№ 2-1132/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новая Усмань 26 октября 2017 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе судьи Сорокина Д.А., при секретаре Шеменевой И.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «Активы-Н» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ООО «Активы-Н», ФИО3, ФИО4 о принудительном изъятии участков для нужд Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском ООО «Активы-Н», ФИО3 и ФИО4 с требованиями об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В обоснование требований истец указал, что программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р определено проведение за плановый период комплекса работ по строительству и реконструкции, а также по проектированию, подготовке территории для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги общего пользования федерального значение М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
В целях установления границ земельных участков для строительства линейного объекта - участка дороги М-4 «Дон» - на этапе подготовки проекта во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Согласно проекту межевания территории, являющемуся составной частью документации по планировке территории, выделу из первоначального земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве общей долевой собственности ООО «Активы-Н» (1/20 доля), ФИО3 (1/2 доля), ФИО4 (9/20) подлежало под постоянный отвод два земельных участка площадью 21646 кв.м. и 449,70 кв.м.
Впоследствии Государственной компанией «Автодор» были произведены земельно-кадастровые работы по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости, в результате которых земельный участок с кадастровым номером № был разделен на два земельных участка, изымаемых для государственных нужд - с кадастровым номером № площадью 450 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 21646 кв.м. и на земельный участок с кадастровым номером № остающийся в собственности ответчиков.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельных участков с кадастровым номером № площадью 450 кв.м. и с кадастровым номером 36№ площадью 21646 кв.м., принадлежащих ООО «Активы-Н», ФИО3 и Л.А.ИБ.
ДД.ММ.ГГГГ за №, № и ДД.ММ.ГГГГ за № Воронежским филиалом Государственной компании «Автодор» в адрес ООО «Активы-Н», ФИО4 и ФИО3, соответственно, были подготовлены уведомления об изъятии вышеуказанных земельных участков для нужд Российской Федерации, к которым прилагались копии вышеуказанного распоряжения Росавтодора об изъятии. Данные уведомления были нарочно получены ответчиками ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 253800 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 12208344рублей.
Соответственно, учитывая доли ответчиков в праве общей долевой собственности на вышеуказанные земельные участки, размер возмещения будет составлять: ООО «Активы-Н» за 1/20 долю - 645107 рублей, ФИО3 за 1/2 долю - 6233072 рублей, ФИО4 за 9/20 доли 5609965 рублей.
Проект соглашения об изъятии земельных участков был вручен ООО «Активы-Н» и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В связи и истечением вышеуказанного девяностодневного срока и отсутствием подписанного со стороны ответчиков соглашения об изъятии земельных участков для федеральных нужд действующая в силу закона от лица РФ Государственная компания обратилась в суд с настоящим иском и просит изъять у ООО «Активы-Н», ФИО3 и ФИО4 для нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> и земельный участок с кадастровым номером № площадью 21646 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
При этом просили суд указать, что в счет возмещения за изымаемые земельные участки ответчикам предоставляется следующая компенсация: ООО «Активы-Н» в размере 645107 рублей, ФИО3 - 6233072 рублей, ФИО4 5609965 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - ООО «Активы-Н» ФИО2 не возражал против удовлетворения исковых требований об изъятии участков, но полагал, что сумму компенсации следует увеличить на сумму понесенных ответчиками убытков в виде уплаченных земельных налогов, поскольку истцом было допущено фактические изъятие спорных земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно с данной даты по настоящее время ответчики платили налоги за фактичекски изъятые у них земельные участки, то есть понесли убытки, которые должны быть также возмещены. Представителем ответчика было представлено письменное возражение относительно заявленных требований, которые он поддержал при рассмотрении дела.
Ответчики ФИО4 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. В своих заявлениях также просили увеличить размер компенсации на сумму убытков, понесенных в связи с уплатой земельного налога за фактически изъятые участки.
