Гражданское дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июля 2015 г. г. Севастополь Балаклавский районный суд г. Севастополя в составе: председательствующего судьи Дождиковой С.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., помощника прокурора <адрес> г. Севастополя Чудик Ю.С., ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению г. Севастополя «Общеобразовательная школа № начального и основного общего образования», Главному управлению образования и науки города Севастополя, о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании и в сфере обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, профилактики экстремизма, установил: <адрес> г. Севастополя обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об образовании и в сфере обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, профилактики экстремизма установлено, что в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Общеобразовательная школа № начального и основного общего образования» (далее по тексту – ГБОУ ООШ №) имеется 28 ученических компьютеров, имеющих подключение к сети «Интернет». В нарушении требований законодательства на всех ученических компьютерах не установлена система контент-фильтрации, блокирующая свободный доступ учащихся к интернет - ресурсам, а именно доступ к материалам и литературе, отнесенной в соответствии с Федеральным перечнем к экстремистским материалам. Поскольку по результатам вынесенного представления допущенные нарушения руководством образовательного учреждения полностью не устранены, прокурор вынужден обратиться в суд с указанным иском, которым просит обязать образовательное учреждение устранить допущенное нарушение, а Главное управление образования и науки города Севастополя - обеспечить финансирование расходов по оборудованию кабинета информатики системой контент-фильтрации. В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала по основаниями, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Представитель ответчика ГБОУ ООШ № директор школы <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что направлено письмо в районный отдел образования с просьбой о дополнительном финансировании для установки контент-фильтрации на 28 компьютерах, в случае выделения денежных средств нарушение будет устранено. В судебное заседание Главное управление образования и науки города Севастополя, извещенное надлежащим образом, своего представителя не направило, возражений относительно заявленных требований не представило, в связи с чем суд, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Выслушав пояснения помощника прокурора <адрес>, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 названного Федерального закона). В силу статьи 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая информацию порнографического характера. Частью 2 статьи 11 этого же Федерального закона установлено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. При этом в силу части 1 статьи 14 данного Закона доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал, и информации порнографического характера, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних. Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено наличие в ГБОУ ООШ № двадцати восьми ученических компьютеров, подключенных к сети Интернет, однако в нарушение требований законодательства на них не установлена система контент-фильтрации, блокирующая свободный доступ учащихся к интернет-ресурсам, а именно: доступ к материалам и литературе, отнесенной в соответствии с Федеральным перечнем к экстремистским материалам, в частности, к запрещенному материалу №, видеоролику «<данные изъяты>», по интернет-адресу <данные изъяты>, а также обеспечен доступ к информации, причиняющий вред здоровью и развитию детей, например «<данные изъяты>. <данные изъяты>» по интернет-адресу <данные изъяты> или <данные изъяты>», по интернет-адресу <данные изъяты> и другие интернет-ресурсы. Ввиду изложенного, установка системы контент-фильтрации вызвана необходимостью ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье и жизнь несовершеннолетних. В силу пункта 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона об образовании). В соответствии с п. п. 1.1,1.3, 1.4, 1.5 Устава, ГБОУ ООШ № создано Постановлением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании образовательных учреждений города Севастополя и утверждении типовых уставов образовательных учреждений». Учредителем и собственником имущества Учреждения является город Севастополь. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Главное управление образования и науки города Севастополя. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства города Севастополя, печати со своим наименованием с изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки, штампы. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами. В силу п. 1.6 Устава ГБОУ ООШ № отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Финансовое обеспечение ГБОУ ООШ № осуществляется в виде субсидий из бюджета города Севастополя (пункт 5.7.1 Устава). Учитывая вышеизложенное, установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в ГБОУ ООШ № выявлен факт свободного доступа на сайты, на которых размещена информация экстремистского и порнографического содержания, поскольку на ученических компьютерах не установлена система контент-фильтрации, что создает возможность свободного посещения учащимися данной школы интернет-ресурсов способных нанести вред их нравственному и духовному развитию. Согласно представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, профилактики экстремизма выявлено, что должностными лицами ГБОУ ООШ № ответственными за поддержку организации доступа к сети Интернет, не приняты меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, а именно: не ограничен доступ к материалам экстремистской направленности, а также к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицам ГБОУ ООШ №, допустившим нарушения требований федерального законодательства, объявлено замечание с установлением срока устранения указанных в представлении недостатков. Письмом директора школы №<данные изъяты> подтверждается, что с целью устранения нарушений законодательства были проведены необходимые мероприятия по устранению замечаний, выявленных прокуратурой, а также составлено письмо в районный отдел образования с просьбой о дополнительном финансировании для установки контент-фильтрации на 28 компьютерах. Поскольку учредителем ГБОУ ООШ № является город Севастополь, а функции и полномочия Учредителя осуществляет Главное управление образования и науки города Севастополя, то обязанность по обеспечению финансирования ГБОУ ООШ №, связанной с оборудованием кабинета информатики системой контент-фильтрации возложить на Главное управление образования и науки города Севастополя. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из того, что прокурор, осуществляя проверку соблюдения законодательства в сфере обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, профилактики экстремизма, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий образовательного учреждения, а также учреждений образования, ответственных за проведение финансирования соответствующих работ, с наличием финансовой возможности. Вместе с тем, основными задачами общеобразовательного учреждения являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Следовательно, образовательное учреждение должно принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также от распространения видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора <адрес> г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению г. Севастополя «Общеобразовательная школа №», Главному управлению образования и науки города Севастополя, о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании и в сфере обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, профилактики экстремизма - удовлетворить. Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Общеобразовательная школа № начального и основного общего образования» оборудовать кабинет информатики системой контент-фильтрации. Обязать Главное управление образования и науки города Севастополя обеспечить финансирование по оборудованию кабинета информатики Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Образовательная школа № начального и основного общего образования» системой контент-фильтрации. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья С.А. Дождикова |