ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133/20 от 20.03.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1133/2020

УИД75RS0001-02-2020-000078-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2020 года г. Чита

Центральный районный суд города Чита в составе председательствующего судьи Копеистовой О.Н.

При секретаре Верхушиной О.В..,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокуратуры Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, администрации муниципального района «Каларский район», администрации муниципального района «Тунгокочинский район», администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» о понуждении к действиям

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите жилищных прав граждан выявлены нарушения в деятельности органов государственной власти, связанные с необеспечением достаточным финансированием принятых обязательств по предоставлению поставленным на учет гражданам жилищных субсидий на приобретение жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Распределение по субъектам РФ средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляются в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Количество государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право на получение жилищной субсидии в текущем финансовом году, напрямую зависит от финансирования, предусмотренного федеральным бюджетом для Забайкальского края на соответствующий год, и распределяется уполномоченным органом в соответствии со Сводными списками участников мероприятия в порядке очередности.. Уполномоченным органом на ведение учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, выезжающих- органы местного самоуправления Каларского, Тунгокоченского, Тунгиро-Олекминского районов. Ответственным исполнителем мероприятий программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Федеральным законом о бюджете на 2020 год из средств федерального бюджета Забайкальскому краю выделено 59.6 млн. рублей, что позволит обеспечить 31 семью категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищными сертификатами, на 2021 год – 59.6 млн. руб., 2022 год – 59.6 млн. рублей. Список граждан претендентов на получение сертификата будет утвержден Министерством после доведения лимитов средств федерального бюджета бюджету Забайкальского края на 2020 год. В ходе проверки установлено, что срок ожидания реализации прав составляет около 20 лет. В 2019 году с учетом очередности принятия на учет государственные жилищные сертификаты предоставлены гражданам, состоящих на учете по категории «инвалиды» выезжающие с 2000 по 2009 года, выехавшие 2013, 2014 года, категории пенсионеры – выезжающие – 1996 год, выехавшие – 1999 год. Не обеспечено финансирование переселения граждан, состоящих на учете, относящихся к категории безработные и работающие. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Забайкальского края, за счет средств федерального бюджета имеют 1914 семей (с составом семьи 4491 человек0 выезжающих (из них 318 семей инвалидов, 1131 семей пенсионеров) и 176 семей (402 человека) выехавших (из них 11 семей инвалидов и 137 семей пенсионеров). Принимая во внимание среднюю продолжительность жизни граждан в регионе ( в Забайкальском крае общая – 68.99 лет, мужчин – 63.78 лет, женщин – 74.32 лет), возраст состоящих на учете по категории «пенсионеры» граждан (более 60 лет) и социальную незащищенность граждан, отнесенных к категориям «инвалиды», «безработные», недостаточное финансирование принятых при постановке на соответствующий учет обязательств не позволяет граждан, участвующим в возведении в тяжелых климатических условиях значимых для государства объектов. Реализовать право в течение жизни на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, тем самым улучшить жилищные условия, нарушает закрепленный в Конституции РФ принцип справедливости. Статьей 12 ГК РФ закреплен такой способ защиты нарушенного гражданского права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, как состоящих на текущее время на учете, так и вновь поставленных на учет, у которых возникает в текущем году право на переход в 1, 2 группу очередности, а также на участие в мероприятии программы в текущем году и плановом периоде. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, истец просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обеспечить в 2020 году и плановом периоде 2021-2022 года финансированием выполнение принятых обязательств по переселению предусмотренных Федеральным законом категории граждан из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Забайкальского края. Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, администрации муниципальных районов «Каларский район», «Тунгокочинский район», «Тунгиро-Олекминский район» выдать в течение месяца с момента поступления государственные жилищные сертификаты на приобретение (строительство) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состоящим на учете гражданам в порядке очередности по каждой из предусмотренных Федеральным законом категории.

В судебном заседании прокурор Ангарская Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Моренкова В.Н.. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором просила в иске отказать, так как Министерство исполняет свои обязанности в строгом соблюдении Конституции РФ и Бюджетного Кодекса РФ. Кроме того, в отзыве, указал, что прокурором не указано, какие конкретно нормы Федерального закона № 125-ФЗ, Правил или иного законодательства нарушены в отношении граждан-участников ведомственной целевой программы, относящихся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих прав на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ (подпункт «з» пункта 5 Правил ). По смыслу положений статей 5, 6, 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства исполняются в соответствии с федеральным бюджетом, разрабатываемым и утверждаемым ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в форме федеральных законов, подлежащих официальному опубликованию. Предоставление средств из федерального бюджета осуществляется в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статьи 169, 184 БК РФ) и путем принятия соответствующего закона Российской Федерации «О бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Савчук М.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что средства федерального бюджета в целях предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляются субъектам РФ в порядке, определенном федеральным законодателем и Правительством РФ. Заявленное требование об обязании Министерства, администраций муниципальных образований выдать в течение месяца с момента поступления государственные жилищные сертификаты на приобретение жилых помещений является безосновательным, так как осуществляется в соответствии с пунктом 36 Правил об установлении порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Сроки и порядок выдачи сертификатов ответчиками не нарушается.

