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения, удовлетворены. Решением постановлено: «Обязать администрацию г. Томска предоставить Г, ... г.р., по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17 кв.м.».

Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа ФС №008132555 от 15.03.2016ё, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-421/2016 от 15.03.2016 возбуждено исполнительное производство № 19158/16/70024-ИП от 29.03.2016. Предмет исполнения - обязать администрацию г. Томска предоставить Г, ... г.р., по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17 кв.м., что следует из постановления от 08.04.2016 (л.д. 19).

04.03.2016 администрацией г. Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №1287 направлено ходатайство о перераспределении выделенных денежных средств для исполнения 4х судебных актов по предоставлению благоустроенного жилого помещения на приобретение жилого помещения для его предоставления, в том числе и Г

17.03.2016 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-0689 поступил ответ, согласно которому дано согласие на распределение ранее выданных денежных средств на исполнение 4х судебных актов для исполнения других судебных актов, в том числе и в отношении Г, которые ранее не были предоставлены, при условии дальнейшего прекращения по первым 4-м исполнительных производств.

22.03.2016 администрацией г. Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №1673 направлено ходатайство о выделении денежных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, в том числе и для Г

Согласно письму администрации г. Томска от 05.05.2016 №2769 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области был уведомлен, что на приобретение жилого помещения на предоставления его Г выделены денежные средства в размере 1166,2 тыс. руб. и 31.03.2016 объявлен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в г. Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (извещение №0165300010516000250). По результатам электронного аукциона администрацией г. Томска заключен муниципальный контракт от 26.04.2016 №Ф.2016.63358 на приобретение благоустроенных жилых помещений в г. Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также из их числа, в рамках которого будет приобретено жилое помещение. После передачи в муниципальную собственность указанного жилого помещения и регистрации права собственности муниципального образования «город Томск» квартира будет передана Г по договору найма специализированного жилого помещения. Ориентировочный срок заключения договора найма – II квартал 2016 года.

Письмом администрации г. Томска от 19.05.2016 №3120 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области был уведомлен, что в настоящее время заключен муниципальный контракт от 26.04.2016 №Ф.2016.63358 на приобретение благоустроенных жилых помещений в г. Томске в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также из их числа, в рамках которого будет приобретено жилое помещение. После передачи в муниципальную собственность указанного жилого помещения и регистрации права собственности муниципального образования «город Томск» квартира будет передана Г по договору найма специализированного жилого помещения. Ориентировочный срок заключения договора найма – июнь-июль 2016 года.

Согласно письму администрации г. Томска от 18.06.2016 №3681, направленному судебному приставу-исполнителю МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области в соответствии с муниципальным контрактом от 26.04.2016 №Ф.2016.63358 Г будет предоставлено жилое помещение по адресу: ..., ориентировочный срок заключения договора найма – июнь – июль 2016 года.

Письмом администрации г. Томска от 19.07.2016 №4676, судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что в соответствии с распоряжением администрации г. Томска от 01.06.2016 №р576 Г распределено жилое помещение по адресу: ..., ориентировочный срок заключения договора найма – июль 2016 года.

Из представленной копии договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что с Г. заключен договор найма жилого помещения №229 от 19.07.2016 в отношении жилого помещения по адресу: ..., общей площадью 24 кв.м., находящееся в собственности муниципального образования «город Томск» с 20.05.2016.

Таким образом, как установлено судом, что не оспорено сторонами, требования исполнительного листа ФС №008132555 от 15.03.2016, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-421/2016 от 08.02.2016, исполнено, жилое помещение по договору найма Г предоставлено – 19.07.2016.

Вступившим 27.08.2015 в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 21.07.2015 по делу 2-2347/2015, исковые требования Прокурора г. Томска в интересах Б о предоставлении жилого помещения, удовлетворены. Решением постановлено: «Обязать администрацию г. Томска предоставить Б, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Муниципального образования «...», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17 кв.м.».

Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области на основании исполнительного листа ФС №008127146 от 21.04.2016, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-2347/2015 от 27.08.2015 возбуждено исполнительное производство №26526/16/70024-ИП от 28.04.2016. Предмет исполнения - обязать администрацию г. Томска предоставить Б по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Муниципального образования «город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17 кв.м., согласно постановлению от 19.05.2016.

04.09.2015 администрацией г. Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлено письмо за исх. №5508 согласно, которому с просьбой выделить денежные средства на исполнение решений Советского районного суда г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отношении, в том числе и Б

16.09.2016 от Департамента по вопросам семьи и детей Томской области за исх. №58-02-0083 поступил ответ, согласно которому муниципальному образованию «город Томск» предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на исполнение решений Советского районного суда г. Томска, в том числе в отношении Б (решение от дело 2-2346/2015) в размере 1166,2 тыс. руб.

