ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133/18 от 28.03.2019 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года г.Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Л.А.,

при секретаре Лобановой А.А.,

с участием

истца Пак А.Н.,

представителя истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, по доверенности Вишни А.О.,

представителя истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, по доверенности ФИО4,

представителя истца ФИО3, по доверенности ФИО5,

ответчика ФИО6,

представителя ответчиков ФИО7, ФИО6, по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-5/19 по иску ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО7, ФИО6, АО «Тульское городское земельно-кадастровое бюро» о признании результатов межевания земельного участка недействительными и исключении сведений о координатах границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФИО7, ФИО6, АО «Тулземкадастр» о признании результатов межевания земельного участка недействительными и исключении сведений о координатах границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что истцы Пак А.Н., ФИО1, ФИО2 для строительства индивидуальных жилых домов получили в собственность земельные участки в <адрес> в период с дата по дата.

В настоящее время земельные участки отмежеваны, границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, сведения о границах внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Паку А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес> площадь участка 1495 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Государственная регистрация права произведена дата., регистрационная запись

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес> площадь участка 720 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Государственная регистрация права произведена дата., регистрационная запись

Участок ФИО2 был разделен на две части, одна из которых в дата была подарена внучке ФИО3

ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , адрес: г<адрес> площадь участка 1047 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Государственная регистрация права произведена дата регистрационная запись

ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес> площадь участка 1048 кв.м, категория земель: населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Государственная регистрация права произведена дата регистрационная запись

Каждый из истцов на своем земельном участке построил жилой дом, который эксплуатируется в соответствии с целевым назначением, право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

В дата, когда истцы получили свои земельные участки и начали строительство жилых домов, они совместными усилиями и за свой счет обустроили подъездную дорогу к своим участкам щебнем.

От автодороги <...> истцы осуществляли проезд к своим участкам по обустроенной ими дороге, которая оканчивалась возле последнего в ряду участка, принадлежащего ФИО2

По границам своих участков, согласно сложившемуся порядку землепользования, построили ограждения, со стороны обустроенной ими дороги, заборы имеют ворота и калитки для въезда и входа на свои земельные участки. Между дорогой и заборами расположены коммуникации водопровода, газа, канализации, опоры электропередач. В начале дороги, на углу возле забора участка дома , истец Пак А.Н. высадил несколько маленьких елок, которые за <...> выросли в большие ели.

В дата на вышеуказанной подъездной дороге за счет муниципальных средств было уложено асфальтобетонное покрытие, которое цело и по настоящее время.

С противоположной стороны дороги и в дата и в дата находился овраг, в дата на месте оврага земельный участок был выделен ответчику ФИО6

Ответчик ФИО6, используя вышеуказанную подъездную дорогу, построил на своем участке жилой дом.

Вдоль заасфальтированной дороги, по границе своего участка, ФИО6 установил забор, который находится на этом месте по настоящее время более <...>

Исходя их вышеизложенного, следует, что в соответствии со сложившимся (с дата по дата порядком землепользования, обустроенная в качестве подъездной дороги, дорога общего пользования использовалась совместно истцами и ответчиками ФИО6 и ФИО7 без каких-либо ограничений, претензий и (или) споров по порядку ее использования не было.

В дата между истцами и ФИО18 возникла конфликтная ситуация. ФИО6 самовольно в начале дороги общего пользования установил металлические ворота, повесил замок, чем полностью преградил доступ истцам к своим участкам, в том числе проезд не только личных автомобилей, но и автомобилей аварийных служб, специальных машин к люкам канализации, газовым коммуникациям, машинам скорой помощи.

На вопросы истцов ФИО6 заявил, что он считает, что ворота установил на границе своего земельного участка, межевание которого провел в дата, а истцы себе сами могут сделать новую дорогу, спилить ели, подвинуть свои заборы, выполнить земляные работы и т.д.

