Дело № 2-85/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Исянгулово 03 февраля 2022 года.
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,
при секретаре Бикбулатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к Столяровой А. М. о защите прав неопределенного круга потребителей,
установил:
Сибайский территориальный отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обратился в суд в защиту прав неопределенного круга потребителей обратился в суд с иском к Столяровой А.М. о признании ее действия незаконным по реализации табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», мотивируя тем, что 16.11.2020 г. в период времени с 15.00 час. по 15.55 час. в организации торговли индивидуального предпринимателя Столяровой А. М. по адресу: <адрес> революции, 45, торговая точка «Роза» проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и составлен соответствующий протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ, проведено административное расследование.
В объекте торговли ИП Столяровой А.М. «Роза» установлено нарушение ч. 2.1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" и абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224, а именно в реализации потребителям находилась табачная продукция с нарушением правил идентификации:
- Сигареты «ПримаДона», реализуемые по цене 32 руб. в количестве 200 шт. (пачек) с наличием QR-кода, в приложении «Честный знак.ГОС» не идентифицируется;
- Сигареты «Космос», реализуемые по цене 45 руб. в количестве 12 шт. (пачек) с наличием QR-кода, в приложении «Честный знак.ГОС» не идентифицируется.
Указанная табачная продукция изъята из оборота протоколом изъятия вещей и документов от 16.11.2020 г.
Согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 16.11.2020 г. были запрошены у ИП Столяровой А.М. товарно-транспортные накладные на табачную продукцию, перечень которой указан в протоколе изъятия вещей и документов от 16.11.2020 г., однако индивидуальным предпринимателем Столяровой А.М. указанные документы не предоставлены.
Таким образом, установлено, что индивидуальным предпринимателем Столяровой А. М. не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена по ч. 4 ст.15.12 КоАП РФ. Ответственным является индивидуальный предприниматель Столярова А.М., которой не предприняты все меры для соблюдения обязательных требований санитарных правил.
25 ноября 2021 года административное дело в отношении индивидуального предпринимателя Столяровой А.М. направлено в Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан для рассмотрения по подведомственности. Постановлением судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан Ибрагимовой И.Р. № 5-5/2021 от 12 января 2021 г. индивидуальный предприниматель Столярова А.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно требованиям ч. 2.1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" - установлено, что на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) допускается до 1 июля 2020 г.
На основании абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" - участники оборота табачной продукции обеспечивают маркировку табачной продукции, указанной в разделе II приложения, в случае утраты или повреждения средств идентификации табачной продукции (перемаркировку), поставляемой (реализуемой) в рамках сделок купли-продажи, а также маркировку табачной продукции при вводе в оборот остатков табачной продукции либо табачной продукции, ранее приобретенной для целей, не связанных с реализацией. Ответственность за полноту, достоверность и
своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота табачной продукции, представляющие информацию.
Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции с отсутствием кода идентификации (QR-кода) не допускается.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Столяровой А. М. не приняты действенные и полные меры по запрету реализации табачных изделий в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес>, с отсутствием кода идентификации (QR-кода).
В соответствии с п. 8.18 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах, должностные лица Территориального отдела наделены полномочиями предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия (бездействия) индивидуального предпринимателя Столяровой А.М. по реализации табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес>; обязать индивидуального предпринимателя Столярову А.М. принять меры по запрету реализации табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес> соблюдению ч. 2.1 и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" и абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224. При удовлетворении искового заявления, обязать ответчика в 10-дневный срок довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель истца Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ на судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя и удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
Ответчик ИП Столярова А.М. на судебном заседании с иском не согласилась.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия представителя истца.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно ч. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.
В связи с поступившим обращением граждан о факте реализации табачной продукции без маркировки 16.11.2020 г. в организации торговли индивидуального предпринимателя Столяровой А. М. по адресу: <адрес><адрес> революции, 45, в торговой точке «Роза» проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и составлен соответствующий протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ, проведено административное расследование.
Установлено, что в объекте торговли ИП Столяровой А.М. в торговой точке «Роза» установлено нарушение ч. 2.1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" и абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224, а именно в реализации потребителям находилась табачная продукция с нарушением правил идентификации:
- Сигареты «ПримаДона», реализуемые по цене 32 руб. в количестве 200 шт. (пачек) с наличием QR-кода, в приложении «Честный знак.ГОС» не идентифицируется;
- Сигареты «Космос», реализуемые по цене 45 руб. в количестве 12 шт. (пачек) с наличием QR-кода, в приложении «Честный знак.ГОС» не идентифицируется.
