ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1131/2021 от 08.12.2021 Талицкого районного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0028-01-2021-001982-23

Дело № 2-1131/2021

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2021г. г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе

судьи Бакиной М.В.,

с участием помощника прокурора Талицкого района Гребенкина А.В.,

при секретаре Карсаковой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Папуловой Ю.Л. к Байкаловскому районному суду Свердловской области, Ирбитскому районному суду Свердловской области, Управлению Судебного департамента в Свердловской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда,

установил:

Папулова Ю.Л. обратилась в суд с иском к Байкаловскому районному суду Свердловской области, Ирбитскому районному суду Свердловской области, Управлению Судебного департамента в Свердловской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она является многодетной матерью-одиночкой трех малолетних детей, с 08.02.2016 года замещала должность федеральной государственной службы Российской Федерации - секретарь судебного заседания. С августа 2019 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком. 31.07.2021 года в соответствии с Приказом Байкаловского районного суда от 29.07.2021 года в связи с упразднением Байкаловского районного суда Свердловской области истец уволена по п.8.3 части 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 - ФЗ от 27.07.2004. С увольнением истец не согласна по следующим основаниям. Считает, что была нарушена процедура увольнения, ей не предлагались вакантные должности. Кроме этого, до издания приказа об увольнении от 29.07.2021, 27.07.2021 года Папуловой Ю.Л. направлено заявление в адрес председателя Байкаловского районного суда об отзыве заявления от 12.07.2021 об увольнении, ответ на которое она не получила. Также, она направила заявление от 28.07.2021, о том, что, просит считать ее приступившей к исполнению обязанностей секретаря судебного заседания с 31.07.2021, ответ на которое она также не получила. Считает, что указанные обстоятельства влекут нарушения Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «Об обращениях граждан в Российской Федерации».

Просит признать приказ Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ и увольнение по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - незаконными.

Взыскать с Управления Судебного департамента в Свердловской области средний заработок за время вынужденного прогула с 01.08.2021 года по день восстановления на работе, в счет компенсации морального вреда - 100 000 руб.

Восстановить в должности федеральной государственной службы Российской Федерации - секретарь судебного заседания.

12.11.2021 истец уточнила исковые требования, просит восстановить в должности федеральной государственной службы Российской Федерации – секретарь судебного заседания в Байкаловский районный суд Свердловской области, взыскать солидарно с Байкаловского районного суда Свердловской области, Ирбитского районного суда Свердловской области, Управления судебного департамента в Свердловской области компенсацию морального вреда 100000 рублей, взыскать с Управления судебного департамента в Свердловской области средний заработок за время вынужденного прогула с 01.08.2021 по день восстановления на работе из расчета: август 2021 – 19426руб.80коп., сентябрь 2021 – 19426руб.80коп., октябрь 2021 – 19426руб.80коп. (л.д.124).

Истец Папулова Ю.Л. в судебном заседании уточнила исковые требования, просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении незаконным, восстановить ее в должности секретаря судебного заседания в Ирбитский районный суд, взыскать с ответчиков моральный вред в сумме 100000руб., взыскать с Управления судебного департамента в Свердловской области средний заработок за время вынужденного прогула с 01.08.2021 по день восстановления на работе. Доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, указала, что с 08.02.2016 работала в должности секретаря судебного заседания в Байкаловском районном суде, с 2019 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В связи с упразднением Байкаловского районного суда ей были предложены должности в Ирбитском районном суде, от которых она не отказывалась, согласилась продолжить работать в Ирбитском районном суде, в связи с чем написала заявление о выходе из отпуска с 31.07.2021, заявление об увольнении отозвала. Однако 29.07.2021 была уволена в связи с упразднением Байкаловского районного суда, причины увольнения ей не объяснили. В связи с чем считает, что уволена незаконно, кроме того является многодетной матерью, одна воспитывает троих детей, поэтому ее также не могли уволить.

Ответчик Байкаловский районный суд Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.156).

Представитель ответчика Ирбитского районного суда Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражает против удовлетворения исковых требований (л.д.132,153).

