ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1132/2013 от 01.11.2013 Черемховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2013 года Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Шапенковой Е.А.,

при секретаре Козловой А.Е.,

с участием представителя заявителя ФИО1,

представителей администрации МО «город Черемхово» ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1132/2013г. по заявлению ФИО5 о признании отказа администрации муниципального образования «город Черемхово» в переводе жилого помещения в нежилое недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «город Черемхово» в переводе жилого помещения в нежилое недействительным.

В обоснование своих требований указал, что он обратился в администрацию г.Черемхово с заявлением о переводе помещения по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности из жилого в нежилое помещение. Администрацией г.Черемхово, после рассмотрения заявления, было направлено уведомление № об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение ДД.ММ.ГГГГ В уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ отказ в переводе помещения из жилого в нежилое помещение обосновывается следующим: «в связи с несоблюдением предусмотренных п. 3 ч. 1, ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения». Им же все условия ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, были соблюдены: предоставлен весь пакет документов, в соответствии ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, что подтверждается распиской № о приеме документов для согласования перевода жилого помещения в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ Технические решения, принятые в проекте реконструкции жилого помещения без нарушения несущих конструкций здания по <адрес> под размещение магазина продтоваров, расположенной по адресу: <адрес> соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, правилам и стандартам, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей при условии соблюдения мероприятий, предусмотренных проектом и надлежащей эксплуатации, что подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Помещение, переводимое из жилого в нежилое помещение соответствует требованиям ч.2 и ч.3 ст. 22 ЖК РФ. Помещение находится на 1 этаже трехэтажного дома, имеется техническая возможность обеспечить доступ к данному помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Его право собственности на переводимое помещение не обременено и ни кем не оспаривается. В администрации г.Черемхово, ему устно пояснили, что оборудование отдельного входа в переводимое помещение будет являться реконструкций, а в соответствии с п.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции в многоквартирном доме (в том числе с его расширением или надстройкой) относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В отказе от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилого помещения в нежилое администрация г.Черемхово не сослалась на конкретное нарушение, допущенное им при подаче документов о переводе жилого помещения в нежилое, а лишь абстрактно указал статью.

В связи с чем, просил признать отказ администрации г.Черемхово в переводе жилого помещения, находящего по адресу: <адрес>, в нежилое помещений недействительным и обязать администрацию г. Черемхово перевести жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.

В судебное заседание заявитель ФИО5 не явился.

Представитель заявителя ФИО1, действующая на основании нотариальной доверенности, заявленные требования поддержала, пояснила, что первоначально ФИО5 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением об обжаловании действий администрации МО «город Черемхово». Его заявление было оставлено без движения и ему разъяснено о необходимости обращения в порядке искового производства. ФИО5 заявление переоформил в соответствии с определением судьи и подал его в установленый срок. Полагает действия администрации незаконными, поскольку в данном случае идет перепланировка, а не реконструкция спорного жилого помещения, уменьшение площади не произойдет. Просила учесть, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, до настоящего времени не сформирован. На момент подачи ФИО5 заявления не требовалось предоставлять согласие жильцов дома, им был предоставлен весь пакет документов, согласно установленному законом перечню.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации МО «город Черемхово» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

На основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное на 1 этаже многоквартирного жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в администрацию города Черемхово о переводе принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в нежилое с выполнением работ по реконструкции жилого помещения без нарушения несущих конструкций под размещение продуктового магазина. К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности; копия технического паспорта помещения; поэтажный план помещения; проект реконструкции жилого помещения; заключение по результатам освидетельствования жилого помещения; положительное заключение негосударственной экспертизы объекта капитального строительства, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ № о приемке документов для согласования перевода жилого помещения в нежилое. На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания межведомственной комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация города Черемхово отказала ФИО5 в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с не соблюдением предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода жилого помещения в нежилое (отсутствие согласия собственников).