ФИО6 и ФИО7, в соответствии с выпиской из ЕГРН, принадлежит на обшей долевой собственности, доля каждого в праве по 1/2, земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес>, площадь участка 5048 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Государственная регистрация права произведена дата регистрационные записи и

Управление Росреестра по Тульской области на запрос истцов в письменном ответе от дата сообщает, что согласно сведениям ЕГРН на основании постановления главы администрации <...> от дата за ФИО6 закреплен земельный участок общей площадью 5048 кв.м, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО7 поставлен на государственный кадастровый учет дата.

Сведения о границах участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН дата.

На основании заявлений ФИО6, ФИО7 об осуществлении иного кадастрового учета изменений в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и исправлением реестровой ошибки от дата., а также межевого плана от дата., Управлением дата. внесены изменения в сведения ЕГРН.

Истцы обращают внимание на то, что они с дата по датадата впервые у участка ФИО6 появились учтенные границы) беспрепятственно пользовались и за счет своих сил и средств поддерживали в технически исправном состоянии подъездную дорогу. С дата по дата также истцы совместно использовали вышеуказанную дорогу, никаких ограничений не существовало. ФИО6 использовал и обрабатывал земельный участок в пределах установленного им <...> назад забора и никогда не вел никакой деятельности в том месте, где установил металлические ворота.

В выписке ЕГРН от дата кадастровый инженер указана ФИО36, в выписке от дата. кадастровым инженером указана ФИО10

Полагают, что кадастровым инженером АО «Тулземкадастр» при формировании плана на земельный участок с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка при установлении границ земельного участка. Границами земельного участка являются границы, существующие на местности <...> лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Кадастровый инженер обязан был установить границу участка вдоль дороги по объекту иного происхождения, которым является забор, установленный ФИО6 <...> назад, но вместо этого инженер самовольно провела границу по проезжей дороги, что грубо исказило фактическое местоположение участка и привело к конфликту между истцами и ответчиком ФИО6, который в настоящее время считает себя формально правым, устанавливая ворота по координатам поворотных точек внесенных ФИО10 в межевой план. Согласование границ с истцами не производилось.

Полагают, что с Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и Управлением архитектуры и строительства администрации города Тулы согласование не производилось, т.к. границы земельного участка ФИО6 и ФИО7 не только пересекают, но и значительно выходят с северной и западной стороны за установленные «красные линии». Наглядно это видно по результатам топографической съемке выполненной кадастровым инженером ФИО28

Полагают, что кадастровые работы с участком ФИО6 фактически были направлены не на уточнение границ, а на перераспределение земельного участка, т.к. кадастровым инженером необоснованно изменена и конфигурация земельного участка, т.е. с дата по дата участок был по форме вытянут в направлении на восток, а с дата уменьшился значительно, примерно до 100 кв.м с восточной сторон (т.е. эта часть участка отошла в распоряжение муниципалитета) и увеличился на эту же площадь с северной и западной стороны, (т.е. на каком-то основании изъял земли у муниципального образования), что в дальнейшем дало возможность ФИО6 злоупотребить своим правом и установить металлические ворота, как бы в пределах своего участка, но за пределами "красной линии", и на дороге общего пользования, являющейся единственно возможным вариантом проезда к четырем жилым домам и земельным участкам истцов.

Пояснения ФИО6 и кадастровых инженеров, исполнивших ему межевой план о том, что в дата измерения кадастровые инженеры производили неисправным или неточными приборами несостоятельны, т.к. не подтверждены никакими доказательствами и неточность замера координат поворотных точек не ведет к изменению конфигурации земельного участка, а может влиять лишь на его местоположение в целом, севернее и др. Отмечают то, что в дата, при устранении ошибок в определении координат поворотных точек межевания дата, местоположение этих точек изменено, и количество существенно, увеличено.

Анализ данных государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером , приводит к выводу, что его фактические данные не соответствуют данным кадастрового учета, что и приводит к наложению участка на дорогу общего пользования.

Ответчики ФИО6 и ФИО7 с дата. не принимают никаких действенных мер по приведению кадастрового учета границ земельного участка с кадастровым номером в соответствие с фактическим их нахождением, не устраняют выявленные наложения, приведшие к конфликту и нарушению законных прав истцов.

