Дело № 2-1133/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Точилина Е.С.
при секретаре Крутовской К.В.
с участием:
истца Лонской О.Ю.,
представителя ответчика Максимовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Лонской Ольги Юрьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск Сервис» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,
установил:
Лонская О.Ю. обратилась в Томский районный суд Томской области с иском к ООО «Аэропорт Томск Сервис», в котором просила взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения ущерба сумму в размере 62 703 рублей, компенсацию морального вреда – 10 000 рублей; судебные расходы – 4081 рубль.
В обоснование требований указала, что (дата) в 06 часов 06 минут она сдала на временное хранение ООО «Аэропорт Томск Сервис» принадлежащий ей автомобиль Вернувшись из командировки (дата), истец обнаружила, что её автомобиль был поврежден. Из объяснений администратора парковки следовало, что (дата) около 11 часов на принадлежащий истцу автомобиль был совершен наезд автомобилем Водитель данного автомобиля, осмотрев повреждения на транспортных средствах, покинул территорию парковки. В результате проведенных розыскных мероприятий установить водителя автомобиля не удалось. В связи с ненадлежащим оказанием ответчиком услуг по хранению автомобиля истцу был причинен материальный ущерба в размере 62 703 рублей. Также действиями ответчика истцу причинен моральный вреда, компенсацию которого истец оценивает в 10 000 рублей. Кроме того, истцом были оплачены услуги по оценке стоимости восстановительного ремонта в размере 2000 рублей и государственная пошлина – 2081 рубль.
В судебном заседании истец Лонская О.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Аэропорт Томск Сервис» Максимова И.А. исковые требования не признала, пояснила, что ответчик не оказывает услуги по хранению транспортных средств, а предоставляет за плату места на парковке.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что истец Лонская О.Ю. является собственником автомобиля
(дата) данный автомобиль был поврежден на территории платной парковки ООО «Аэропорт Томск Сервис» неустановленным водителем автомобиля что следует из административного материала по дорожно-транспортному происшествию (далее – ДТП) №.
Согласно заключению № выполненному ООО «Томская независимая оценочная компания», стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца на дату ДТП без учета износа составляет 62 703 рубля.
Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 настоящего Кодекса, в частности, в случае если договор заключается между юридическим лицом и гражданином.
Пунктом 2 статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.
Из указанных правовых норм следует, что договор хранения по общему правилу является реальной сделкой, т.е. вступает в силу с момента передачи вещи хранителю. Оформление документа, из которого можно установить, что и в каком количестве передано, является обязательным условием для возникновения отношений по хранению. В противном случае такой договор не вступает в силу и к хранителю невозможно предъявить какие-либо претензии, связанные с обеспечением сохранности вещи, а к поклажедателю - связанные с оплатой.
Согласно статье 39.1 Закона Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям.
Правила оказания услуг автостоянок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг автостоянок автостоянка это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
При этом действующее законодательство отличает понятие автостоянки от парковки.
Так, согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Учитывая изложенное, для разрешения спора между истцом и ответчиком необходимо установить, какое предназначение имеет территория, на которой был размещен автомобиль истца (дата), являлась ли данная площадка местом для организованной стоянки транспортных средств или местом, предназначенным для хранения автотранспортных средств.
В соответствии с пунктом 10 Правил оказания услуг автостоянок договор хранения заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
б) фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя;
в) дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки);
г) цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты;
д) марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;
е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
ж) условия хранения автомототранспортного средства;
з) порядок приема и выдачи автомототранспортного средства;
и) должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;
к) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
Пунктом 12 Правил оказания услуг автостоянок установлено, что при кратковременной разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.
Истцом в подтверждение факта заключения договора хранения представлена квитанция, выданная ООО «Аэропорт Томск Сервис», из которой следует, что (дата) в 06 часов 06 минут был осуществлен въезд на парковку. Выезд произведен (дата) в 10 часов 57 минут. Время на парковке – 1 день 4 часа 49 минут. Стоимость услуги парковки 700 рублей.
