ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133/2024 от 02.02.2024 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№2-1133/2024

14RS0035-01-2023-017912-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 02 февраля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя истца ФИО1 по доверенности от 18.08.2023 года, представителя ответчика ФИО2 по доверенности от 27.12.2023 г., при секретаре Кочневой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об обязании включить в страховой стаж периоды его работы с 01.01.1991-02.03.1991, 05.03.1991-20.07.1992, 21.07.1992-23.04.1993, 03.05.1993-01.12.1993, 01.01.2005-01.09.2008,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что решением ответчика от 11.07.2023 года ему отказано в назначении пенсии. Он с 1985 года и по настоящее время работает электросварщиком ручной сварки и его профессия относиться к списку № 2. Ответчиком не были включены для назначения пенсии следующие периоды его работы в расчет страхового стажа с 01.01.1991-02.03.1991, с 21.07.1992-23.04.1993, с 03.05.1993-01.12.1993, с 01.01.2005- 01.09.2008, так как работа осуществлялась на Украине. Считает отказ ответчика в установлении досрочной страховой пенсии по старости неправомерным, так как в 2013 году он был приглашен на работу в ООО Жатайский ССЗ, что подтверждается приказом о приеме на работу от 01.04.2013 г. и так же у него имелась регистрация по месту жительства в <...> до 25.12.2020 года. Также ответчиком не включен в страховой стаж период его работы с 05.03.1991-20.07.1992, так как запись № 12 об его увольнении 20.07.1992 трудовой книжки от 19.09.1985 серии БТ-П внесена несвоевременно, дата издания приказа от 20.07.1990. Имеются расхождения между датой принятия и датой издания приказа более 6 месяцев. Ошибка в записи в трудовой книжке была обнаружена ответчиком в 2023 году. Считает, что ответчиком неправомерно отказал ему в установлении досрочной страховой пенсии по старости, так как Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ (ред. от 28.04.2023) "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", считает, что его профессия относиться к вредному (тяжелому) производству и включается в специальный стаж. В связи с этим истец просит признать запись в трудовой книжке №12 как техническая ошибка кадровика, обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС (Я) включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды его работы с 01.01.1991-02.03.1991, 05.03.1991-20.07.1992, 21.07.1992-23.04.1993, 03.05.1993-01.12.1993, 01.01.2005-01.09.2008. В суд, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания истец не явился. Суд с согласия сторон постановил рассмотреть дело без его участия в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В подготовительном судебном заседании представитель истца иск уточнила и просит окончательно обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС (Я) включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды его работы с 01.01.1991-02.03.1991, 05.03.1991-20.07.1992, 21.07.1992-23.04.1993, 03.05.1993-01.12.1993, 01.01.2005-01.09.2008.

В суде представитель истца ФИО1 уточненное исковое заявление поддержала и просит удовлетворить.

В суде представитель ответчика ФИО2 считает иск необоснованным и просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец ФИО3 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 05.07.2013 года. 04.07.2023 года истец обратился с заявлением к ответчику о назначении ему пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 07.07.2023 года истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что отсутствует требуемый страховой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Украины, регулировалось Соглашением о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13.03.1992 осуществлялось по законодательству государства на территории которого они проживали.

При этом страховой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивался к страховому стажу, такие периоды работы подтверждались справками компетентных органов государства проживания, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

С 01.01.2023 Российская Федерация денонсировала Соглашение СНГ от 13.03.1992 Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств". Что означает, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ осуществляется в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством (при отсутствии заключенных соглашений). При этом РФ с Республикой Украина новое соглашение в области пенсионного обеспечения не заключено.

Так же, при принятии федерального закона о денонсации Правительство РФ и законодательный орган РФ - Федеральное Собрание указали, что применяемый в денонсированном Соглашении территориальный принцип приводит к возрастанию финансовой ответственности по предоставлению пенсионного обеспечения одного государства (например, в силу развития миграционных процессов, более высокого уровня пенсионного обеспечения, низкого пенсионного возраста выхода на пенсию) при отсутствии участия (ответственности) других государств, на территории которых приобретались пенсионные права граждан. В частности, в связи с ростом миграционных потоков в Российскую Федерацию растут и затраты на реализацию Соглашения, при том что под данное Соглашение уже могут подпадать граждане, не имеющие или имеющие минимальный стаж работы в СССР и не внесшие вклад в развитие экономики страны. В этой связи, в целях определения права на пенсию и исчисления ее размера с 01.01.2023 учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Украинской Советской Социалистической Республики до 01.01.1991 года.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 17.02.2023 № 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее Федеральный закон № 17-ФЗ) постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории. Между тем, истец с 2013 года проживает и осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), что подтверждается трудовой книжкой и выпиской из индивидуального лицевого счета.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).

Так как, условия пенсионного обеспечения граждан Донецкой Народной Республики и Республики Крым и города Севастополя после присоединения к Российской Федерации практически идентичны, считаем, в данном случае применительна позиция Конституционного суда Российской Федерации, что постоянное проживание лица на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, включая право на приобретение гражданства на основании федерального закона, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям. Применительно к отношениям, регулируемым частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", - в силу особенностей его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц - факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи (Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2016 № 18-П).

Между тем, истец состоял в трудовых отношениях с работодателем ПАО "ЛОРП" с 01.04.2013, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета, а также, справкой ПАО "ЛОРП" № 532 от 27.10.2020. Таким образом, а именно на 30 сентября 2022 года и с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года. Истец фактически не проживал на территории Донецкой Народной Республики, а проживал и работал на территории Республики Саха (Якутия). Следовательно истец ФИО3 не имеет льготного статуса гражданина Российской Федерации, предусмотренного частью 5 статьи 2 Федерального закона № 17-ФЗ для установления пенсии, поскольку постоянное проживание на территории Донецкой Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года не подтверждается, соответственно истец не подпадает под категорию граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение с учетом особенностей установленных нормами Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ для круга лиц, поименованных соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ. Кроме того, оспариваемый период с 05.03.1991 по 20.07.1992 является периодом работы истца на Украине, запись об увольнении 20.07.1992 трудовой книжки от 19.09.1985 серии БТ-П внесена несвоевременно, дата издания приказа от 20.07.1990. Имеются расхождения между датой принятия и датой издания приказа более 6 месяцев. Запись внесена с отступлением от Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 . Согласно пункту 2.2. Инструкции № 162 заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Записи заполнены с нарушением инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Истец справку МВД по РС(Я) от 22.11.2023 года о наличии у него регистрации по месту жительства с 24 мая 1988 года по 25.12.2020 года в Донецкой народной Республике ответчику при подаче заявления о назначении ему пенсии и до момента рассмотрения дела в суде не предоставлял.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При этом ни истец, ни представитель истца исковое требование об отмене решения ответчика № 70562/23 от 11.07.2023 года об отказе в назначении ему пенсии и в подготовительном судебном заседании и в рассмотрении дела по существу, несмотря на оставление иска без движения, разъяснения суда о возможности уточнения исковых требований не заявил.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды его работы с 01.01.1991-02.03.1991, 05.03.1991-20.07.1992, 21.07.1992-23.04.1993, 03.05.1993-01.12.1993, 01.01.2005-01.09.2008 годы отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха(Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд.

Председательствующий - судья О.Д. Филиппов