Представитель ответчика Управления Судебного департамента в Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в исковых требованиях отказать (л.д.87-89,103-104,131,142-143)

Заслушав истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В отношении государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч.7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Судом установлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Папулова Ю.Л. была принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации на должность секретаря судебного заседания в Байкаловский районный суд Свердловской области. С ней был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57,64-70 том 1 личного дела).

В соответствии с приказом Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Папуловой Ю.Л. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.130 том 1 личного дела).

В соответствии с ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 256-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области, образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области и признании утратившим силу пункта 2 Федерального закона "Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Свердловской области" с 01.08.2021 упразднить Байкаловский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Ирбитского районного суда Свердловской области.

Во исполнение указанного Федерального закона приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17.03.2021 № 47 Управлению Судебного департамента в Свердловской области поручено провести перераспределение численности районных судов Свердловской области в связи с упразднением некоторых районных судов. Численность упраздняемого Байкаловского районного суда Свердловской области передать в Ирбитский районный суд Свердловской области. Установить численность Ирбитского районного суда Свердловской области в количестве 50 единиц, из них: судей – 9 единиц, работников аппарата суда – 28 единиц, персонала по охране и обслуживанию зданий – 13 единиц (п.1.2 приказа) (л.д.113).

Управлением Судебного департамента в Свердловской области издан приказ от 30.03.2021 № 29 «О перераспределении и установлении численности районных судов в связи с упразднением некоторых районных судов Свердловской области», в соответствии с которым в Байкаловском районном суде Свердловской области 31.07.2021 сократить одну единицу судьи, одну единицу главного специалиста, одну единицу секретаря судебного заседания (п.1 приказа). Передать численность упраздняемого Байкаловского районного суда Свердловской области в Ирбитский районный суд Свердловской области с 01.08.2021 (п.2 приказа) (л.д.115-116).

Приказом Ирбитского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание на 2021 год, согласно которого в постоянном судебном присутствии, расположенном в с.Байкалово Байкаловского района Свердловской области предусмотрена одна единица секретаря судебного заседания (л.д.118-121).

24.05.2021 уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец Папулова Ю.Л. предупреждена председателем Байкаловского районного суда о возможном увольнении с 31.07.2021 в связи с упразднением Байкаловского районного суда, о том, что в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении ей будут предложены все имеющиеся в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работ по специальности, направлению подготовки, на которые истец может быть переведена с ее письменного согласия. Уведомлена о том, что в случае отказа от предложенной для замещения иной должности будет освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с упразднением государственного органа (л.д.133 том 1 личного дела).

24.05.2021 истец уведомлена о том, что с 01.08.2021 в Ирбитском районном суде Свердловской области будут введены следующие должности: помощник судьи – 2 единицы; секретарь судебного заседания – 1 единица; секретарь суда – 2 единицы; водитель автомобиля – 1 единица; уборщик служебных помещений – 1 единица; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания – 1 единица. В указанном уведомлении истцу предлагалось в письменной форме сообщить о согласии либо не согласии работать в Ирбитском районном суде Свердловской области с рабочим местом г.Ирбит Свердловской области. Истец изъявила желание с 01.08.2021 продолжить работать в Ирбитском районном суде в должности секретаря судебного заседания, что подтверждается ее записью в уведомлении от 24.05.2021 (л.д.134 том 1 личного дела).

12.07.2021 истец ознакомлена с уведомлением о том, что в случае желания продолжить работу в Ирбитском районном суде о необходимости прибыть на собеседование 15.07.2021-16.07.2021 с 08-00 до 10-00 в Ирбитский районный суд (л.д.136 том 1 личного дела).

В этот же день Папулова Ю.Л. написала заявление об увольнении с 31.07.2021 в связи с упразднением Байкаловского районного суда Свердловской области в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.135 том 1 личного дела).

27.07.2021 истец отозвала свое заявление от 12.07.2021 об увольнении с 31.07.2021, а 28.07.2021 написала заявление о выходе из отпуска по уходу за ребенком и считать ее приступившей к исполнению обязанностей секретаря судебного заседания с 31.07.2021 (л.д.137,138 том 1 личного дела).

