ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134 от 25.11.2011 Центрального районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-1134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

при секретаре Киселевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

25 ноября 2011года

гражданское дело по заявлению прокурора г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Постановления Администрации г. Прокопьевска от 14.12.2009 г. № 36-П, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор  обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части постановления Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Мотивировал тем, что вышеуказанным постановлением Администрации  утвержден сводный реестр муниципальных услуг (функций)  (Приложение к постановлению). Пунктами 34-41 в реестр муниципальных услуг включены услуги, оказываемые МУП «УК «ЖКК» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальный правовой акт опубликован в специальном приложении «Прокопьевск официальный» газеты «Диалог» от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановление Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П в части, установленной пунктами 35-42, противоречит ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с момента вступления его в законную силу исходя из следующего. По смыслу ст. 1, ч. 6 ст. 11 вышеназванного федерального закона предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг: муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления; услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме. Согласно ч.2 и 3 ст. 1, п. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления "государственных и муниципальных услуг" участие организаций в предоставлении муниципальных услуг подразумевает исключительно оказание организациями услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услу закон не содержит ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. В силу ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежат обязательному утверждению нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. В настоящее время Прокопьевским городским Советом народных депутатов такие перечни не утверждены. Таким образом, включение таких услуг в реестр до включения в соответствующий перечень представительным органом местного самоуправления не правомерно. Более того, возложение на МУП «УК «ЖКК» полномочий по оказанию муниципальных услуг противоречит ч.1 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N135-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите конкуренции". На противоречащий закону правовой акт прокурором город принесен протест, который необоснованно отклонен Администрацией города. Просит пункт 34-41 и Приложение № Постановления Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) » признать недействующими со дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Помощник прокурора  Глушкова Л.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в исковом заявлении ввиду опечатки неправильно указаны номера пунктов, правильно следует считать пункты с 35 по 42,представив суду дополнения к исковому заявлению в этой части.В остальном поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Помощник прокурора  Мусохранов Е.П. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации  ФИО1, действующая на основании доверенности, не признала требования и пояснила, что постановление администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-п было принято во исполнение пункта 4 распоряжения Коллегии  от ДД.ММ.ГГГГ № - р, данным пунктом органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу по созданию реестров муниципальных услуг (функций).Необходимость создания сводного реестра муниципальных услуг (функций), в том числе на территории , также обоснована распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №  распоряжением утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 -2010 годах. В пункте 17 плана определено такое мероприятие, как создание сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций). При утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций), в том числе , то есть по состоянию на 2009 год, отсутствовало законодательное определение того, какие муниципальные услуги (функции) подлежат включению в сводный реест таких обстоятельствах администрация  пришла к выводу, что при формировании сводного реестра необходимо исходить из полномочий и вопросов местного значения городского округа, которые определены действующим законодательством. Фактически в данном сводном реестре перечислены вопросы местного значения городского округа, из которых и следуют полномочия органов местного самоуправления. Данный подход администрации  при формировании сводного реестра муниципальных услуг (функций) впоследствии был подтвержден ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А именно пунктом 2 статьи 2 данного ФЗ дано определение муниципальной услуги. Под муниципальной услугой в силу закона понимается - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Перечень муниципальных услуг (функций), указанный в пунктах 35-42 сводного реестра, утв. постановлением администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № - п не указан как непосредственно сама услуга, оказываемая жилищно-коммунальными организациями, например, водоснабжение, вывоз мусора, а данные муниципальные услуги (функции) указаны, как, например, организация водоснабжения, организация вывоза мусора и т.д. Исходя из содержания части 1 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ ««Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», можно сделать вывод, что законодатель имел в виду два вида услуг:1. государственные (муниципальные) услуги, которые в силу п.п. 1, 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ должны следовать из полномочий и функций, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; 2. услуги, которые необходимы для предоставления указанных выше услу, к первому виду услуг будет отнесено: муниципальная услуга (функция) - организация водоснабжения, а ко второму виду услуг: деятельность какой - либо организации, которая непосредственно осуществляет водоснабжение и называться эта услуга будет, например, пользование питьевой водой. Следовательно, в силу ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ Прокопьевским городским Советом народных депутатов должен быть утвержден перечень услуг, относящихся ко второму виду услуг, а именно в этот перечень услуг должны войти услуги, оказываемые организациями на платной основе. Выводы, изложенные в протесте, о неправомерности включения услуг, перечисленных в пунктах 35-42 сводного реестра муниципальных услуг (функций), утв. постановлением администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № -п до момента утверждения перечня услуг представительным органом местного самоуправления не основаны на нормах действующего законодательства. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ не установлена зависимость того, что сводный реестр муниципальных услуг (функций) может быть утвержден после того, как будет утвержден перечень услуг, предусмотренный ч.1 ст.9 данного ФЗ. Постановлением администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № - п явно не установлено, что реализация услуг (функций), предусмотренных пунктами 35-42 сводного реестра муниципальных (услуг) функций отнесена именно к деятельности МУП «УК «ЖКК». МУП «УК «ЖКК» в силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» создано для решения, в том числе социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием - Прокопьевский городской округ, в лице органов местного самоуправления. К этим социальным задачам относится также и реализация полномочий, предусмотренных оспариваемыми пунктами сводного реестра. Исчерпывающий перечень действий, которые запрещены органам местного самоуправления при издании актов и совершении действий (бездействий) определены ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите конкуренции». Такие действия органов местного самоуправления, как создание муниципального унитарного предприятия и наделение его видами деятельности, в какой - либо сфере не отнесено к запрещающим действиям и актам.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определена сфера действия настоящего ФЗ, а именно:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п.1ст. 11 вышеуказанного ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

