ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134 от 05.07.2010 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1134/10

Решение

Именем Российской Федерации

05 июля 2010 года

Центральный районный суд города Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Хруниной Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с названным иском указывая, что проживают в квартире по адресу:. ..,. ..,. ..,. ..,. .. на основании договора социального найма жилого помещения № 44/09 от 30 декабря 2008 года и дополнительного соглашения к нему от 16 апреля 2009 года. Наймодателем указанного жилого помещения является Муниципальное образование городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики. Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Омска, выданной Департаментом имущественных отношений администрации г. Омска от 28 октября 2008 года, жилой дом, расположенный по адресу :. ..,. .. является муниципальной собственностью. Предоставленное истцам жилое помещение представляет собой изолированную комнату, жилой площадью 12,1 кв.м. Согласно постановлению Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года № 993-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», жилой дом. .. по улице. .. признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу послужило Заключение межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 281 от 26 декабря 2007 года. Снос жилого дома Номер обезличен, расположенного по адресу:. ..,. .., в котором существует явная опасность для пребывания людей, не осуществлен, расселение до настоящего времени не произведено; срок сноса дома неоднократно переносился. Так, постановлением Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года № 993-п « О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» было установлено: Департаменту жилищной политики администрации города Омска в срок до 30 ноября 2008 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения. Постановлением администрации города Омска от 12 февраля 2009 года № 94-п в пункт 3 данного постановления внесены изменения, установлен новый срок для расселения аварийного дома - 31 декабря 2009 года. С учетом изложенного, просят обязать Администрацию города Омска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен сносимого, расположенного по адресу:. ..,. ..,. ..,. ..

В судебном заседании истцы участия не принимали, извещены надлежаще, просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов (по доверенности) ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснив, что установление новых сроков расселения аварийного дома противоречит нормам действующего законодательства, в том числе нарушает права истцов, поскольку за обозначенный период состояние дома не улучшилось, а только ухудшилось. Вместе с тем, считает нецелесообразным подачу заявления об оспаривании постановлений Мэра города Омска об изменении срока расселения аварийного дома.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска ( по доверенности) ФИО4 заявленные требования не признал указывая, что постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года № 993-п « О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» срок расселения указанных в постановлении жилых домов - до 31 декабря 2011 года. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений ( ст. 85,86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. В настоящее время постановление Мэра города Омска № 993-п в части определения срока сноса и отселения граждан, проживающих в жилом доме Номер обезличен по ул.. .. в городе Омске, не признано недействительным.

В судебном заседании представитель Департамента жилищной политики администрации города Омска ( по доверенности) доводы, изложенные выше поддержал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 проживают в квартире по адресу: …….. на основании договора социального найма жилого помещения № 44/09 от 30 декабря 2008 года и дополнительного соглашения к нему от 16 апреля 2009 года. Наймодателем указанного жилого помещения является Муниципальное образование городской округ город Омск в лице Департамента жилищной политики. Факт проживания подтверждается, в том числе, представленной копией финансового счета.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Омска, выданной Департаментом имущественных отношений администрации г. Омска от 28 октября 2008 года, жилой дом, расположенный по адресу:. .... является муниципальной собственностью.

Занимаемое истцами жилое помещение представляет собой изолированную комнату, жилой площадью 12,1 кв.м., согласно копии технического паспорта л.д.14).

В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

26 декабря 2007 года было утверждено заключение Межведомственной комиссии города Омска № 281, согласно которому жилой дом Номер обезличен по ул.. .. в г. Омске признан аварийным и подлежащим сносу. В заключении отмечено, что техническое состояние дома оценивается как недопустимое, существует опасность пребывания людей в здании, общее состояние дома (при физическом износе 83 %), оценивается как строение, исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик. Жилой дом построен в 1954 году, многоэтажный, многоквартирный, щитовой, облицованный кирпичом, дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации, целесообразно снестил.д.10).

Согласно постановлению Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 993-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» на основании актов межведомственной комиссии г. Омска признаны подлежащими сносу многоквартирные жилые дома согласно приложению «Перечень жилых домов», в том числе жилой дом Номер обезличен по ул.... в городе Омске л.д.11). В соответствии с п.3 постановления : Департаменту жилищной политики администрации города Омска в срок до 30 ноября 2008 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения.

Постановлением администрации города Омска от 12 февраля 2009 года № 993-п ( в редакции постановления № 94-п ) в пункт 3 данного постановления внесены изменения, установлен новый срок для расселения аварийного дома - 31 декабря 2009 годал.д.17).

Постановлением Мэра города Омска от 30.12.2009 года № 1001-п « О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» пункт 3 изложен в следующей редакции : Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 31 декабря 2011 года предложить гражданам, проживающим в жилых домах, жилые помещения для расселения.

Признание дома аварийным является и подлежащим сносу является началом процедуры переселения граждан - предоставления жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства в соответствии со специальными правовыми нормами ЖК РФ - статьей 32 в отношении собственников жилых помещений и статьями 86,89- в отношении нанимателей жилых помещений фонда социального использования.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( пункт 49).

В связи с чем, суд считает, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений ( ст. 85,86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности ( Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009 года).

Судом установлено, на момент рассмотрения заявленного спора постановление Мэра города Омска № 993-п в части определения срока сноса и отселения граждан, проживающих в жилом доме Номер обезличен по ул.. .. в городе Омске, не признано недействительным в установленном законом порядке.

В судебном заседании представителю истца разъяснено право предъявления требования об оспаривании вышеназванного постановления, однако, по мнению представителя истца, подача данного заявления нецелесообразна, процессуальные последствия, предусмотренные ст. 12 ГПК РФ разъяснены.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Вместе с тем, данное решение суда не препятствует истцу обратиться в установленном законом порядке с требованием о признании постановления Мэра города Омска № 993-п в части определения срока сноса и отселения граждан, проживающих в жилом доме Номер обезличен по ул.. .. в городе Омске, недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (Л.В.Ямчукова)