28.07.2021 Байкаловским районным судом Свердловской области издан приказ /Л, считать Папулову Ю.Л., находившуюся в отпуске по уходу за третьим ребенком до достижения возраста трех лет (до 30 октября 2022 года), приступившей к обязанностям секретаря судебного заседания с 31 июля 2021 года (л.д.139 том 1 личного дела).

Приказом от 29.07.2021 с Папуловой Ю.Л. расторгнут служебный контракт, освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы – секретаря судебного заседания 31 июля 2021 в связи с упразднением Байкаловского районного суда Свердловской области. Основанием увольнения указаны уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы от 21.05.2021 , заявление Папуловой Ю.Л. от 12.07.2021 (л.д.140 том 1 личного дела).

С данным приказом истец ознакомлена 29.07.2021, в этот же день ей выдана трудовая книжка (л.д.148, 149,150-152).

В соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Согласно ч.1 ст.31 указанного федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.4).

В соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6 ст.31).

Таким образом, из системного толкования ч. ч. 1, 5, 6 ст. 31 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае упразднения государственного органа, в котором последний проходил службу, все имеющиеся в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

Судом установлено, что 24.05.2021 истец была предупреждена о возможном увольнении с 31.07.2021 в связи с упразднением Байкаловского районного суда, в этот же день ей были предложены вакантные должности в Ирбитском районном суде Свердловской, в том числе должность секретаря судебного заседания, от замещения которых истец не отказывалась, письменно выразила согласие работать в Ирбитском районном суде Свердловской области с 01.08.2021 в должности секретаря судебного заседания.

12.07.2021 истец написала заявление об увольнении в связи с упразднением Байкаловского районного суда, которое отозвала 27.07.2021 и 28.07.2021 подала заявление о выходе из отпуска по уходу за ребенком и считать ее приступившей к исполнению обязанностей секретаря судебного заседания, о чем в этот же день был издан приказ. Однако, 29.07.2021 истец была уволена в связи с упразднением Байкаловского районного суда Свердловской области, основанием увольнения указано заявление Папуловой Ю.Л. от 12.07.2021, которое ею было отозвано.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности увольнения истца в связи с упразднением Байкаловского районного суда, поскольку от предложенных вакансий истец не отказывалась, изъявила желание продолжить работу в Ирбитском районном суде, заявление об увольнении отозвала, неявка на собеседование не может расцениваться как отказ от предложенных вакансий, каких-либо доказательств того, что принималось решение об определении наличия или отсутствия у истца преимущественного права на оставление на службе и при определении преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы ответчиком Байкаловским районным судом было проведено сравнение результатов профессиональной служебной деятельности работников, учтены их деловые качества, семейное положение и наличие иждивенцев, суду не представлено.

Заслуживают внимания доводы истца о несоблюдении ответчиком безусловных гарантий, предусмотренных ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из буквального толкования ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, единственное исключение - ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.

В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российско Федерации действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется в том числе на государственных гражданских служащих - в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ (статья 73), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Положений, исключающих предоставление гарантий, которые установлены законодательством Российской Федерации для женщин в связи с рождением и воспитанием детей, Закон № 79-ФЗ не содержит.

П. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" разъяснено о необходимости учитывать, что гарантия, закрепленная ч.1 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование. К таким лицам относятся: женщины - руководители организации (глава 43 Трудового кодекса Российской Федерации), спортсмены и тренеры (глава 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации), женщины, проходящие государственную гражданскую и муниципальную службу, и др.).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. указывается, что официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем в предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери, даже при сохранении права на получение установленных законодательством выплат в случае вступления одинокой матери в брак. При этом наравне с такими матерями соответствующие денежные выплаты в свое время назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды - также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1970 года N 659 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям" и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 года N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883). Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, то есть единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей, как родных, так и усыновленных.