Подчеркивают о том, что при наличии обстоятельства, требующего устранения несоответствия в местоположении ранее установленной границы земельного участка с кадастровым номером не может осуществляться доступ к участкам, что является ущемлением и нарушением законных прав и интересов истцов. Другой дороги для подъезда к участкам истцов не существовало и не существует.

Во внесудебном порядке, путем переговоров решить вопрос с ответчиками по устранению реестровой ошибки не представилось возможным.

Истцы считают, что местоположение границ участка с кадастровым номером не соответствует действительным границам этого участка на местности, исключает возможность реализовать законные права истцов на пользование и распоряжение принадлежащим им участками и жилыми домами с надворными постройками и гаражами, а следовательно, сведения о координатах границ земельного участка подлежат исключению из государственного кадастрового учета.

Истцы Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят суд признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Истец Пак А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Просил признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, истец ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просила признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, истец ФИО2 исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просила признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, из государственного реестра недвижимости.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель истца ФИО3, по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просил признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Представитель истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, по доверенности ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просил признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Представитель истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просил признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> недействительными. Исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из государственного реестра недвижимости.

Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, судебным извещением, об уважительных причинах неявки суд не уведомила, об отложении рассмотрения дела не просила.

Ответчик ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме. Указал, что он и ФИО7 являются собственниками земельного участка, по 1/2 доли каждый с кадастровым номером , площадью 5048+/-25 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> На вышеуказанном земельном участке был возведен жилой дом. Целевое использование земельного участка не изменялось. Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» ФИО10 При уточнении местоположения данного земельного участка его границы были сформированы с учетом фактического землепользования, в соответствии с топографическим планом земельного участка. Указал, что металлические ворота установлены им на границе принадлежащего ему земельного участка, и права истцов ничем не нарушены. Имеется доступ для проезда автомобилей как личных, так и спец. техники к принадлежащим истцам земельным участкам.

Представитель ответчиков ФИО7, ФИО6, по доверенности ФИО8 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме. Указал, что спорный земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО6 и ФИО7, по ? доли каждому, не граничит с земельными участками истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3 Сведения о границах земельного участка с К внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» ФИО10 При уточнении местоположения данного земельного участка его границы были сформированы с учетом фактического землепользования, в соответствии с топографическим планом земельного участка. Эксперт ФИО29 в заключении эксперта ООО «<...>» от дата шифр при ответе на второй вопрос, который был поставлен перед ним, пояснил, что установлено отсутствие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с К в части координат характерных точек границ данного земельного участка. В связи с чем, ссылка истцов на наличие реестровой ошибки, пересечение земельного участка с кадастровым номером с двумя территориальными зонами, неправомерна. Считает, что со стороны истцов имеет место злоупотребление правом, т.к. наложения границ спорного земельного участка с земельными участками истцов Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3 на местности, не имеется.

Представитель ответчика АО «Тульское городское земельно-кадастровое бюро», генеральный директор ФИО12 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, представитель ответчика АО «Тулземкадастр» по доверенности ФИО10 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, по доверенности ФИО13 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Указала, что поскольку Управление не имеет материально-правового интереса по данному делу, просит рассмотреть заявленные требования на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области», по доверенности ФИО14 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г.Тулы, по доверенности ФИО15 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г.Тулы, по доверенности ФИО15 разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, по доверенности ФИО16 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Участвуя ранее в судебных заседаниях, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, по доверенности ФИО17 пояснил, что ФИО2 обратилась в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением (вх. ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно о перераспределении земельного участка с К, площадью 1000 кв.м и земли, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 147 кв.м.

дата Министерством принято распоряжение «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности». Впоследствии Министерством и ФИО2 заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Указал на то, что формирование испрашиваемого земельного участка было осуществлено в рамках процедуры перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности заявителя (кадастровый номер ), и земель площадью 147 кв.м, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со ст. 39.29 ЗК РФ, на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Министерство считает распоряжение от дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности» обоснованным, принятым в порядке и в соответствии с положениями действующего законодательства.

Указал на положения п.1,4 ст.11.2, п.3 ст. 11.7 ЗК РФ, п.1 ст. 262 ГК РФ, п. 11,12 ст. 1 ГрК РФ и пояснил, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).