Указанная табачная продукция изъята из оборота протоколом изъятия вещей и документов от 16.11.2020 г.
Согласно объяснению ИП Столяровой А.М. от 16.11.2020 г., сигареты «Космос» в количестве 12 пачек были закуплены два года назад, также «ПримаДона» были закуплены четыре года назад. Они не пользуются спросом и поэтому их закинули в дальний угол и про них забыли. В апреле, мае, июне, до середины июля из-за пандемии они были закрыты, открылись в начале октября, поэтому не успели все сделать в соответствии с новым законодательством. Она
зарегистрировалась в «Честном знаке», купила сканеры программы, но не успела все сделать.
Согласно определению об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 16.11.2020 г. были запрошены у ИП Столяровой А.М. товарно-транспортные накладные на табачную
продукцию, перечень которой указан в протоколе изъятия вещей и документов от 16.11.2020 г. Индивидуальный предприниматель Столярова А.М. не предоставила товарно-транспортные накладные на изъятую табачную продукцию.
Таким образом, установлено, что индивидуальным предпринимателем Столяровой А.М. не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Ответственность за данное нарушение предусмотрено по ч. 4 ст.15.12 КоАП РФ. Ответственным является ИП Столярова А.М., которой не предприняты все меры для соблюдения обязательных требований санитарных правил.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИЭ9965-20-4189622 индивидуальный предприниматель Столярова Альфия Минитдиновна относится к категории «Малое предприятие», дата внесения сведений в реестр - 01.08.2016 г.
Постановлением судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан Ибрагимовой И.Р. № 5-5/2021 от 12 января 2021 г. индивидуальный предприниматель Столярова А.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно требований ч. 2.1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" - учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" - установить, что на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) и
папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) допускается до 1 июля 2020 г.
На основании абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом
товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" - участники оборота табачной продукции обеспечивают маркировку табачной продукции, указанной в разделе II приложения, в случае утраты или повреждения средств идентификации табачной продукции (перемаркировку), поставляемой (реализуемой) в рамках сделок купли-продажи, а также маркировку табачной продукции при вводе в оборот остатков табачной продукции либо табачной продукции, ранее приобретенной для целей, не связанных с реализацией. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота табачной продукции, представляющие информацию.
Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции с отсутствием кода идентификации (QR-кода) не допускается.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Столяровой А.М. не приняты действенные и полные меры по запрету реализации табачных изделий в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес>, с отсутствием кода идентификации (QR-кода).
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться признанием действий, причиняющих вред, незаконными.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для предъявления иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании ст. 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с п. 8.18 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Сибай, Баймакском, Зианчуринском … районах, должностные лица Территориального отдела наделены полномочиями предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченного индивидуального предпринимателя) в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ, под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить) и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В преамбуле Закона о защите прав потребителей указано, что потребителем является гражданин, использующий товары для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Заявление подано в защиту неопределенного круга лиц, поскольку индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены в результате розничной продажи табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR-кода) в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес>, не представляется возможным.
С учетом изложенного иск Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора подлежит удовлетворению частично.
Так, в силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченного индивидуального предпринимателя) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Принимая во внимание, что ИП Столяровой А. М. все табачные изделия с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», не реализовываются, то оснований довести через средства массовой информаций не имеется.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района Зианчуринский район РБ подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец на основании Закона РФ "О защите потребителей", в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
р е ш и л:
иск Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к Столяровой А. М. о защите прав неопределенного круга потребителей, удовлетворить частично.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия (бездействия) индивидуального предпринимателя Столяровой А. М. по реализации табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», расположенном по адресу: РБ, <адрес>.
Обязать индивидуального предпринимателя Столярову А. М. принять меры по запрету реализации табачных изделий с отсутствием кода идентификации (QR – кода) в магазине «Роза», расположенном по адресу: <адрес> соблюдению ч. 2.1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотин содержащей продукции", пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г.
N 224 "Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции" и абзаца третьего пункта 5, пункта 21 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.Р.Ишдавлетова