    ФИО5, не согласившись с отказом в переводе жилого помещения в нежилое, обратился в Черемховский городской суд с исковым заявлением о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое недействительным, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое. Учитывая, что ФИО5 оспаривает законность вынесения администрацией города Черемхово уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, его требования должны быть оформлены в виде заявления и, соответственно подлежать разрешению по правилам, установленным гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

ФИО5 просит суд признать отказ в переводе жилого помещения в нежилое недействительным и возложить обязанность перевести жилое помещение в нежилое исключительно в порядке искового производства в соответствии со ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, что является прямым нарушением вышеуказанных законодательных норм, поскольку им нарушен порядок обращения в суд, установленный ст. 247 ГПК РФ, и дело, возникшее из публичных правоотношений должно рассматриваться в порядке, установленном ст. 246 ГПК РФ.

Ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Согласно ч.1 ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления – ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое может осуществляться на основании заявления собственника помещения. К заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в п. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

ФИО5 в исковом заявлении поясняет, что он представил полный пакет документов, указанных в ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для согласования вопроса перевода из статуса жилого помещения в нежилое. В данном случае, по мнению ФИО5, фактически будет осуществляться переустройство и перепланировка помещения, а не реконструкция объекта (части объекта) капитального строительства, это не повлечет за собой использование общего имущества собственников многоквартирного дома и не требуется их согласия. При этом, ФИО5 указывает на то, что понятие «реконструкция», используемое в представленном им проекте, отличается от смысла понятия «реконструкция», используемого в жилищном и градостроительном законодательстве.

Полагает, что этот вывод является неверным, так как употребляемые в законодательстве понятия являются едиными и не подлежат двоякому толкованию. ФИО5 в исковом заявлении указывает, что согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено. При этом данное понятие относится только к объектам капитального строительства, строительство которых не завершено. В данной ситуации идет перечисление объектов капитального строительства и к ним относятся здания, сооружения, строения, а также объекты, строительство которых не завершено. Доводы истца о том, что многоквартирный жилой дом не относится к объекту капитального строительства, является несостоятельным по причине неправильного применения законодательной нормы.

ФИО5 представлены с заявлением проект реконструкции жилого помещения, заключение по результатам освидетельствования жилого помещения, положительное заключение негосударственной экспертизы объекта капитального строительства. Все три документа составлены по заявке ФИО5 независимыми экспертами и подтверждают факт проведения работ по реконструкции помещения. ФИО5 фактически признает ничтожность представленных им самим документов.

Полагает, что представленные ФИО5 проект реконструкции жилого помещения, заключение по результатам освидетельствования жилого помещения, положительное заключение негосударственной экспертизы объекта капитального строительства являются обоснованными и не оспаривает их законность. Распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, в силу ст.ст. 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется по соглашению всех ее участников. Ст.289 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290). В силу ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Из ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п/п «в» и «г» п. 2 ч. 1 которых в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции). В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» разъяснено, что при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Следовательно, общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений. Согласно ч.1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. К распоряжению имуществом относятся, в том числе действия по изменению объекта. Согласно ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений. Обязанность согласовать реконструкцию объекта капитального строительства со всеми его правообладателями предусмотрена п. 6 ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 октября 2010 года № 1275-О-О разъяснил, что сами по себе данные положения направлены на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства) и недопущение, в частности, произвольного уменьшения или увеличения размера общего имущества в многоквартирном доме. Потому положения п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»). Согласно проекту реконструкции жилого помещения, заключению по результатам освидетельствования жилого помещения, заключению негосударственной экспертизы объекта капитального строительства, перевод жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предполагает проведение следующих работ: - устройство дверного проема наружного входа на месте оконного проема; - устройство крыльца наружного входа и пандуса из металлоконструкций; - разборка части внутренней перегородки с демонтажем дверных блоков; - устройство световой вывески и козырька из металлоконструкций; - иные работы. Возникает необходимость установить отдельный вход, для обустройства которого подлежит разрушению часть наружной (внешней) стены дома и усилению образовавшегося дверного проема, которая является ограждающей несущей конструкцией и относится в соответствии с ч.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Работы будут осуществляться путем демонтажа деревянного окна в наружной стене дома, увеличения оконного проема до уровня пола за счет частичного разрушения наружной несущей стены дома, вместо оконного проема появляется дверной проем с устройством крыльца наружного входа и пандуса из металлоконструкций за счет придомовой территории, появляется козырек и вывеска под балконом 2 этажа, расположенной выше квартиры, а также предусмотрена отделка фасада многоквартирного дома. Работы, определенные проектом, повлекут за собой разрушение части внешней стены многоквартирного дома и изменение одной из его несущих конструкций. Предполагаемые работы по обустройству отдельного входа являются реконструкцией, так как в результате устройства отдельного входа и установлении крыльца на земельном участке влечет уменьшение размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По составу и видам выполняемые работы, определенные проектом, относятся к категории «реконструкция», поскольку изменяют параметры объекта капитального строительства. Доводы истца о том, что при переводе жилого помещения в нежилое будет производиться перепланировка и переустройство помещения, являются несостоятельными и необоснованными.