Согласно приведенным нормам права, указал на то, что надлежащим доказательством того, что земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий. Однако, такого документа о нахождении земельного участка, образованного путем перераспределения, в границах красных линий либо о наличии проезда на испрашиваемой территории на момент принятия решения о перераспределении не имелось, в том числе не имелось оснований, предусмотренных положениями п. 7 ст. 30.27 ЗК РФ. Также не имелось иных документов свидетельствующих о наличии оснований для отказа в перераспределении земельного участка. Просил рассмотреть исковое заявление в соответствии с действующим законодательством РФ, с учётом вышеизложенных норм права и доводов.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, допросив эксперта, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь право частной собственности на землю.

В силу Статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Согласно ч.1 ст.15, 25 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тесту- ГК РФ) закреплены права собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных нарушений и исполнению возникших обязательств (ч.2 ст.62 ЗК РФ).

В силу требований статей 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Пунктом 1 ст.69 ЗК РФ предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно п. 7 ст. 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ст.70 ЗК РФ).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений; кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся, в частности, такие основные сведения об объекте недвижимости, как описание местоположения объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 14 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Между тем, ч.1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2).

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10).

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (ч.12).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.

Между тем, ст. 61 Закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.1).

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч.4).

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования (ч.5).

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч.6).

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов (ч.7).

Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (ч.9).

Согласно п. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Положения абзаца 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) гласят, что в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года.

На основании письма Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).

В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются:

заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях"; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).

На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от дата, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, гласит, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Нормами ст.ст. 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) определено, что государственная регистрация приостанавливается, а впоследствии в государственной регистрации отказывается, в том числе, в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, либо в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

Из анализа данной нормы суд делает вывод, что, если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 64 ЗК РФ при возникновении земельных споров границы земельного участка устанавливаются судом.

Как следует из представленных документов и установлено судом, истец Пак А.Н., является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1495+/-14 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права произведена дата за ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.

Истец ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 720+/-3 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права произведена дата за ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.

Истец ФИО2, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1047+/-11 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права произведена дата за ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.

Истец ФИО3, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1048+/-11 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права произведена дата за ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.

Согласно решению исполнительного комитета <...> от дата ФИО6 на состав семьи из <...> выделен земельный участок площадью 1200 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности в <адрес>

Из договора о возведении индивидуального жилого дома на правах личной собственности на отведенном участке дата, усматривается, что дата между органом коммунального хозяйства – <...> и застройщиком - ФИО6 заключен договор о строительстве на земельном участке жилого двухэтажного дома с полезной площадью 159,69 кв.м, в том числе 106 кв.м жилой площади, также застройщик обязан 1000 площади земельного участка засадить зелеными насаждениями, в том числе плодово-ягодными, а плодовые деревья размещаются на расстоянии не менее 3 м, кустарники не менее 1 м от границ земельного участка. Также на застройщика возлагается благоустройство земельного участка, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке как участка так и прилегающих к нему тротуара и проезда в соответствии с правилами установленными главой <...>.

Из договора купли-продажи от дата, усматривается, что администрация <...> продала ФИО6 земельный участок с кадастровым площадью 3848 кв.м, расположенного в землях <адрес>.

Согласно свидетельству на право собственности на землю от дата, на основании постановления главы администрации <...> от дата и купчей на землю от дата, зарегистрированной в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Тулы, рег. от дата, ФИО6 приобрел право частной собственности на землю по адресу: <адрес>, общей площадью 3848 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Из дубликата договора дарения жилого дома с земельным участком от дата, усматривается, что ФИО6 подарил ФИО7 принадлежащий ему на праве собственности земельный участок под находящийся по адрес: <адрес>, с кадастровым номером с объектом недвижимости на нем, в границах плана, прилагаемого к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, площадью 5048 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов, находящегося в ведении администрации <...>, предоставленный для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, дубликат которого удостоверен дата нотариусом г.Тулы ФИО30

