ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1130/2021 от 09.12.2021 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-1130/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2021 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,

при секретаре Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МАВ, МСА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней МВМ, по иску ПМС к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на протяжении более 50 лет МАВ проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет. Совместно с ним проживают члены его семьи: дочь МСА, внучка МВМ, зять ПМС, которые также не имеют в собственности иного жилья. Данный жилой дом на праве собственности принадлежал отцу МАВМВК. После смерти МВКМАВ фактически принял наследство, в том числе и вышеуказанный жилой дом. 08 июля 2018 года на территории Шилкинского района Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего, жилое помещение оказалось в зоне затопления. В результате возникшей ЧС дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и проживания. Администрация ГП «Шилкинское» отказала истцам во включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа на жилой дом.

С учетом уточненных требований от 06.12.2021 года просят суд признать за истцами право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Установить факт постоянного проживания истцов по адресу: <адрес> для получения жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результата выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

В судебном заседании от 06.12.2021 года истцы заявленные требования поддержали в полном объеме, указав на то, что более 10 лет постоянно проживают по указанному адресу.

Представитель ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, где разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание представил письменный отзыв, согласно которому считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Управление является ненадлежащим ответчиком. С 01.01.2020 года реализация права гражданина, утратившего жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, на обеспечение жилым помещением возможна лишь способом и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №1327 от 16.10.2019 года. Государственные жилищные сертификаты с 01.01.2020 года не выдаются, как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.01.2020 года №43-456-5. С учетом принятых в законодательстве изменений исполнить судебные решения, предусматривающие выдачу ГЖС гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не представляется возможным. С 01.01.2020 года реализация прав граждан, утративших жилое помещение в результате ЧС, на получение (приобретение) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 №1846.

Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении требований отказать, поскольку истцами не представлены доказательства наличия права во включении их в списки граждан, утративших жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому разрешение обстоятельств, указанных в заявлении, по существу не затрагивает законные права и обязанности Министерства.

Представители ответчиков Правительства РФ, УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований суду не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).

В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

В соответствии с п.п.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).

После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).

Как следует из подп. 1 п. 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 - 3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.

Согласно пп.5 п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло наводнение, вызванное проливными дождями на территории Забайкальского края.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.

Распоряжением Администрации городского поселения «Шилкинское» №40 от 29.05.2018 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».

Заключением межведомственной комиссии от 30 июля 2018 года №54, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания, не подлежащим ремонту в результате воздействия грунтовых вод поднявшихся в результате паводка, произошедшего в июле 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское».

Согласно ответу Администрации ГП «Шилкинское» от 08.10.2018 года, МАВ, МСА, МВМ не включены в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: <адрес>. ПМС не является членом семьи МАВ.

Постановлением Главы муниципального района «Шилкинский район» №556 от 14.11.2005 года утвержден перечень имущества МР «Шилкинский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения «Шилкинское», согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанный перечень.

МАВ зарегистрирован по адресу: <адрес> 14.04.1986 года, МСА зарегистрирована по указанному адресу с 23.04.2003 года, МВМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью МСА, ПМС зарегистрирован по адресу: <адрес> 2015 года.

Из уведомлений Росреестра от 15.10.2021 года следует, что в собственности истцов жилых помещений не имеется.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что МАВ и члены его семьи МСА, МВМ владеют утраченным в результате паводка в июле 2018 года жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на законных основаниях, на условиях договора социального найма. На момент введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим 08 июля 2018 года, они постоянно проживали в данном жилом помещении, были зарегистрированы в нем по месту жительства. В результате чрезвычайной ситуации ими было утрачено единственное жилье.

Учитывая изложенное, они имеют все правовые основания для признания за ними права на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации и включения их в соответствующий список граждан.

При этом, довод представителя ответчика о том, что с 01.01.2020 года реализация права гражданина, утратившего жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, на обеспечение жилым помещением возможна лишь способом и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №1327 от 16.10.2019 года не должна влиять на права истцов, поскольку право на получение государственного жилищного сертификата у них возникло в июле 2018 года, в связи с чем, при принятии решения суд руководствуется нормами законодательства, действующего в период возникновения спорных правоотношений.

Учитывая изложенное, исковые требования истца МАВ, МСА, МВМ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требования истцов ПМС удовлетворению не подлежат, поскольку на момент введения режима чрезвычайной ситуации в июле 2018 года он не был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих истцу зарегистрироваться в указанном жилом помещении, суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования МАВ, МСА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней МВМ о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать за МАВ, МСА, МВМ право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения.

Установить факт постоянного проживания МАВ, МСА, МВМ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> для получения жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Признать за МАВ, МСА, МВМ право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края включить МАВ, МСА, МВМ в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

В удовлетворении требований ПМС отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.

Председательствующий Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 10 декабря 2021 года.

Председательствующий Терновая Ю.В.