    В соответствии с проектом реконструкции жилого помещения, техническим паспортом жилого помещения, свидетельством о государственной регистрации права собственности общая площадь квартиры до реконструкции составляет <данные изъяты> кв.м. После реконструкции площадь проектируемого нежилого помещения составит <данные изъяты> кв.м. Соответственно, изменение (увеличение) площади объекта в силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его реконструкцией. При оборудовании крыльца наружного входа и пандуса из металлоконструкций к переводимому помещению используется придомовая территория, то есть изменяется объект и режим использования части земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме. В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>, определены, проведен его кадастровый учет, что подтверждается схемой расположения земельного участка, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (прилагается). Так, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №. Следовательно, земельный участок, на котором проектом предусмотрено размещение входной группы и устройство крыльца с пандусом, относится к общей долевой собственности в силу указанных выше положений Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии с п. 66 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу ч.ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Разрушений части внешней (несущей) стены многоквартирного дома, а также установление отдельного входа с оборудованием крыльца и пандуса связано с изменением объекта капитального строительства, изменением режима пользования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указанные действия приведут к уменьшению общего имущества собственников помещений этого дома. ФИО5 (в целях получения согласования на перевод жилого помещения в нежилое) до обращения в администрацию <адрес> с заявлением должен был получить согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме и представить указанное согласие вместе с пакетом документов. Довод ФИО5 об отсутствии необходимости в получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме должен быть отклонен, поскольку данный довод основан на неправильном толковании заявителем норм Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Кодекса) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 6 ч. 7 ст. 51 Кодекса). Предполагаемая реконструкция жилого помещения влечет за собой использование наружных стен и придомовой территории, то есть общего имущества собственников многоквартирного жилого дома. На осуществление таких действий должно быть получено согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном жилом доме. ФИО5 при обращении в администрацию города Черемхово с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое такого письменного согласия всех участников общей долевой собственности в многоквартирном жилом доме не представил. Поэтому администрация города Черемхово не имела правовых оснований для согласования перевода жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение и на законных основаниях выдала ФИО5 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в таком переводе.

ФИО5 в исковых требованиях просит суд возложить обязанность на администрацию города Черемхово по переводу жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, в нежилое помещение. Однако, администрация города Черемхово, исполняя полномочия органа местного самоуправления городского округа, не вправе осуществлять какие-либо действия или принимать решения в отношении жилого помещения, расположенного на территории иного муниципального образования, и по отношению к которому не является собственником. Данная правовая позиция основана на требованиях п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 16.1 закона, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Просила в удовлетворении исковых требований ФИО5 к администрации города Черемхово о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое недействительным, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое отказать.

Представитель администрации МО «город Черемхово» ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменных возражениях поддержала, просила учесть, что спор об обжаловании действий администрации является спором, возникшим из публичных правоотношений, заявителем пропущен срок обращения в суд, установленный ст.256 ГПК РФ, и в заявлении отсутствует требование о его восстановлении.

В судебном заседании представитель администрации МО «город Черемхово» ФИО4 требования не признала, пояснила, что 12 квартир в доме <адрес> являются муниципальной собственностью и предоставлены по договорам социального найма, 6 квартир находятся в собственности жильцов. В данном случае согласие собственников квартир в жилом доме <адрес> на перевод жилого помещения в нежилое обязателен. При подаче заявления о переводе квартиры № в нежилое помещение, ФИО5 был лично ознакомлен с обращением жильцов к мэру города Черемхово и их возражениями. Сведения о земельном участке ФИО5 мог получить на официальном сайте Единого государственного реестра недвижимости.