Как следует из постановления Главы города Тулы от дата об упорядочении почтовой нумерации строений в <адрес>, что постановлено - с целью упорядочения почтовой нумерации существующих строений и домовладений, расположенных на территории <адрес>, учитывая решение комиссии по историческому наследию Комитета по культуре и историческому наследию администрации г.Тулы от дата., в соответствии с постановлением Главы администрации г.Тулы от дата «О почтовой систематизации объектов недвижимости в г.Туле»: присвоить наименование «<адрес>» вместо наименований «<адрес>» и улица «<адрес>» автомагистрали общегородского значения на участке от <адрес> до моста через <адрес> на территории <адрес> и установить почтовую нумерацию существующих домовладений и строений, расположенных по <адрес> согласно приложений, а именно: домовладения по <адрес> на <адрес>

Согласно выписке (справки) из технического паспорта на объект недвижимого имущества за от дата, дата проведения инвентаризации дата, жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: г<адрес>, находится на земельном участке площадью 5121 кв.м. Данная выписка содержит схему земельного участка.

Судом установлено, что Главой администрации <...>дата вынесено постановление об узаконивании строений на участке домовладения <адрес> которым постановлено об оставлении на месте строений под литером а1-пристройка, Г3-вольер, Г1-гараж, Г2-баня и закреплен за домовладением <адрес> земельный участок площадью 73 кв.м и считать общую площадь 5121 кв.м.

Из свидетельства на право собственности на землю от дата, усматривается, что ФИО7 приобрела право собственности на земельный участок, общей площадью 5048 кв.м по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Из договора дарения земельного участка и жилого дома от дата, усматривается, что ФИО7 (даритель) безвозмездно передала ФИО6 (одаряемый) в общую долевую собственность 1/2 долю на принадлежащие Дарителю на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 5048 кв.м, расположенный на землях поселений, представленный для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, согласно Кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра), по состоянию на дата, удостоверенному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Тулы дата, прилагаемому к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью и расположенный на нем двухэтажный жилой дом, общей площадью 285,0 кв.м, в том числе жилой площадью 162,3 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>

Из кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от дата видно, что правообладателем земельного участка площадью 5048 кв.м, с кадастровым номером , разрешенное использование (назначение) – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО7

Ответчики ФИО7 и ФИО6, являются собственниками по 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 5048+/-25 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (государственная регистрация права произведена за ФИО7 дата за , за ФИО6 дата за ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата. .

В кадастровом деле объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером содержится постановление главы администрации <...> от дата об оставлении на месте строений на приусадебном участке домовладения <адрес> из которого видно, что строения литер А-основное строение, а-веранда, А-1 жилая пристройка, Г-сарай оставлены на месте; ФИО6 разрешено строительство гаража 4,5х6м и сарая 6х6кв.м, а также ФИО6 передан в собственность за плату самовольно занятый земельный участок площадью 3848 кв.м, в связи с чем земельный участок домовладения <адрес> считать общей площадью 5048 кв.м, предоставленный для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

Также в кадастровом деле объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером содержатся геоданные (т.1 л.д. 222), а именно:

№ тчк.

Координаты точек в городской системе

х

у

- 8244,74

- 3769,90

- 8228,04

- 3677,34

- 8229,55

- 3651,51

- 8262,94

- 3645,58

- 8287,30

- 3780,50

- 8244,74

- 3769,90

Дирекцион. углыгр. м.

Длины линий м.

Описание смежеств: от 1 до 2 - земли общего пользования (пустырь); от 2 до 3- земли общего пользования (пустырь); от 3 до 4- земли общего пользования (пустырь); от 4 до 5- земли общего пользования (проезд); от 5 до 1- земли общего пользования (улица).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права , выданного Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тульской области дата, ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 5048 кв.м, с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>

