Дело № 2-1132/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд
Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Виноградовой О.В. при секретаре судебного заседания Часовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске 02.06.2014 г. гражданское дело по заявлению прокурора г. Междуреченска о признании отдельных положений нормативного правового акта противоречащими федеральному закону
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Междуреченска обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Администрации Междуреченского городского округа, ввиду противоречия его содержания федеральному законодательству и принятию с нарушением компетенции органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Администрации Междуреченского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, при этом, абзац 1 преамбулы и пункт «а» Положения приняты с нарушением компетенции органа местного самоуправления, в которую, исходя из нормы статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит осуществление координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, в связи с чем, указанные нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу решения суда по данному делу.
В судебном заседании помощник прокурора Барейша В.А., настаивал на удовлетворение заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации Междуреченского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> относительно удовлетворения заявленных требований возражала, предоставила отзыв на заявление в письменной форме <данные изъяты> доводы которого поддержала в судебном заседании и которые сводятся к тому, что Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, утвержденное постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, не противоречит действующему законодательству, соответствует Положению об антитеррористической комиссии в городе (районе) Кемеровской области, утвержденному Губернатором Кемеровской области – председателем Антитеррористической комиссии Кемеровской области.
Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор может обратиться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта, в том числе нормативно-правового органа государственной власти, противоречащим закону полностью или в части
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главой Междуреченского городского округа ФИО5 принято Постановление Администрации Междуреченского городского округа № «Об утверждении состава, положения, регламента антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа» <данные изъяты> приложением № 1 является Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, абзац 1 преамбулы, пункт «а» которого прокурор просит признать не соответствующим закону.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствие со ст. 37, 38 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ», принятого Постановлением Междуреченского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Глава Междуреченского городского округа издает в пределах своих полномочий правовые акты, в том числе: - постановления администрации Междуреченского городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области;- постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами. Из содержания Положения об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа следует, что в нем присутствуют правовые нормы, рассчитанные на не однократное применение, обязательные для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование общественных отношений.
Суд приходит к выводу о том, что Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа соответствует признакам нормативного правового акта, поскольку, издано в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, направлено на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, ввиду того, что деятельность антитеррористической комиссии направлена на профилактику терроризма.
Согласно главе 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором могут быть оспорены только действующие нормативно-правовые акты, то есть, обладающие на момент обращения в суд и рассмотрения дела юридической силой.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспариванию подлежат принятые и опубликованные в установленном порядке нормативно-правовые акты.
В соответствие со ст. 38 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ», правовые акты главы Междуреченского городского округа вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте.
Правовые акты главы Междуреченского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в Междуреченской городской газете "Контакт", за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Правовые акты главы Междуреченского городского округа, подлежащие опубликованию, публикуются (обнародуются) в Междуреченской городской газете "Контакт" в целях обеспечения возможности ознакомления с ними граждан.
Судом установлено, что оспариваемое Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, приложение № 1 (Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа) в указанном выше порядке опубликовано не было <данные изъяты>
В то же время, не смотря на то, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет порок формально-юридического свойства, то есть, принят с нарушением установленной процедуры – не опубликован в установленном порядке, суд считает, что оспариваемые нормы Положения об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа подлежат проверке на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, поскольку, материалами дела подтверждено, что данное Положение… применяется на практике, что подтверждается результатами работы антитеррористической комиссии (л.д. 40), следовательно, установление наличия или отсутствия указанных прокурором нарушений в правовом акте способствует надлежащей защите прав и интересов лиц, нарушенных фактическим действием (применением) юридически ничтожного нормативного акта, и имеет целью как предотвращения негативных последствий в будущем, так и пресечения длящегося нарушения гражданских прав.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Оспариваемое прокурором в части Положение об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа регулирует деятельность органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют настоящий Федеральный закон и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
Под противодействием терроризму понимается соответствующая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" надлежало образовать для координации деятельности территориальных федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Пунктом 7.1 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В абзаце 1, (преамбула), п. «а» оспариваемого Положения указано, что антитеррористическая комиссия Междуреченского городского округа является органом, осуществляющим координацию деятельности на территории Междуреченского городского округа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти кемеровской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также что для осуществления своих задач Комиссия имеет право принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также осуществлять контроль за их исполнением <данные изъяты>
На указанное Положение прокурором г. Междуреченска ДД.ММ.ГГГГ принес протест с требованием приведения в соответствие с федеральным законодательством вышеуказанных норм Положения, поскольку согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа не относится координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.
Проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что антитеррористическая комиссия в Междуреченском городском округе не вправе координировать деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти кемеровской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также осуществлять контроль за их исполнением, для осуществления своих задач.
Антитеррористическая комиссия в Междуреченского городском округе вправе координировать деятельность только органов и должностных лиц местного самоуправления, структурных подразделений, должностных лиц этих органов, муниципальных учреждений и предприятий.
С иными субъектами антитеррористическая комиссия может осуществляет свою деятельность во взаимодействии (запрашивая и получая от них информацию и материалы, привлекая к участию в ее работе с их согласия и т.п.).
Исходя из буквального смысла, взаимодействие - это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу.
В отличие от взаимодействия координация означает не просто достижение единства равноправных, не подчиненных друг другу участников управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица.
Об том, что права комиссии изложены в соответствие с вышеуказанным смыслом, свидетельствует, по мнению суда, содержание подпункта «а» раздела, регламентирующего права комиссии, которым установлено, что для осуществления своих задач комиссии наделена правом принимать решения, касающиеся, помимо координации деятельности, также и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти <адрес> по профилактике терроризма.
В соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
В соответствии, с пунктом 2 статьи 11, пунктом 1 статья 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам наделено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Довод представителя Администрации относительно того, что Положение об антиреристической комиссии соответствует рекомендациям Положению об антитеррористической комиссии в городе (районе) Кемеровской области, утвержденному Губернатором Кемеровской области – председателем Антитеррористической комиссии Кемеровской области судом признаны несостоятельными.
Вышеуказанными правовыми нормами не установлено иных, кроме Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, законов или подзаконных актов, регулирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о противоречии оспариваемых норм Положения действующему законодательству и удовлетворяет заявление прокурора, признав абзац 1 преамбулы и пункты «а» разделов «Основные задачи комиссии» и «Права комиссии» Положения об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Междуреченского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащими федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его, принятия или иного указанного судом времени.
Исключение составляют, как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие нормативные правовые акты признаются судом недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В этом же пункте Постановления указано, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, если до вынесения решения суда он применялся, и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
С учетом изложенного, поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства применения Положения об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Междуреченского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части Положение подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, с главы муниципального образования "Междуреченский городской округ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать абзац 1 преамбулы и пункты «а» разделов «Основные задачи комиссии» и «Права комиссии» Положения об антитеррористической комиссии Междуреченского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Междуреченского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня его принятия.
Взыскать с главы муниципального образования "Междуреченский городской округ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2014 г. и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Виноградова О.В.: