ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133/2021 от 20.08.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Кештовой Р.В., с участием представителя истца Коталевской Г.М. , представителей ответчиков Красюкова О.В.Голубева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1133/2021 по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменск к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», муниципальному казенному образовательному учреждению муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск» «Средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности по организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

установил:

Прокурор ЗАТО Знаменск Астраханской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «ЗАТО Знаменск», о возложении обязанности по финансированию в МКОУ «СОШ » мероприятий по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, в срок до 01 сентября 2021 года, к ответчику МКОУ «СОШ » о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, также в срок до 01 сентября 2021 года. В ходе рассмотрения дела уточнил требования о возложении на администрацию МО «ЗАТО Знаменск» и МКОУ «СОШ » обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в срок до 01 сентября 2021 года. В иске указано, что прокуратурой в апреле 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в деятельности общеобразовательных организаций ЗАТО г. Знаменска. Проверкой установлено, что в МКОУ «СОШ » не организовано питание детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с действующим законодательством образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания. Прокуратурой 06 мая 2021 года в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, которое по результатам рассмотрения 04 июня 2021 года не было удовлетворено. Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации из обучения, предусмотренном федеральным законодательством. Учитывая то обстоятельство, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием в соответствии с требованиями закона, прокурором города принято решение о подачи иска в суд.

Представитель истца помощник прокурора ЗАТО Знаменска Астраханской области Коталевской Г.М. в судебном заседании настояла на заявленных исковых требованиях в полном объеме по основания приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», МКОУ «СОШ », финансового управления администрации ЗАТО Знаменск Красюкова О.В. действующая на основании доверенностей, в судебном заседании указала, что требования не признает. Полномочия по организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях относятся к вопросам местного значения и возложены на общеобразовательные учреждения. При этом, обеспечение питания обучающихся само по себе не является расходным обязательством муниципального образования. Обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях следует рассматривать как установление органами местного самоуправления дополнительной меры социальной поддержки отдельной категории граждан. При этом, установление таких дополнительных мер социальной поддержки, является правом, а не обязанностью ЗАТО Знаменск. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности. Полагает что, возложение на органы местного самоуправления ЗАТО Знаменск обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных организациях ЗАТО Знаменск неправомерно, так как противоречит статье 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также влечет нарушение установленного пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ и соглашениями запрета по выполнению обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления ЗАТО Знаменск. Обеспечение двухразовым горячим питанием обучающихся осуществляется индивидуальным предпринимателем ФИО5 в рамках договоров аренды помещений с оборудованием, расположенных в здании Учреждения. Таким образом, утверждение истца об отсутствии в Учреждении организации питания обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, необоснованны. Установление порядка обеспечения питанием детей-инвалидов с ОВЗ, обучающихся в муниципальных образовательных организациях по адаптированным общеобразовательным программам на дому, или компенсации затрат на питание родителей (законных представителей), к компетенции образовательной организации не относится. Утверждение истца о нарушении прав и свобод обучающихся с ОВЗ, выразившееся в не обеспечении их двухразовым горячим питанием, необоснованно и противоречит действительности, так как такие обучающиеся Учреждение не посещают. Кроме того Главой ЗАТО Знаменск в Совет ЗАТО Знаменск направлен проект решения «О внесении изменения в решение Совета ЗАТО Знаменск от 25 августа 2020 года № 89 «Об утверждении Положения об организации и обеспечения питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск». На основании изложенного, просила в исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика городского отдела образования администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Голубева М.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя Финансового управления администрации «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

Представитель Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В отзыве на исковое заявление указал, что предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года № 5-П).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16).

На основании статьи 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

В силу пункта 15 части 3, пункта 2 части 6 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В части 1 статьи 41 Закона об образовании установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Частью 7 статьи 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

На основании статьи 25.2 Федерального закона от 2 января 2000 года за № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями, безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, так как статья 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.

Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством.

Иное толкование привело бы к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.

