Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Нижнеудинск 22 октября 2018 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Папиной Е.П.,
при ведении протокола секретарем Харитоновой И. А.,
с участием заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,
представителя ответчика Администрации Замзорского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1132/2018 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, в интересах Российской Федерации к Администрации Замзорского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Замзорского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки в отношении муниципальных образований Нижнеудинского района на предмет исполнения требований законодательства о муниципальной собственности установлено следующее. В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Пунктом 1 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное, в том числе, для решения вопросов местного значения, одним из которых является электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной выше указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ним другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплена в ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, законом установлена обязательность регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее гражданам и организациям, в том числе органам государственной власти и органам местного самоуправления. Из совокупности требований ст.13 и ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникает на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных требований право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> администрацией Замзорского МО, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не оформлено, заявление о государственной регистрации прав на данные объекты в регистрационный орган не подано. По вышеуказанным фактам 24.07.2018 №7-22-2018 главе Замзорского МО было внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры по постановке на учет в установленном законом порядке не приняты, заявление в уполномоченный орган не подано (информация администрации от 23.08.2018). Таким образом, изложенные в представлении нарушения до момента подачи настоящего административного искового заявления не устранены. На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Худоеланского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе по решению вопросов местного значения. Обращение прокурора в суд с заявлением обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Замзорского муниципального образования, поскольку непринятие мер к постановке в установленном законом порядке на учет объектов недвижимого имущества влечет за собой невозможность их надлежащего содержания и эксплуатации, поскольку расходование бюджетных средств на объекты недвижимого имущества, не закреплённого в установленном законом порядке на праве муниципальной собственности в силу требований ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет являться неэффективным. Объект недвижимого имущества в отсутствие надлежащим образом оформленного права муниципальной собственности не может явиться объектом расходных обязательств поселения, а также объектом правоотношений по передаче в пользование или владение иным субъектам с учетом требований ст.ст. 15, 65, 86 и 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 50-51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кроме того, сам факт непринятия администрацией муниципального образования вышеуказанных мер является нарушением требований федерального законодательства, гарантированных Конституцией РФ прав граждан на осуществление местного самоуправления, что влечет за собой не возможность исполнения вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как установлено ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ч.2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Просит суд обязать администрацию Замзорского муниципального образования - администрацию сельского поселения в срок до 01.03.2019 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> как недвижимого имущества муниципальной собственности Замзорского муниципального образования.
В судебном заседании заместитель Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просила суд обязать администрацию Замзорского муниципального образования администрацию сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> как недвижимого имущества муниципальной собственности Замзорского муниципального образования.
Представитель ответчика Администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО1 исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора о возложении обязанности на администрацию Замзорского муниципального образования - администрацию сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> как недвижимого имущества муниципальной собственности Замзорского муниципального образования признала в полном объеме, последствия признания иска понятны, просила принять признание иска и установить разумный срок для совершения вышеуказанных действий до 01 марта 2020 года.
Выслушав заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., полагавшей разумным срок для исполнения требований до 01.03.2010г., представителя ответчика Администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 1 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное, в том числе, для решения вопросов местного значения, одним из которых является электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 8 ГК РФ установлено, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной выше указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплена в ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Из совокупности требований ст.13 и ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что в нарушение требований закона право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> администрацией Замзорского МО, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не оформлено, заявление о государственной регистрации прав на данные объекты в регистрационный орган не подано.
На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Худоеланского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе по решению вопросов местного значения.
В силу ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, в интересах Российской Федерации к Администрации Замзорского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов - удовлетворить.
Обязать администрацию Замзорского муниципального образования администрацию сельского поселения в срок до 01.03.2020 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет объектов в виде насосной станции по адресу: <адрес обезличен>, водонапорной башни по <адрес обезличен> и здания МКУК Замзорского МО по <адрес обезличен> как недвижимого имущества муниципальной собственности Замзорского муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.
Судья Е.П. Папина