В соответствии с п.6 ст. 11 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Пункт 7 ст. 11 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Суд установил, что Администрацией  ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление №-П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) », которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в специальном приложении газеты «Диалог» «Прокопьевск официальный» (л.д. 5-34). Пунктом 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден прилагаемый сводный реестр муниципальных услуг (функций) , а пунктом 2 дано указание руководителям структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий города разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг (функций) и утвердить постановлением Администрации в установленном порядке.

Данное постановление Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П было опротестовано прокурором  по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 35-36), но протест Администрацией  был отклонен за необоснованностью (л.д. 37-41).

Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного управления (л.д. 56-65). Согласно п.17 раз «Совершенствование предоставления государственных услуг» значится мероприятие, подлежащее исполнению: создание сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций).

Суд установил, что распоряжением  от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О дополнительных мерах по разработке и внедрению в деятельность органов исполнительной власти  административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» (л.д. 55) было рекомендовано органам местного самоуправления организовать работу по созданию реестров муниципальных услуг (функций).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг:

- муниципальные услуги, предоставляемые непосредственно органами местного; самоуправления;

- услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления;

- услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме.

Поскольку услуги, перечисленные в п.п. 35-42, по своему содержанию не являются муниципальными услугами, предоставляемыми непосредственно органами местного самоуправления, но необходимы для их предоставления, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ их перечень утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

В силу ст. 26 Устава , утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Прокопьевский городской Совет народных депутатов является представительным органом .

На момент рассмотрения дела правовой акт, определяющий перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, в  не принят.

В связи с этим утверждение администрацией  в составе реестра услуг, предусмотренных п.п. 35-42, с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ,является незаконным.

Изложенное подтверждается также положениями ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, устанавливающей перечень сведений, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» участие организаций в предоставлении муниципальных услуг подразумевает исключительно оказание организациями услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

В прилагаемом к постановлению администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П Сводном реестре муниципальных услуг содержится наименование 123 муниципальных услуг в разных отраслях.В пунктах с 35 по 42 перечислены наименования муниципальных услуг в области жилищно-коммунального хозяйства. При изучении данного реестра установлено, что он выполнен в виде таблицы, в которой имеются следующие графы по вертикали : «№»; «наименование муниципальной услуги (функции)»; «нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставляется муниципальная услуга (функция)»; «получатель муниципальной услуги (функции)»; «результат оказания муниципальной услуги (функции)»; и графы по горизонтали: «органы местного самоуправления,их структурные подразделения»; «муниципальные учреждения участвующие в предоставлении муниципальных услуг»; «МУП « УК «ЖКК» среди иных коммерческих учреждений,участвующих в предоставлении услуг в сфере жилищно-коммунальных отношений».

Управление Федеральной антимонопольной службы по  не выявило нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации  при принятии постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в ответе на поручение прокурора  № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.168-173), что муниципальные услуги в области жилищно-коммунального хозяйства оказываются различными хозяйствующими субъектами,
так, например организацию в границах городского округа тепло-, водо, энергоснабжение осуществляют МУП «Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство», МУП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство», ОАО «ПО Водоканал», ООО «Кузбасская энергосетевая компания» филиал «Энергосеть », при исполнении услуги по организации освещения улиц заместитель главы города по благоустройству и жилищным вопросам взаимодействует с муниципальным предприятием «Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство», Прокопьевским филиалом ОАО «КЭК» и организациями, определенными по результатам проведения аукционов и конкурсов по размещению муниципального заказа. Следовательно, в пунктах 34-41 Перечня муниципальных услуг перечислены наименования муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями которых являются различные хозяйствующие субъекты.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия администрации  по утверждению в приложении к Постановлению №-П от ДД.ММ.ГГГГ пунктов 34-41 перечня муниципальных услуг (функций)  не могут быть расценены как вступающие в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с изложенным доводы прокурора  в части того,что возложение на МУП «УК «ЖКК» полномочий по оказанию муниципальных услуг противоречит ч.1 ст.15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите конкуренции», суд считает несостоятельными.

Однако, прокурором вышеназванный муниципальный правовой акт оспорен именно с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ.С момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ) утверждение в составе реестра услуг, предусмотренных п.п. 35-42, до определения их круга представительным органом местного самоуправления, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункты 35-42 Приложения № Постановления Администрации  от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) » недействующими со дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Обязать Администрацию  довести до сведения населения информацию о принятом решении суда, опубликовав в официальном печатном издании- газете «Диалог» сообщение о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Верно.Судья: Н.Ф.Горбачева