Судом установлено, что истцом в апреле 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в деятельности общеобразовательных организаций ЗАТО г. Знаменска.

Проведённой проверкой установлено, что в МКОУ «СОШ » не организовано бесплатное двухразовое питание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доводы представителей ответчиков о том, что в учреждении осуществлены мероприятия по организации двухразового горячего питания (завтрак и обед) всех обучающихся в дни посещения занятий, среди которых не имеется детей с ОВЗ, в связи с чем, права и свободы обучающихся, в том числе с ОВЗ, учреждением не нарушаются, не могут быть приняты судом.

Обучающиеся, за исключением обучающихся по образовательным программам начального общего образования, обеспечиваются двухразовым горячим питанием в дни посещения занятий за счет средств их родителей. Отсутствие в учреждении детей с ОВЗ не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации.

Согласно пунктам 5, 6 Устава МКОУ «СОШ », утвержденного постановлением администрации МО «ЗАТО Знаменск» от 19 января 2015 года № 52, по своей организационно-правовой форме образовательная организация является казенным учреждением, тип образовательной организации – общеобразовательная организация.

В соответствии с п. 23 Устава учредителем образовательной организации является МО ЗАТО Знаменск. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией МО «ЗАТО Знаменск».

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности образовательной организации (п. 25 Устава).

Решением Совета МО «ЗАТО Знаменск» от 25 августа 2020 года № 89 утверждено Положение об организации и обеспечении питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск, согласно которому обеспечение обучающихся горячим питанием организуется за счет средств родителей, за исключением обучающихся по образовательным программам начального общего образования.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Астраханской области, бюджета ЗАТО Знаменск и иных истопников финансирования, предусмотренных законодательством РФ, из расчета стоимости горячего питания, ежегодно утверждаемой постановлением администрация ЗАТО Знаменск. Аналогичное положение содержится в Порядке организации питания обучающихся в МКОУ МО ЗАТО Знаменск Средняя общеобразовательная школа , утверждённом приказом директора от 21 ноября 2019 года за № 118.

Таким образом, в указанных положении и порядке прямо не предусмотрено обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

06 мая 2021 года истцом были внесены представления ответчикам об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, в которых прокурор требовал обеспечить организацию питания обучающихся в МКОУ «СОШ » детей с ограниченными возможностями.

09 июня 2021 года из администрации МО «ЗАТО Знаменск» в прокуратуру поступил ответ на представление от 06 мая 2021 года, согласно которому оказание социальной поддержки инвалидом является региональным полномочием и осуществляется за счет предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации.

В Законе Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/216-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» обеспечение питание лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханский области не предусмотрено (ст. 36 Закона).

С указанными доводами ответчика суд не соглашается по следующим основаниям.

По смыслу действующего законодательства образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями, среди которых могут быть и дети-инвалиды, на получение двухразового горячего питания, так как статья 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.

Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, которое отнесено Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения МО «ЗАТО Знаменск».

Администрация МО «ЗАТО Знаменск» является учредителем МКОУ «СОШ », обеспечивающим финансовую деятельность учреждения, в связи с чем, данный орган местного самоуправления в указанном случае вправе устанавливать расходные обязательства по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, среди которых могут быть и дети-инвалиды, бесплатным двухразовым питанием.

Отсутствие правового механизма, предусматривающего обеспечение детей с ограниченными возможностями двухразовым бесплатным питанием на местном уровне, финансовых средств, не может служить основанием для отказа в реализации прав обучающихся.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о возложении на администрацию МО «ЗАТО Знаменск» и МКОУ «СОШ » обязанности по организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, начиная с 01 сентября 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменск к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», муниципальному казенному образовательному учреждению муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск» «Средняя общеобразовательная школа » о возложении обязанности по организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обязанность с 01 сентября 2021 года организовать бесплатное двухразовой питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном казенном образовательном учреждении муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск» «Средняя общеобразовательная школа ».

Возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск» «Средняя общеобразовательная школа » обязанность с 01 сентября 2021 года организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.