ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1132/2023 от 20.10.2023 Верхнеуральского районного суда (Челябинская область)

Дело №2-1132/2023

УИД 74RS0013-01-2023-001315-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2023 года г. Верхнеуральск

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Артемьевой О.В.,

при секретаре Логиновской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявления прокурора Верхнеуральского района Челябинской области Хибатуллина А.Г., действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области Хибатуллин А.Г., действующий в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее по тексту Администрация Сурменевского сельского поселения, Администрация поселения), Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее по тексту Администрация Верхнеуральского муниципального района, Администрация района), с учётом уточнений, о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований законодательства о водоснабжении, путём предоставления Администрацией района финансирования по организации нецентрализованного холодного водоснабжения в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, а Администрацией Сурменевского сельского поселения организации нецентрализованного холодного водоснабжения в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

В обоснование уточнённых исковых требований указано, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности Администрации Сурменевского сельского поселения и Верхнеуральского муниципального района, в ходе которой установлено, что в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения, до настоящего времени центральное водоснабжение отсутствует. Кроме этого до настоящего времени не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение на указанной территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) не организован подвоз питьевой воды. По факту выявленных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на имя Главы Верхнеуральского муниципального района внесено представление. Однако по результатам рассмотрения представления нарушений закона не установлено. В связи с изложенным выше считают, что указанное положение вещей является недопустимым, так как нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, представляет опасность для жизни и здоровья людей, и подрывает авторитет органов местного самоуправления в целом (л.д.6-7, 41-42).

В судебном заседании прокурор Бритова Т.В., участвующая в деле, уточнённые исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области Хибатуллина А.Г. поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в уточнённом исковом заявлении, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика Администрации Сурменевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.44), о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном суду, дополнительно указывают на то, что на территории Сурменевского сельского поселения в <адрес> частично подключены к централизованному водоснабжению 98 абонентов. Однако в населённых пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение необходимо разработать проектно-сметную документацию, в том числе инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, необходима историко-культурная экспертиза земельного участка, а также проект планировки территории, совершённого с проектом межевания территории. Срок разработки проектно-сметной документации от одного года и более. Далее необходимо получить положительное заключение экспертизы. Срок прохождения государственной экспертизы от 45 рабочих дней и более. Верхнеуральский муниципальный район является высокодотационный. Администрация Сурменевского сельского поселения, являясь исполнительным органом в структуре местного самоуправления, осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жёстко ограничена лимитами денежных средств, предусмотренных на определённые цели. В соответствии со ст.32 Бюджетного кодекса РФ, все муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального района образования для исполнения расходных обязательств муниципального образования не допускается (ст.14 Бюджетного кодекса РФ). На основании изложенного просят срок исполнения решения суда увеличить до 24 месяцев (л.д.33-34).

Представитель ответчика Администрации Верхнеуральского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.47), в письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном суду, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации поселения, в удовлетворении исковых требований не возражают. Кроме этого дополнительно указывают на то, что в населённых пунктах Верхнеуральского муниципального района, где отсутствует центральное водоснабжение необходимо разработать проектно-сметную документацию, в том числе инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, необходима историко- культурная экспертиза земельного участка, а также проект планировки территории, совмещённого с проектом межевания территории. Срок разработки проектно-сметной документации от одного года и более. Далее необходимо получить положительное заключение экспертизы. Срок прохождения государственной экспертизы от 45 рабочих дней и более. Верхнеуральский муниципальный район является высокодотационным. Заявка будет подана в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области на выделение финансовых средств для проведения строительства центральной водопроводной сети и скважин. На основании изложенного просят срок исполнения решения суда увеличить до 24 месяцев (л.д.30).

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заслушав прокурора Бритову Е.П., участвующую в деле, исследовав в судебном заседании представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что уточнённые исковые требования прокурора Верхнеуральского района Хибатуллина А.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее по тексту Правила).

Так, согласно п.72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработке таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхность воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдалённых подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешённых к использованию в качестве источников питьевого водоснабжение в соответствии с законодательством РФ. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением №1 (пункт 74 Правил).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности Администрации Сурменевского сельского поселения и Верхнеуральского муниципального района (л.д.8).

В ходе проведённой прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проверки установлено, что из информации Администрации Верхнеуральского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в населённых пунктах Верхнеуральского муниципального района, в которых не организовано центральное водоснабжение – восемь населённых пунктов (Приложение ), население обеспечено водой из частных скважин. По количеству источников нецентрализованного водоснабжения - информация отсутствует. В муниципальную собственность ни один нецентрализованный источник не оформлен и не передан на обслуживание. В данных населённых пунктах подвоз воды не организовывался, в связи с отсутствием заявок от населения. В связи с тем, что нецентрализованными источниками являются скважины, находящиеся в частной собственности жителей поселков - утверждённые графики контроля за качеством воды отсутствуют. На территории восьми сельских поселений района водозабор осуществляется из 55 скважин на 34, из которых получены лицензии. По остальным ведётся работа по сбору документов для получения лицензий (Приложение ). Ресурсоснабжающими организациями, согласно действующему законодательству Российской Федерации, анализы воды проводится один раз в квартал.

