ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1132/2018 от 07.06.2018 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 07 июня 2018 года

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Князева Д.М., при секретаре Мустафаевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений города Сарапула о признании права собственности города Сарапула,

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных отношений города Сарапула обратилось в суд с заявлением о признании права собственности <адрес>. Заявленные требования обосновывают тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет, как бесхозяйное имущество земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , кадастровый , на основании заявления ФИО1 о добровольном отказе от права собственности. Годичный срок со дня постановки на учет земельного участка как бесхозяйного имущества истек. Просят признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , кадастровый .

В судебное заседание представитель заявителя, не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Заинтересованное лицо ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление Управления имущественных отношений города Сарапула подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии со ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2 решением от ДД.ММ.ГГГГ исполкома Сарапульского Горсовета для садоводства в коллективном саду «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок площадью 500 кв. м.

Заявлением в исполнительный орган местного самоуправления <адрес>, Комитет по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 добровольно отказывается от права собственности на земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок , принадлежащий ей на праве собственности на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, просит поставить указанный земельный участок на учет в Сарапульском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР в качестве бесхозяйного имущества.

Согласно п.2 ст.53 ЗК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 20 статьи 14 которого к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу статьи 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

Представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , площадью 500 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, номер записи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной выписке из Реестра от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: УР, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , площадью 500 кв.м., имеет кадастровый .

Земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , является бесхозяйным имуществом, это имущество поставлено на учет как бесхозяйное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по этим основаниям право собственности на бесхозяйное имущество должно быть признано за Муниципальным образованием «<адрес>» в силу ст.225 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления имущественных отношений города Сарапула о признании права собственности города Сарапула удовлетворить.

Признать право собственности Муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, некоммерческая организация садоводческого товарищества «<данные изъяты>», участок , кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения через Сарапульский городской суд УР.

Судья Сарапульского городского суда Д.М. Князев