ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133 от 20.01.2012 Новгородского районного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский районный суд Новгородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Новгородский районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1133/12 Великий НовгородР Е Ш Е Н И Е   Именем Российской Федерации

20 января 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Большаковой Н. С.,

с участием представителя заявителя Новгородской областной Думы -Кротовой С. В., представителя заинтересованного лица прокуратуры Новгородской области - Захаровой Н. Е., представителя заинтересованного лица Губернатора Новгородской области - Поморжанского А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новгородской областной Думы об оспаривании требования прокурора Новгородской области от 28 ноября 2011 года об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора в областном законе,

у с т а н о в и л:

Новгородская областная Дума обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просила признать требование прокурора Новгородской области от 28 ноября 2011г. об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора в областном законе от 14 ноября 2011г. № 1112-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений областного закона «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд» незаконным и не подлежащим безусловному исполнению.

Определением суда от 13 января 2012 года по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Новгородской области.

Представитель заявителя Новгородской областной Думы ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Новгородской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявление не подлежащим удовлетворению по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Новгородской области ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал заявление подлежащим удовлетворению.

В судебное заседание Губернатор области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из ч. 1 ст. 1 федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления в нормативных правовых актах (их проектах) коррупциогенных факторов.

Антикоррупционной экспертизой проекта областного закона «О приостановлении действия отдельных положений областного закона «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд», проведенной прокуратурой Новгородской области, установлено, что указанный нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2. ст. 9.1 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Руководствуясь вышеизложенными требованиями законодательства, по результатам антикоррупционной экспертизы прокурором Новгородской области в адрес Новгородской областной Думы 28 ноября 2011 года внесено требование № 22-8-2011 об изменении (отмене) нормативного правового акта - областного закона № 1112-ОЗ от 14 ноября 2011 года «О приостановлении действия отдельных положений областного закона «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд» (далее по тексту - Закон № 1112-ОЗ) с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов (далее по тексту - Требование).

Законом № 1112-ОЗ приостановлено по 31 декабря 2012 года включительно действие ряда положений областного закона от 23 декабря 2010 года № 882-ОЗ "О заготовке гражданами древесины для собственных нужд", а именно: второго предложения части 1 статьи 4, первого предложения части 1 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 5 - в части приложения к заявлению о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд копий документов, подтверждающих нуждаемость гражданина в древесине для целей отопления); а также положений части 1 статьи 9 (устанавливающих перечень документов, подтверждающих нуждаемость в древесине для целей отопления).

Постановлением Новгородской областной Думы от 30 ноября 2011 года № 2047-ОД Требование отклонено.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Виды коррупциогенных факторов определены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 (далее по тексту - Методика).

Следовательно, коррупциогенный фактор - это дефект нормы права, который способствует или может способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.

Согласно п.п. «в» п. 3 Методики коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Приостановление действия нормативных положений указанного выше областного закона, касающихся представления документов, подтверждающих нуждаемость в древесине для целей отопления (в отличие, в частности, от установленного областным законом от 23 декабря 2010 года № 882-ОЗ порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для целей возведения строений и иных собственных нужд, предусматривающего необходимость предоставления документов, подтверждающих нуждаемость гражданина в древесине) подпадает под определение, содержащееся в п.п. "в" п. 3. Методики.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем Требование внесено в Новгородскую областную Думу в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом, в нем содержаться законные требования, не нарушающие права и интересы заявителя. Следовательно, оснований для удовлетворения заявления Новгородской областной Думы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Новгородской областной Думы об оспаривании требования прокурора Новгородской области от 28 ноября 2011 года об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора в областном законе отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 25 января 2012 года.

Председательствующий М. В. Юршо