Из межевого плана, изготовленного дата ООО «Тулземкадастр», следует, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из заключения кадастрового инженера, усматривается, что при проведении работ выявлено, что фактическое местоположение границ земельного участка с К не соответствует сведениям предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. Границы отводимого участка проходят не по существующему ограждению. Указанные несоответствия в местоположении границ земельного участка с К являются реестровой ошибкой и должны быть устранены согласно действующего законодательства. Данная ошибка произошла ввиду сбоя геодезического оборудования при проведении работ по обмеру земельного участка, а именно начальная точка «Пункт геодезической сети», принятая за «ноль» имела не точную отметку. Учитывая приведенное выше обстоятельство при проведении геодезических работ образовалась значительная погрешность, а местами и «отлет» границ. Исправление местоположения границ производится в целях упорядочения границ и приведения в соответствие границ на местности их бумажному и электронному отражению. Исправленное местоположение границ земельного участка с К, т.е. координаты новых поворотных точек и горизонтальные проложения сторон приведены в данном межевом плане. Поворотные точки 1,2,3,4 ликвидируются. При исправлении местоположения границ земельного участка с К немного изменилась конфигурация, но площадь не поменялась 5048 кв.м. Согласно п.10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) "О государственной регистрации недвижимости " (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017 г.) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется: исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. Однако данный документ отсутствует исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, сведения так же отсутствуют; в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, который, в свою очередь, не разрабатывался. При отсутствии указанных выше документов, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а именно при производстве топографической съемки выявлено, что границы земельного участка закреплены капитальным ограждением, частично проходят по стене здания (строения) закреплены объектами природного происхождения (плодовыми деревьями, кустарниками, живой изгородью), установленной межей. Согласование от т.н1 до т.н3, от т.5 до т.н1 не проводилось, т.к. учитывая ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N221- ФЗ (ред. от 28.02.2015г.) "О государственном кадастре недвижимости" и письмо Минэкономразвития России от 14.12.2012 г. N27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений», если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы не проводится. Предельные минимальный и максимальный размеры земельного участка не установлены. Кадастровый инженер ФИО31 является членом Ассоциации Саморегулируемой организации «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» и включена в реестр членов Ассоциации СРО «ОПКД» дата за регистрационным , номер в государственном реестре .

Как следует из межевого плана, изготовленного дата ООО «Тулземкадастр», при проведении работ выявлено, что фактическое местоположение границ земельного участка с К не соответствует сведениям предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. Границы отводимого участка проходят не по существующему ограждению.

Указанные несоответствия в местоположении границ земельного участка с К являются реестровой ошибкой и должны быть устранены согласно действующего законодательства. Данная ошибка произошла ввиду сбоя геодезического оборудования при проведении работ по обмеру земельного участка, а именно начальная точка «Пункт геодезической сети», принятая за «ноль» имела не точную отметку. Учитывая приведенное выше обстоятельство при проведении геодезических работ образовалась значительная погрешность, а местами и «отлет» границ. Исправление местоположения границ производится в целях упорядочения границ и приведения в соответствие границ на местности их бумажному и электронному отражению. Исправленное местоположение границ земельного участка с К, т.е. координаты новых поворотных точек и горизонтальные проложения сторон приведены в данном межевом плане. Поворотные точки 1,2,3,4,8,9 ликвидируются.

При исправлении местоположения границ конфигурация земельного участка с К не изменилась и площадь (5048 кв.м.). Согласно п.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017 г.) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется: - исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. Однако данный документ отсутствует - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, сведения так же отсутствуют; - в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, который, в свою очередь, не разрабатывался. Согласование от т.н1 до т.7, от т.6 до т.н1 не проводилось, т.к. учитывая ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ (ред. от 28.02.2015 г.) "О государственном кадастре недвижимости" и письмо Минэкономразвития России от 14.12.2012 г. N27701-ПК/Д23И «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы не проводится. Предельные минимальный и максимальный размеры земельного участка не установлены. Кадастровый инженер ФИО10 является членом Ассоциации Саморегулируемой организации «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» и включена в реестр членов Ассоциации СРО «ОПКД» дата за регистрационным , номер в государственном реестре

Из материала проверки Министерства имущественных и земельных отношений в отношении Тульской области земельного участка, принадлежащего Паку А.Н. следует, что в результате проведенных измерений признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса РФ об административных правонарушениях, при использовании земельного участка с кадастровым номером не выявлены.