Представители ответчиков администрации муниципального района «Каларский район», администрации муниципального района «Тунгокочинский район», администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» в суд не явились, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в состав которой вошла ведомственная целевая программа, предусматривающая предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Социальные выплаты гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, предоставляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 28 Правил государственный заказчик основного мероприятия с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил ), и на основании принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан, в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат (пункт 29 Правил ).

Государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (пункты 33 и 35 Правил ).

Таким образом, необходимо учитывать, что распределение, выпуск государственных жилищных сертификатов и соответствующее финансирование из федерального бюджета осуществляется на основании бюджетного планирования и при пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исключительно в рамках бюджетных отношений и в строгом соблюдении бюджетного процесса.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Федеральный закон № 380-Ф3) бюджету Забайкальского края на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, предусмотрено 59 614,9 тыс. рублей.

Минстрой России, является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации для реализации государственной программы, обладает полномочиями, предусмотренными статьей 158 БК РФ, и реализует их в соответствии с утвержденными для Минстроя России бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств на текущий год.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного Кодекса РФ денежные средства, направлены в бюджет Забайкальского края на указанные цели, федерального бюджета сверх перечисленных бюджету Забайкальского на 2020 год.

В соответствии со статьей 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральным органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, н отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о Минстрое России), Минстрой России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пункт ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пункту 10.6 Положения о Минстрое России последний вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета (с включением позиций по государственной программе, ведомственной целевой программе, соответствующим мероприятиям и др.).

В соответствии со статьей 84 БК РФ Минфин России как участник бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с полномочиями, определенными статьей 165 БК РФ, организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации.

Федеральным законом -Ф3 предусмотрен конкретный объем финансирования государственной программы, в том числе в отношении предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по Забайкальскому краю (Приложение ).

Таким образом, заявленные субъектами бюджетного планирования предложения по формированию расходов федерального бюджета рассматриваются Минфином России и соответствующими комиссиями с учетом прогноза доходов федерального бюджета, объем финансирования государственных программ определяется в соответствии с принятой методикой расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам в установленном порядке. Рассмотрение предложений по оптимизации бюджетных ассигнований, объему и направлениям дополнительных бюджетных ассигнований происходит в том же порядке и организуется Минфином России.

Таким образом, Минстрой РФ не имеет полномочий на изменения размера финансирования мероприятий по предоставлению субсидий в полном объеме всем участникам программы, из совокупности изложенных норм законодательства следует, что федеральный орган исполнительной власти осуществляет деятельность в соответствии с имеющимися полномочиями на средства, предоставляемые из федерального бюджета, и в строгом соблюдении бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ обязательств.

Как вышеуказано, средства федерального бюджета в целях предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляются субъектам Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» определен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в том числе срок их оформления.

С учетом положений пункта 36 вышеуказанных правил Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пункта 35 Правил приказ о выпуске сертификатов, производит их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (пп. «з» п. 5 Правил - граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом). Оформленные Министерством сертификаты передаются в администрации муниципальных районов «Каларский район», «Тунгокочеснкий район», «Тунгиро- Олекминский район» для вручения указанной категории граждан.

Стороной истца не представлено в суд доказательств нарушения правил оформления и выдачи сертификатов Министерством субъекта РФ и местными органами исполнительной власти.

Кроме того, вышеуказанными Правилами порядок выдачи сертификатов, их оформления определен, как определены сроки и полномочия для каждого исполнителя, и не могут быть изменены настоящим решением суда.

Исходя из вышеизложенного, требование об обязании Министерства, администрации муниципальных районов «Каларский район», «Тунгокочеснкий район», «Тунгиро- Олекминский район» выдать в течение месяца с момента поступления государственные жилищные сертификаты на приобретение (строительство) жилых помещений является безосновательным, так как противоречит нормам закона.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 6 апреля 2020 года

Судья О.Н.Копеистова