Так, судом установлено, что истец имеет троих детей: дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. При этом материалы личного дела истца содержат свидетельство о расторжении брака с ФИО(отцом дочери ФИО). В свидетельстве о рождении дочери ФИО, 2019 г.р., в графе отец – прочерк. При этом, материалы дела также содержат свидетельство о смерти ФИО (отца сына ФИО). Доказательств того, что истец в настоящее время состоит в браке суду не представлено. В связи с чем, суд приходит к выводу, что Папулова Ю.Л. может быть отнесена к лицу, имеющему статус одинокой матери.

На момент увольнения истца по п. 8.3 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, то есть на 31.07.2021 детям истца не исполнилось 14 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца со службы, и наличии оснований для ее восстановления в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку функции и численность упраздненного Байкаловского районного суда Свердловской области переданы Ирбитскому районному суду Свердловской области, что подтверждается имеющимися в материалах дела приказами, то истец подлежит восстановлению в должности секретаря судебного заседания в Ирбитский районный суд Свердловской области.

Из представленного Управлением Судебного департамента в Свердловской области расчета среднедневного заработка, исчисленного исходя из фактически начисленной Папуловой Ю.Л. заработной платы и фактически отработанного ею времени за 12 календарных месяцев, следует, что размер такого заработка составил 984 руб. 06 коп. в день (л.д.144).

Указанный расчет, произведен в соответствии с требованиями ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922, в связи с чем признается судом правильным.

Принимая во внимание период вынужденного прогула с 01.08.2021 по 08.12.2021, рассчитанный по сведениям производственного календаря за 2021 год при пятидневной рабочей неделе (количество рабочих дней: август 2021 – 22, сентябрь 2021 – 22, октябрь 2021 – 21, ноябрь 2021 – 20, декабрь 2021 – 6, итого 91 день), средний заработок равен 89549 руб. 46 коп. (984руб.06коп.х91 день=89549руб.46коп.).

При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. Справка о соответствующей выплате в размере 77472,76 руб. имеется в материалах гражданского дела (л. д.157), факт получения данной выплаты истцом не оспаривается.

В силу ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Из данной нормы следует, что по правовой природе такая компенсационная выплата идентична выходному пособию, выплата которого предусмотрена нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Учитывая изложенное, факт признания незаконным увольнения истца со службы (что свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты компенсации), зачет суммы выплаченной компенсации при определении размера оплаты периода вынужденного прогула, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца среднего заработка за период вынужденного прогула в сумме 12076,7 руб. (89549,46руб.-77472,76руб.).

В соответствии с ч.16 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, абз. 2 п. 63 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование служащего о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием представителя нанимателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Из установленных судом обстоятельств следует, что представителем нанимателя допущены нарушения служебных прав истца, выразившиеся в незаконном увольнении гражданского служащего, в связи с чем имеются основания для компенсации Папуловой Ю.Л. морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с незаконным увольнением, а также индивидуальных особенностей Папуловой Ю.Л. и конкретных обстоятельств дела, в том числе установленных обстоятельств несоблюдения представителем нанимателя порядка увольнения и считает необходимым определить его в сумме равной 5000 руб.

Поскольку к компетенции Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации относится осуществление организационного обеспечения деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей, в том числе организация материального и социального обеспечения судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов (ст. 14 Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), то причитающиеся ко взысканию в пользу Папуловой Ю.Л. по настоящему делу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда, подлежат выплате указанным ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Папуловой Ю.Л. к Байкаловскому районному суду Свердловской области, Ирбитскому районному суду Свердловской области, Управлению Судебного департамента в Свердловской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ председателя Байкаловского районного суда Свердловской области от 29.07.2021 № 23/Л об увольнении Папуловой Юли Леонидовны на основании п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с упразднением Байкаловского районного суда Свердловской области.

Восстановить Папулову Ю.Л. на государственную гражданскую службу в должности секретаря судебного заседания в Ирбитский районный суд Свердловской области с 01.08.2021 года.

Взыскать с Управления Судебного департамента в Свердловской области в пользу Папуловой Ю.Л. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 01.08.2021 по 08.12.2021 в размере 12076руб.70коп., с удержанием при выплате обязательных платежей, компенсацию морального вреда в размере 5000руб.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении иска Папуловой Ю.Л. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В.Бакина