На территории Верхнеуральского района Челябинской области реализованы мероприятия по содержанию и ремонту водопроводных сетей.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ по Государственной программе Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации, в Челябинской области» Верхнеуральскому муниципальному району выделено 6 000 000,00 рублей на объект «Капитальный ремонт водопровода протяженностью <данные изъяты> (<адрес><данные изъяты><адрес><данные изъяты>, <адрес><данные изъяты>) в <адрес>» освоено средств - 6 073 251,88 рублей, областной бюджет - 5 833 358,43 рублей, местный бюджет - 239 893,45 рублей. На содержание и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения из бюджета Верхнеуральского муниципального района профинансировано работ на сумму - 24 377,41 тыс. рублей, в том числе подготовка к отопительному периоду - 2 500,0 тыс. рублей; приобретение глубинных насосов на скважины (22шт.) - 1 545,77 тыс. рублей; приобретение пластиковых труб (5,6км) - 670,74 тыс. рублей; ограждение первых зон санитарной охраны водозаборных скважин (5шт.) - 3 520,24 тыс. рублей; замена ветхих участков водопроводных сетей (5,2км), устранение аварий на сетях водоснабжения и водоотведения - 16 140,66 тыс. рублей.

В ДД.ММ.ГГГГ по Государственной программе «Чистая вода» выделено финансирование на реализацию проекта «Реконструкция водозабора «Контрольный» в <адрес>». Стоимость работ составляет 88 176 721,00 рублей, в том числе: строительные работы - 86 281 341,04 рублей, федеральный бюджет - 82 747 300,00 рублей, областной бюджет - 3 447 800,00 рублей, местный бюджет - 86 241,00 рублей. Строительный контроль - 1 895 379,96 рублей (за счёт местного бюджета). Начало работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На содержание и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения из бюджета Верхнеуральского муниципального района запланировано - 24 377,41 тыс. рублей, в том числе: подготовка к отопительному периоду - 3 000,00 тыс. рублей; приобретение глубинных насосов на скважины - 600,00 тыс. рублей; приобретение пластиковых труб - 700,00 тыс. рублей; ограждение первых зон санитарной охраны водозаборных скважин - 4 000,00 тыс. рублей; замена ветхих участков водопроводных сетей (3км), устранение аварий на сетях водоснабжения и водоотведения - 6 000,00 тыс. рублей.

Кроме этого в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района планировалось мероприятие по разработке проектно-сметной документации на строительство системы водоснабжения поселков <адрес>. Однако, в связи с внедрением новой системы единого налогового вычета спрогнозировать ситуацию поступающих налогов очень тяжело. В связи с этим вопрос по проведению данных мероприятий остаётся открытым (л.д.9-10, 11-13).

Таким образом, суд приходит к выводу, что в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области до настоящего времени центральное водоснабжение отсутствует.

Также до настоящего времени также не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение на указанной территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды.

На основании Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления Верхнеуральского муниципального района органам местного самоуправления Сурменевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия в сфере организации водоснабжения и водоотведения населения на территории Сурменевского сельского поселения переданы сельскому поселению. Срок действия соглашения – по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-25).

По факту выявленных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области на имя главы Верхнеуральского муниципального района Челябинской области внесено представление, однако по результатам рассмотрения представления нарушения закона не устранены (л.д.14-16, 17).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что неисполнение Администрацией Верхнеуральского муниципального района, Администрацией Сурменевского сельского поселения своих обязанностей по организации нецентрализованного холодного водоснабжения в <адрес> и <адрес> нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, представляет опасность для жизни и здоровья людей, подрывает авторитет органов местного самоуправления в целом.

Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области просит установить срок исполнения обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства о водоснабжении на территории Сурменевского сельского поселения в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Однако Администрация Верхнеуральского муниципального района, Администрация Сурменевского сельского поселения, не возражая по сути против удовлетворения исковых требований, в связи необходимостью в целях исполнения решения разработать проектно-сметную документацию, в том числе инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, необходимости историко-культурная экспертизы земельного участка, а также проекта планировки территории, совмещённого с проектом межевания территории, прохождения государственной экспертизы, просят увеличить срок исполнения обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства о водоснабжении на территории Сурменевского сельского поселения до 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В то же самое время ответчиками не представлены убедительные, достоверные и бесспорные доказательства того, что обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства о водоснабжении на территории Сурменевского сельского поселения не может быть исполнена ответчиками в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении ходатайства Администрации Верхнеуральского муниципального района, Администрации Сурменевского сельского поселения об увеличении срока исполнения обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства о водоснабжении на территории Сурменевского сельского поселения до 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следует отказать. Однако это не препятствует ответчикам в будущем при наличии реальных препятствий в исполнении решения суда обратиться в суд с требованиями о предоставлении отсрочки его исполнения с приложением необходимых доказательств.

Таким образом, суд считает, что уточнённые исковые требования прокурора <адрес> Хибатуллина А.Г. о возложении на Администрацию Сурменевского сельского поселения, Администрацию Верхнеуральского муниципального района о возложении обязанности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области Хибатуллина А.Г., действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (ИНН 7429000770, ОГРН 102740156529), Администрацию Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (ИНН 7429001237, ОГРН 1027401564960) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований законодательства о водоснабжении.

Возложить на Администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (ИНН 7429000770, ОГРН 102740156529) обязанность по финансированию организации нецентрализованного холодного водоснабжения в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области.

Обязать Администрацию Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (ИНН 7429001237, ОГРН 1027401564960) организовать нецентрализованное холодное водоснабжение в <адрес> и <адрес>, входящих в состав Сурменевского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий О.В. Артемьева

Мотивированное решение изготовлено 27.10.2023.

Судья О.В. Артемьева