Из материала проверки Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО6 и ФИО7 следует, что рекомендовано собственникам домовладений , , , по <адрес> обратиться в суд с исковым заявлением о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ обозначенного земельного участка.

Разрешая требования истцов о признании результатов межевания земельного участка недействительными, суд счел необходимым о назначении и проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы, поскольку разрешить спор по существу невозможно без специальных познаний.

Согласно заключению эксперта, выполненного дата ООО «<...>» (шифр ) по судебной землеустроительной экспертизе, что для ответа на вопросы, поставленные на разрешение эксперта, проведено натурное обследование территории земельного участка дома <адрес> К. По результатам проведенного обследования экспертом установлено, что часть фактических границ исследуемого земельного участка на местности не закреплена объектами природного и (или) искусственного происхождения. Ввиду отсутствия фактического закрепления границ земельного участка дома по <адрес> по всему периметру экспертом не рассчитана площадь земельного участка по фактическому пользованию. Текстовое описание местоположения фактических границ исследуемого земельного участка содержится в Таблице . Графическое изображение местоположения фактических границ земельного участка с кадастровым номером показано экспертом на Плане фактических границ.

При натуральном обследовании земельных участков и проведении геодезических измерений, экспертом установлено, что в фактическую площадь земельного участка дома <адрес>) входит территория, площадью 92 кв. м. обозначена на Плане фактических границ ЧЗУ1), которая используется собственниками земельных участков с кадастровыми номерами , , , с целью доступа (проезд, проход) к земельным участкам с земель общего пользования.

Данная экспертиза содержит выводы по вопросам, поставленным судом перед экспертом.

На вопрос 1) определить площадь и местоположение границ земельного участка К по фактическому пользованию, по сведениям ЕГРН и другим данным, содержащимся в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок?, экспертом сделан вывод: определено местоположение границ земельного участка К по фактическому пользованию, по сведениям ЕГРН и другим данным, содержащимся в правоустанавливающих документах на указанный земельный участок. Ввиду отсутствия закрепления фактических границ исследуемого земельного участка по всему периметру не определена фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером .

На вопрос 2) установить, имеет ли место реестровая ошибка в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка К в части координат характерных точек границ данного земельного участка?, экспертом сделан вывод: установлено отсутствие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка К в части координат характерных точек границ данного земельного участка.

На вопрос 3) в случае реестровой ошибки, определить имеется ли возможность ее исправления, предложив варианты исправления?, экспертом сделан вывод: ввиду отсутствия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с К в части координат характерных точек границ данного земельного участка экспертом не исследованы варианты корректировки границ земельного участка с кадастровым номером

На вопрос 4) возможен ли подъезд автомобилей спецтехники к земельным участкам истцов Пак А.Н. К, ФИО1 К, ФИО2 К, ФИО3 К?, экспертом сделан вывод: Подъезд автомобилей спецтехники к земельному участку с кадастровым номером возможен непосредственно с земель общего пользования. Подъезд автомобилей спецтехники к земельным участкам с кадастровыми номерами , , возможен с земель, но с проездом по части земельного участка с кадастровым номером , отраженной на Плане границ

Из особого мнения эксперта, усматривается, что в территорию земельного участка с кадастровым номером включена территория, площадью 111 кв. м. (:5/ЧЗУ1), по которой возможно осуществить единственно возможный проезд на территорию смежных земельных участков с кадастровыми номерами , , Вместе с этим, исследуя материалы гражданского дела, экспертом сделан вывод об отсутствии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка Полагает, что проезд на территорию земельных участков с кадастровыми номерами , , возможно обеспечить путем установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании был допрошен эксперт ООО «<...>» ФИО32., который полностью подтвердил выводы своего экспертного заключения от дата, пояснил, что приказ Министерства экономического развития от дата устанавливает среднюю картографическую погрешность положения межевых знаков. П. 13 данного Приказа закрепляет, что при определении местоположения характерных точек, изображенных на карте 9 плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе карты (плана). Следовательно, точность определения, при проведении необходимых расчетов, равна 1 метру, что приблизительно в 10 раз превышает те значения, которые присутствуют в ЕГРН. Отметил, что до дата включительно использовалась система координат МСК 71 г.Тулы, после дата система координат МСК 71.1. Тульской области. В материалах дела, а именно, в т.1 на л.д. 222 использована система координат МСК 71, а при составлении экспертного заключения использовалась исключительно система координат МСК 71.1.