Согласно письму администрации г. Томска от 04.05.2016 №2717 судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области был уведомлен, что на приобретение жилого помещения на предоставления его Б выделены денежные средства в размере 1166,2 тыс. руб. и 29.03.2016 объявлен электронный аукцион для приобретения благоустроенного жилого помещения на территории г. Томска (извещение №0165300010516000228). На дату окончания подачи заявок – 06.04.2016 подана одна заявка на участие в электронном аукционе (ОАО «Томская домостроительная компания»). Данная заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Решением Единой комиссии электронный аукцион признан несостоявшимся. В настоящее время разрабатывается проект документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в г. Томске в целях предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно письму администрации г. Томска от 25.07.2016 №4698, направленному судебному приставу-исполнителю МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области в соответствии с муниципальным контрактом от 27.06.2016 №Ф.2016.129001 Б будет предоставлено жилое помещение по адресу: ..., ориентировочный срок заключения договора найма – август 2016 года.

Письмом администрации г. Томска от 26.08.2016 №5532, судебный пристав-исполнитель МОСП и ИОВИП УФССП России по Томской области уведомлен, что в соответствии с распоряжением администрации г. Томска от 10.08.2016 №р903 распределено жилое помещение по адресу: .... В настоящее время ведется работа по заключению договора найма специализированного жилого помещения ... по ..., что также подтверждается распоряжением администрации г. Томска от 10.08.2016 №р903 и распоряжением администрации Ленинского района г.Томска от 15.08.2016 №1265.

Таким образом, как установлено судом, что не оспорено сторонами требования исполнительного листа ФС №008127146 от 21.04.2016, выданного Советским районным судом г. Томска по делу 2-2347/2015 от 21.07.2015, исполнены, жилое помещение Б предоставлено.

Судебным приставом-исполнителем МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области вынесены постановления от 08.04.2016 и от 19.05.2016 о взыскании с должника – администрации г. Томска исполнительского сбора: по исполнительным производствам № 19158/16/70024-ИП от 29.03.2016 и №26526/16/70024-ИП от 28.04.2016 в размере 50000 руб. по каждому исполнительному производству, поскольку исполнительные документы должником - администрацией г. Томска в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.

Постановления о взыскании исполнительского сбора по данным исполнительным производствам в размере 50000 руб. (по каждому) исполнены администрацией г. Томск, что подтверждается копиями платежных поручений №140079 от 12.05.2016 и №198990 от 24.06.2016.

Как установлено судом, что не опровергнуто стороной ответчика, в настоящее время Г и Б жилые помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда предоставлены, вступившие в законную силу решения Советского районного суда г. Томска по делам №2-2347/2015, и №2-421/2016, исполнены.

Суд учитывает и то, что администрацией г. Томска начались исполняться решения Советского районного суда г. Томска по делам № 2-2347/2015 и №2-421/2016 ранее, чем были возбуждены исполнительные производство по ним.

Суд учитывает и то, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателям жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у истца отсутствует, так как для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений в полном объеме необходимо произвести следующие этапы: формирование плана закупок и плана-графика закупок, подготовка и размещение документации для проведения электронного аукциона, процедура проведения электронных торгов, заключение муниципальных контрактов, приемка приобретенных жилых помещений в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, регистрация права собственности МО «Город Томск» в Управлении Росреестра по Томской области, а также принятие в казну Города Томска, подготовка и согласование распоряжения о распределении приобретенных жилых помещений и передача в районные администрации для непосредственного предоставления, заключение договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, что требует значительного количества времени.

Из представленных суду документов следует, что истцом предпринимались все меры для исполнения решений Советского районного суда г. Томска по делам № 22-2347/2015 и № 2-421/2016 в кротчайшие сроки.

Суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений Советского районного суда г. Томска по делам №2-421/2016 и № 2-2347/2015 по обеспечению Г и Б специализированным жилым помещением по договору найма в г. Томске невозможно, вследствие объективных обстоятельств.

В опровержение позиции истца о наличии исключительных обстоятельств не исполнения требований исполнительного листа в срок добровольного исполнения, установленного судебными приставами-исполнителями, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено.

При этом суд также учитывает и то, что администрация г. Томска является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 01.05.2019), данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в том числе при оказании услуги, связанной с недвижимым имуществом.

Таким образом, отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это единственный предусмотренный законом порядок приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд. Иного порядка приобретения товаров и услуг (в том числе жилых помещений в целях реализации отдельных государственных полномочий) законом не предусмотрено.

Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подпадает под действие указанного Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в связи с чем сам процесс приобретения недвижимого имущества в силу действующего законодательства является длительным, поскольку связан с прохождением ряда процедур, определенных указанным Законом.

С учетом того, что администрацией г. Томска предпринимаются необходимые меры для исполнения решений Советского районного суда г. Томска, неисполнение требований исполнительных документов в установленный судебными приставами-исполнителями сроки не было вызвано виновным противоправным поведением должника, а само непредоставление жилых помещений в данном случае нельзя признать уклонением должника от исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора по всем трем исполнительным производствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации города Томска к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 19158/16/70024-ИП, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 08.04.2016.

Освободить администрацию города Томска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №26526/16/70024-ИП, взысканного с администрации Города Томска на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 19.05.2016.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска

Судья:

...

...

...

...

...

...