Согласно пункту 4 Правил оказания услуг автостоянок исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация доводится до сведения потребителей в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.п.), должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:
а) перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
б) правила пользования автостоянкой, настоящие Правила, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
в) реквизиты нормативных документов (наименование, дата принятия, регистрационный номер, сведения о публикации), требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги;
г) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, если на данный вид услуг законами, стандартами или иными нормативными документами такие требования установлены (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
д) цены на основные и дополнительные услуги;
е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
ж) образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
з) адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий, а также режим работы автостоянки;
и) адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления (если такое подразделение имеется).
Возражая против предъявленного иска, ответчик указал, что не оказывает услуги по хранению транспортных средств.
В подтверждение данного довода ответчиком представлена фотография места въезда на территорию, где произошло повреждение автомобиля истца, из которой видно, что над шлагбаумом при въезде размещено объявление о том, что дальше находится территория платной парковки.
Также ответчиком представлена фотография кратких правил пользования платными парковками в Аэропорту Томск, размещенных на территории ООО «Аэропорт Томск Сервис».
В данных кратких правилах указаны порядок въезда на территорию платной парковки, порядок выезда с территории парковки, порядок оплаты парковки в автоматических кассовых терминалах, а также стоимость услуг.
Далее на кратких правилах указано о том, что въезд на территорию платной парковки означает согласие со стоимостью услуг и правилами пользования. Полный текст правил пользования парковками находится на посту администратора, в справочном бюро, на сайте аэропорта.
В конце кратких правил указано, что парковочный комплекс не охраняется и ООО «Аэропорт Томск Сервис» не несет ответственность за сохранность паркуемых на них автотранспортных средств.
В своих пояснениях истец подтвердила, что видела как текст, размещенный на въезде, так и текст кратких правил.
При этом для ознакомления с полным текстом правил, она не обращалась ни к лицам, указанным в кратких правилах, ни на сайт аэропорта.
Как пояснила истец, она поставила автомобиль на парковку, ознакомилась со стоимостью услуг, которая её устроила, после чего отправилась в здание аэропорта. Свой автомобиль для осмотра сотрудникам ООО «Аэропорт Томск Сервис» не предъявляла, письменных договоров о хранении транспортного средства не заключала.
Ответчиком также представлены Правила пользования платными парковками в Аэропорту Томск, утвержденные генеральным директором ООО «Аэропорт Томск Сервис» (дата).
Из анализа данных правил следует, что территория платной парковки (привокзальная площадь) предназначена не для хранения транспортных средств, а для их организованной стоянки с целью высадки пассажиров и выгрузки багажа.
Из раздела 5 Правил пользования платными парковками следует, что оплата производится не за оказание услуг по хранению транспортного средства, а за время, проведенное на парковке.
В Правилах пользования платными парковками также указано, что парковочный комплекс не охраняется и ООО «Аэропорт Томск Сервис» не несет ответственность за сохранность паркуемых на них автотранспортных средств.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в своей совокупности в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что территория ООО «Аэропорт Томск Сервис», где был размещен (дата) автомобиль истца, является парковкой, предназначенной для организованной стоянки транспортных средств на платной основе, а не автостоянкой, предназначенной для хранения автомототранспортных средств.
При этом ответчиком выполнены требования статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и пункта 4 Правил оказания услуг автостоянок, до потребителей в наглядной форме доведена информация об оказываемых ответчиком услугах, при этом об оказании услуг по хранению в этой информации не упоминается, наоборот, ответчик специальной указывает на то, что такие услуги им не оказываются.
Поскольку между истцом и ответчиком не был заключен договор по хранению транспортного средства, следовательно, на ООО «Аэропорт Томск Сервис» не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного транспортному средству истца.
Кроме того, суд также учитывает, что вред автомобилю истца был причинен не ответчиком, а третьим лицом – неустановленным водителем автомобиля
При таких обстоятельствах производные требования о компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание услуг потребителю и о возмещении судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Лонской Ольги Юрьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск Сервис» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Точилин Е.С.
Решения суда в окончательной форме изготовлено 06.08.2019