Дополнил свое экспертное заключение возможным дополнительным вариантом по установлению местоположения границы земельного участка с кадастровым номером (в измененных границах), принадлежащего на праве собственности ФИО19 по 1/2 доле в праве каждому, по адресу: <адрес> в следующих координатах характерных точек:

Номера точек

Углы

Дирекционные Углы

Длины линий, м

Координаты

Номера Точек

X, м

Y, м

Показания эксперта суд находит достоверными и допустимыми доказательствами, поскольку эксперт не является заинтересованным по делу лицом.

Суд считает, что заключение эксперта ООО «<...>» от дата является полным и обоснованным, поскольку спорный земельный участок был осмотрен экспертом. При составлении заключения, экспертом принят аналитический метод, включающий анализ предоставленных документов, осмотр объекта с измерением необходимых параметров и фотофиксацией, с сопоставлением результатов с требованиями нормативных документов.

Суд также учитывает, что к заключению эксперта приложена информация об исполнителе, позволяющая установить, что эксперт ФИО33 является компетентным и его деятельность соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, что подтверждается квалифицированным аттестатом от дата, свидетельством о членстве в Ассоциации «<...>» от дата, а также Решением о включении сведений о ФИО34 в Национальный реестр специалистов с присвоением идентификационного номера Специалиста

В силу установленного статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения смежная граница не может проходить по существующим в момент ее установления постройкам.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровых работ) границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Таким образом, при уточнении границ должно учитываться, фактическое землепользование, а определяемые границы не могут проходить по объектам, принадлежащим иным лицам.

Из материалов дела и пояснений участников процесса, судом достоверно установлено, что при формировании межевого плана на земельный участок с К, при установлении границ земельного участка, по границе проезжей части дороги общего пользования ответчиками ФИО6 и ФИО7 самовольно, в начале проезжей части дороги общего пользования были установлены металлические ворота по координатам поворотных точек внесенных кадастровым инженером в межевой план, повесив на них замок, чем ответчики преградили доступ истцам к своим участкам, путем проезда как личных автомобилей истцов, так и автомобилей аварийных служб, специальных машин.

Установленные по делу нарушения прав истцов, допущенные при межевании земельного участка ответчиков, путем наложения земельного участка ответчиков на часть проезжей дороги общего пользования, являются обстоятельствами, достаточными для признания оспариваемого межевания недействительным в части.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении настоящего спора истцами представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, тогда как ответчиками в силу ст. 56 ГПК РФ доказательства, опровергающие доводы истцов, суду не представлены.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив показания истцов, ответчиков, рассматривая дело в рамках заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что при межевании земельного участка, с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ФИО7, ФИО6 по 1/2 доле в праве каждому, площадью 5048+/-25 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешённого использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> выполненного АО «Тулземкадастр» были нарушены положения земельного законодательства, и с учетом заключения эксперта ООО «<...>» ФИО35, подлежит установить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах характерных точек:

Номера точек

Углы

Дирекционные углы

Длины линий, м

Координаты

Номера точек

X, м

Y, м

В связи с тем, что на основании недействительных результатов в части межевания земельного участка были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ФИО7 и ФИО6 по 1/2 доле в праве каждому, по адресу: <адрес> то указанные сведения кадастрового учета являются недействительными в части и подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости с внесением новых координат в части указанной выше границы.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пак А.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, суд полагает правильным отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в части границы в точках 1-5-Н4-Н5, установленной согласно межевого плана АО «Тулземкадастр» от дата.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении указанной части границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Установить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатах характерных точек:

Номера точек

Углы

Дирекционные углы

Длины линий, м

Координаты

Номера точек

X, м

Y, м

согласно заключению эксперта ООО «<...>», с учетом дополнений, Шифр от дата.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Привокзальный районный суд г.Тулы путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Щербакова