Представитель администрации МО «город Черемхово» ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования не признала, пояснила, что для размещения в спорной квартире продовольственного магазина необходима его реконструкция, которая затронет объем помещения и производственную мощность.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Таким образом, суд сам должен определить вид судопроизводства, из которого вытекает требование заявителя, исходя из характера правоотношений.

ФИО5 заявлены требования, подлежащие рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, независимо от формы составления его заявления.

В связи с чем, требования ФИО5, несогласного с отказом органом местного самоуправления рассматриваются судом как заявление об оспаривании решения администрации МО «город Черемхово» об отказе в переводе жилое помещения в нежилое в соответствии с требованиями ст.257 ГПК РФ.

Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, с участием которых рассматривается и разрешается заявление, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает возможным рассмотреть данное заявление в отсутствие заявителя ФИО5

Заслушав стороны, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем исследованным в суде доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Как следует из материалов дела, собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО5 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «город Черемхово» с заявлением о переводе спорной квартиры в нежилое помещение для использования его в качестве магазина продовольственных товаров, представив необходимые документы.

Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «город Черемхово» отказала ФИО5 в переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое в связи с несоблюдением предусмотренных п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ условий перевода помещений

Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22 - 24).

В силу ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. (п. 1) Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. (п. 2) Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3). Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (п. 4)

Часть 2 статьи 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанной правовой нормой предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник жилого помещения предоставляет по месту жительства в орган осуществляющий перевод, следующие документы: заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение, технический паспорт с его описанием, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, подготовленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения).

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

В силу пункта 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещений.

Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, пунктами 1 и 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно ч. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и(или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ. То есть, если реконструкция, переустройство и(или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и(или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из представленного заявителем проекта реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес>, под помещение магазинов продтоваров, выполненного ООО «<данные изъяты>», предусмотрено устройство дверного проема в наружной стене, на месте оконного проема, при выполнении компенсационных мероприятий по восстановлению несущей способности конструкций.

Поскольку проект реконструкции переводимой квартиры предполагает работы по частичному раздору наружной стены дома, что связано с изменением элементов общего имущества многоквартирного дома, то с учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, на проведение таких работ, требуется получение согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Доводы представителя заявителя о том, что ФИО5 не обязан был предоставлять согласие собственников многоквартирного жилого дома на данной стадии, суд находит незаслуживающими внимания.

Кроме того, из данного проекта также усматривается, что устройство входной группы предусматривает использование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Между тем, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, в соответствии с кадастровым паспортом № находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ).

ФИО5 при оборудовании в будущем входной группы и присоединении части земельного участка, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома <адрес>, не получил согласие собственников помещений этого дома.

При указанных обстоятельствах, администрацией МО «город Черемхово» было правомерно отказано ФИО5 в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований ФИО5

Что касается ссылок представителя администрации МО «город Черемхово» ФИО3 о пропуске ФИО5 срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании действия органа местного самоуправления, суд находит их несостоятельными.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно уведомлению № администрации МО «город Черемхово» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в переводе помещения из жилого в нежилое.

Таким образом, срок обжалования данного отказа истекает ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела видно, что первоначально заявление истцом подано ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует штамп на конверте.

Данное заявление определением судьи Черемховского городского суда Иркутской области было оставлено без движения. Во исполнение данного определения ФИО5 заявление было переоформлено и повторно поступило в суд ДД.ММ.ГГГГг.

При таких обстоятельствах, оснований считать, что ФИО5 обратился в суд по истечению установленного срока на обжалование решения органа местного самоуправления, нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО5 о признании отказа администрации муниципального образования «город Черемхово» в переводе жилого помещения, находящего по адресу: <адрес>, в нежилое недействительным и возложении обязанности перевести данное жилое помещение в нежилое – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Черемховский городской суд.

Судья