Третье лицо ООО "Трансстроймеханизация" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО4 и ФИО3 приобретали в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером 36:16:5500001:0023, из которого впоследствии были образованы изымаемые земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:5500001:864 и 36:16:5500001:865. ООО «Активы-Н» также приобретало в собственность долю вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 36:16:5500001:0023 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в настоящее время осуществляет деятельность по реализации проекта: «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), <адрес>» (т.1, л.д. 65-84).
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3, пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Земельные участки полосы отвода являются землями общего пользования. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из частей 1, 5 статьи 41, частей 1, 9 статьи 42, частей 1, 5.1 статьи 43, частей 2, 12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 13, 25, 27, 28 Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильной дороги, и может осуществляться в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа.
Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГК РФ, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В соответствии с ч.1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Пунктами 34, 35 Порядка, а также пунктом 5.4(2) Положения о Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировки территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ№-р, с ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» (передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ№-ГК/2-ПА).
Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, определено проведение за плановый период комплекса работ по строительству и реконструкции, а также по проектированию, подготовке территории для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
Одним из мероприятий по реализации Программы деятельности является строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), <адрес>». Проектная документация объекта: «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка), <адрес>» прошла государственную экспертизу, получила положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от ДД.ММ.ГГГГ№/ГГЭ-8679/04 и 710-13/ГГЭ-8679/10, признана соответствующей действующим СНиПам и ГОСТам, а также утверждена распоряжением Государственной компании «Автодор» №ПТ-74-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-28, 29-34).
В целях установления границ земельных участков для строительства линейного объекта - участка автодороги М-4 «Дон» - на этапе подготовки проекта во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р) разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением «Росавтодора», от ДД.ММ.ГГГГ№-р. (л.д. 51-58, 59-60). Согласно проекту межевания территории, являющемуся составной частью документации по планировке территории, выделу из первоначального земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве общей долевой собственности ООО «Активы-Н» (1/20 доля), ФИО3 (1/2 доля), ФИО4 (9/20), подлежит под постоянный отвод два земельных участка площадью 21646 кв.м. и 449,70 кв.м. (л.д. 64-78).
Впоследствии Государственной компанией «Автодор» были произведены земельно-кадастровые работы по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости, в результате которых земельных участок с кадастровым номером № был разделен на два земельных участка, изымаемых для государственных нужд - с кадастровым номером № площадью 450 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 21646 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером №, остающийся в собственности ответчиков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в пункте 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, к компетенции Росавтодора относится принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 450 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 21646 кв.м., принадлежащих ответчикам на праве общей долевой собственности (л.д.79-80).
В соответствии с требованиями статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решения, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
ГК «Автодор» направило в адрес ответчиков уведомления о принятом решении, об изъятии земельного участка (л.д.81,82,83), которые были вручены ответчикам, что не оспаривается последними при рассмотрении дела. Также ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчиков были направлены проекты соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, которые были вручены ответчикам ДД.ММ.ГГГГ, что также не оспаривается ответчиками при рассмотрении дела.
В силу части 11 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении, об изъятии, со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма, содержащего данное решение об изъятии.
В соответствии с частью 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлена обязательность проведения оценки при выкупе имущества у собственников для федеральных нужд (а также в целях компенсации убытков арендаторов и иных землепользователей земельных участков). Полномочия по заключению с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и об оценке убытков, причиненных таким изъятием, возложены на Государственную компанию. Результаты оценки подлежат проверке Государственной компанией на предмет соблюдения оценщиком при проведении оценки земельного участка требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, полноты и последовательности процедур оценки.
Согласно Договору №-Сп/2013 от ДД.ММ.ГГГГ и Заданию на оценку от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № к Техническому заданию - приложению № к Договору №-Сп/2013 от ДД.ММ.ГГГГ) оценщиком ЗАО "РосГеоПроект" произведена работа по определению рыночной стоимости спорных земельных участков и убытков в связи с изъятием земельного участка. В соответствии с отчетом об оценке №-RGP/о-2014/12-К от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 253800 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 12208344 рублей. Согласно долям в праве общей долевой собственности согласно вышеуказанному отчету об оценке размер возмещения за изымаемые земельные участки ООО «Активы-Н» составляет 645107 рублей, размер возмещения ФИО3 составляет 6233072 руб., размер возмещения ФИО4 - 5609965 рублей (л.д.110-127). Оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется. Оно мотивированно, противоречий не содержит, обоснованных возражений относительно рыночной стоимости участков ответчиками суду не представлено.
Частью 10 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, что отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частями 2, 7 статьи 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Подготовленный Государственной компанией «Автодор» проект соглашения об изъятии для нужд Российской Федерации был вручен ответчикам ДД.ММ.ГГГГ По истечении девяностодневного срока, соглашение об изъятии земельного участка ответчики подписано не было.
Согласно части 1 статьи 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Статья 282 ГК РФ устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В связи с изложенным, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Давая оценку доводам ответчиков об увеличении стоимости изымаемых земельных участков на сумму оплаченных налогов с момента фактического занятия истцом данных земельных участков, то есть с июня 2014 года суд пришел к следующему выводу.
Как указано в п. 4 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район автомагистрали М-4 «Дон-1» 518 км+600м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 21646 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. были фактически изъяты у собственников еще в июне 2014 года, поскольку на этих участках в июне 2014 года уже фактически началось строительство автомобильной дороги, подтверждается:
протоколом нотариального осмотра доказательств - официального сайта ГК «Автодор», из которого следует, что реализация проекта началась в июне 2014 года, скоростной участок автодороги должен быть построен за два года (2014-2015), около 85 % работы будет выполнено к концу 2015 года, строительство дороги будет завершено к середине 2016 года (т. 1, л.д. 222-238);
распечаткой с сайта ГК «Автодор», из которой следует, что 18.11.2016г. было открыто движение для тестирования построенного участка федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» в обход сел Новая-Усмань и Рогачевка 517 км-544 км (т. 1, л.д. 258-259).
Кроме того, факт того, что платный участок автодороги в обход с. Новая Усмань и с. Рогачевка уже построен и эксплуатируется является общеизвестным, в связи с чем в илу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Таким образом, суд посчитал указанное обстоятельство установленным.
Вместе с тем, по мнению суда, надлежащих и достоверных доказательств уплаты налога именно за спорные фактически изъятые земельные участки ответчиками по делу суду не предоставлено.
В частности, из представленных ответчиками квитанций об уплате налогов, невозможно установить за какой конкретно участок уплачивались налоги, так как в платежных документах таких сведений не указано.
Более того у ответчиков изымается лишь часть принадлежащего им земельного участка, а из пояснений ФИО2 следует, что земельный налог, сумму которого ответчики просят отнести к убыткам, платился за весь участок.
С учетом изложенного, суд не нашел оснований для увеличения суммы выкупаемого недвижимого имущества на предложенную ответчиками сумму уплаченных налогов, так как относимых, допустимых и достаточных доказательств несения убытков ответчиками в названной сумме на момент рассмотрения дела суду не представлено.
Поскольку в рамках данного дела ответчики не обращались в суд со встречным иском о взыскании понесенных убытков в виде уплаченных налогов за фактически изъятые земельные участки и в его удовлетворении суд им не отказывал, впоследствии они не лишены возможности заявить данные требования путем подачи искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Изъять у ООО «Активы-Н», ФИО3, ФИО4 для нужд Российской Федерации:
земельный участок с кадастровым номером № площадью 450 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, <адрес>
земельный участок с кадастровым номером № площадью 21 646 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, <адрес>
Взыскать с Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» денежное возмещение в пользу :
ООО «Активы-Н» в размере 645 107 (шестьсот сорок пять тысяч сто семь) рублей;
ФИО3 в размере 6 233 072 (шесть миллионов двести тридцать три тысячи семьдесят два) рубля;
ФИО4 в размере 5 609 965 (пять миллионов шестьсот девять тысяч девятьсот шестьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья