ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11349/2015 от 16.02.2016 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-1157/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016 года г.Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.

при секретаре Светличной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1157/2016 по иску ФИО1 к ГБУ РО «Агентство жилищных программ», Правительству Ростовской области, 3-е лицо: ФИО2 о предоставлении бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, указав, что в соответствии с решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Правительства Ростовской области (далее - ОМВК, комиссия) ФИО1 была включена в поименный список молодых специалистов здравоохранения и работников дефицитных профессий здравоохранения, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2015 год, о чем ГБУ РО «Агентство жилищных программ» ей было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Для вынесения кандидатуры ФИО1 на рассмотрение комиссии по вопросу предоставления государственной поддержки в приобретении жилья ей было необходимо в течение 2 месяцев с момента получения уведомления сформировать дело и представить его в ГБУ РО «Агентство жилищных программ». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» было представлено личное дело на получение бюджетной субсидии на приобретение жилья.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ направленного ГБУ РО «Агентство жилищных программ» ДД.ММ.ГГГГ ОМВК было принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении государственной поддержки (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), аргументированное тем, что на семью ФИО1, состоящую из 3-х человек, приходится 33,18 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает жилищную норму (10 кв.м. на человека).

Истец считает, что решение ОМВК об отказе в предоставлении государственной поддержки является необоснованным и незаконным, а ФИО1 подлежит включению в основной список граждан, имеющих право на получение бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья в 2015г. по следующим обстоятельствам. Согласно уведомления, при расчете общей площади жилого помещения ОМВК исходило из учета площади квартиры расположенной по адресу: <адрес>, где зарегистрированы ФИО1 и ее дочь, а так же площади жилого дома по адресу: <адрес>, где зарегистрирован супруг ФИО1 Однако ни ФИО1, ни ее дочь, ни супруг не являются ни собственниками, ни нанимателями жилого помещения по договорам социального найма, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности (копии прилагаются). Фактически они проживают всей семьей по адресу: <адрес>, площадь которой составляет 23,3 кв.м.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на пункты 1.3, 2.6, 2.7, 2.11, 2.12 Постановления Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 831 "Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья" и просит суд признать ФИО1 с составом семьи 3 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий и признать за ней право на предоставление ей бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья как работника здравоохранения дефицитной профессии. Обязать областную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Правительства Ростовской области включить ФИО1 с составом семьи 3 человека в список граждан, имеющих право на приобретение (строительство) жилья как работника здравоохранения дефицитной профессии.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, имеющееся в материалах дела.

В судебное заседание явился представитель истца, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3, исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУ РО «Агентство жилищных программ», действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Правительство Ростовской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания, в судебное заседание уполномоченного представителя не направил.

Третье лицо - ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Кроме того, в материалах дела имеется заявление третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в прядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Правительства Ростовской области (далее - ОМВК, комиссия) ФИО1 была включена в поименный список молодых специалистов здравоохранения и работников дефицитных профессий здравоохранения, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2015 год, о чем ГБУ РО «Агентство жилищных программ» ей было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9)

Как следует уведомления от ДД.ММ.ГГГГ для вынесения кандидатуры ФИО1 на рассмотрение комиссии по вопросу предоставления государственной поддержки в приобретении жилья ей было необходимо в течение 2 месяцев с момента получения уведомления сформировать дело и представить его в ГБУ РО «Агентство жилищных программ».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» было представлено личное дело на получение бюджетной субсидии на приобретение жилья.

Установлено, что решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от 30.06.2015г. истцу было отказано в предоставлении бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья(протокол ) по причине несоответствия требованиям Постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для отказа явилось следующее.Исходя из представленных на рассмотрение комиссии документов по месту постоянного жительства ФИО1 и ее дочери в жилом помещении по адресу: Ростовская <адрес>, общая площадь 23,3 кв.м., зарегистрировано 2 человека, соответственно на 1 человека приходится 11,65 кв.м. По месту постоянного жительства супруга ФИО1- ФИО2 в жилом помещении по адресу: Ростовская <адрес>, общая площадь 59,3 кв.м., зарегистрировано 6 человек, соответственно на 1 человека приходится 9,88 кв.м. Таким образом, на семью ФИО1, состоящую из трех человек приходится 33,18 кв.м., что превышает жилищную норму. По этой причине решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, истице отказано в предоставлении бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья» утверждено положение о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья.В соответствии с пунктом 1.2.2 раздела 1 Положения молодой специалист – это гражданин Российской Федерации, проходивший обучение в высшем образовательном учреждении и работающий на основном месте работы в областной или муниципальной организации здравоохранения не более 5 лет после получения образования.

Пунктом 1.23 раздела 1 указанного положения определено понятие работник дефицитной профессии, под которым понимается гражданин Российской Федерации, работающий на основном месте работы в областной или муниципальной организации здравоохранения на территории Ростовской области, профессия которого отнесена на момент принятия решения комиссией о предоставлении ему бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья к дефицитной профессии в соответствии с перечнем дефицитных профессий работников областных и муниципальных организаций в сфере здравоохранения по муниципальным образованиям, утвержденным министерством здравоохранения Ростовской области на соответствующий финансовый год.

В силу положений пункта 1.2.6 раздела 1 бюджетная субсидия – это социальная выплата, предоставляемая за счет средств областного бюджета на безвозмездной основе на приобретение (строительство) жилого помещения. Бюджетная субсидия является мерой социальной поддержки граждан при приобретении (строительстве) жилья.

Пунктами 1.2.9 и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, определены понятия жилищная норма и норма предоставления жилого. Жилищная норма - минимальный размер нормы площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, равный 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Норма предоставления площади жилого помещения - общая площадь жилого помещения в пределах: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Согласно пункту 1.3 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. под нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые специалисты и работники дефицитных профессий и члены их семей, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг., либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГг., либо не являющиеся собственниками жилого помещения (жилых помещений и их долей) общей площадью в совокупности равной или более жилищной нормы, нанимателями жилого помещения (жилых помещений и их долей) по договорам социального найма общей площадью в совокупности равной или более жилищной нормы и проживающие по месту жительства в жилом помещении менее жилищной нормы, то есть 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека.

В случаях, когда члены семьи зарегистрированы по разным адресам, признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий допускается при условии, что суммарная общая площадь жилых помещений менее жилой нормы.

Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает, и в котором он зарегистрирован по месту жительства (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»).

Если гражданин и члены его семьи в совокупности обеспечены жильем менее жилищной нормы - 10 кв. м. общей площади жилого помещения на 1 человека, то семья считается нуждающейся в улучшении жилищных условий и вправе претендовать на получение бюджетной субсидии.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении бюджетной субсидии, определен пунктом 2.7 раздела 2 положения и включает следующие документы: паспорт или заменяющий его документ заявителя и членов его семьи; свидетельство о рождении (усыновлении) заявителя и всех членов его семьи; свидетельство о заключении брака (свидетельство о расторжении брака) заявителя и членов его семьи (при наличии); копии трудовой книжки и трудового договора заявителя, заверенные работодателем; правоустанавливающие документы на жилые помещения по месту жительства, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копию вступившего в законную силу решения суда о признании членом семьи, заверенную судом, вынесшим решение (при наличии); документы, подтверждающие нахождение ребенка на полном государственном обеспечении, а также документы, подтверждающие лишение родительских прав или ограничение в родительских правах (при наличии); документы, указанные в пункте 2.9 настоящего раздела, в случае несогласия заявителя и членов его семьи на обработку персональных данных, а также если личное дело представляется гражданином до ДД.ММ.ГГГГ

ГБУ РО «Агентство жилищных программ» проводит оценку обеспеченности жильем на основании постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Оценка обеспеченности жильем производится исходя из квадратных метров одновременно: по месту жительства; по собственности; по социальному найму (п. 1.3 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Если в совокупности гражданин обеспечен менее жилищной нормы – 10 кв. м общей площади жилого помещения, то он имеет право на получение бюджетной субсидии.

Участие в мероприятии по оказанию государственной поддержки не является обязательным и носит заявительный характер. Мероприятие действует для наиболее нуждающихся граждан, поскольку расходование средств областного бюджета должно отвечать принципу эффективности использования бюджетных средств.

Информация о порядке и условиях предоставления государственной поддержки является общедоступной и опубликована на официальных сайтах Правительства РО - сайт и ГБУ РО «Агентство жилищных программ» -azhp.ru. Более того, гражданину, претендующему на получение бюджетной субсидии, выдается копия постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом представлено в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» личное дело, содержащее заявление о предоставлении субсидии и необходимый пакет документов, перечень которых определен пунктом 2.7 раздела 2 Положения о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья". В подтверждение передачи документов предоставлена расписка.В заявлении о предоставлении бюджетной субсидии подтверждается, что заявитель ознакомлена с условиями и порядком получения бюджетной субсидии, и что заявитель копию постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. получила.

Согласно отметке в паспорте гражданина РФ истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: РО, <адрес> (л.д. 12).

Супруг истца - ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Ростовская <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ (л.д. 13).

Дочь истца - ФИО5 согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно справке Центрального территориального управления Администрации <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> зарегистрированы 2 человека: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ее дочь - ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно Выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации Николаевского сельского поселения <адрес>, на общей площади 59,3 кв.м., зарегистрировано 6 человек: ФИО1, ФИО6,ФИО7, ФИО7, ФИО2, ФИО8, соответственно на 1 человека приходится 9,88 кв.м.

Согласно пункту 2.8 раздела 2 положения ГБУ РО "Агентство жилищных программ" в день поступления заявления о предоставлении бюджетной субсидии регистрирует его в книге регистрации, гражданину выдается расписка о сдаче документов с указанием даты сдачи и номера регистрации заявления в книге регистрации.

В силу положений пункта 2.12.3 раздела 2 положения комиссия рассматривает список граждан, претендующих на получение бюджетных субсидий, и принимает решение не позднее 1 июня текущего года об отказе в предоставлении бюджетной субсидии отдельным гражданам в случае представления документов, не подтверждающих соответствие гражданина требованиям, установленным положением.

Истец ссылается на то, что согласно уведомления, при расчете общей площади жилого помещения ОМВК исходило из учета площади квартиры расположенной по адресу: <адрес>, где зарегистрированы ФИО1 и ее дочь, а так же площади жилого дома по адресу: <адрес>, где зарегистрирован супруг ФИО1 Однако ни ФИО1, ни ее дочь, ни супруг не являются ни собственниками, ни нанимателями жилого помещения по договорам социального найма, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Фактически они проживают всей семьей по адресу: <адрес>, площадь которой составляет 23,3 кв.м.

Между тем, представленные истцом свидетельство о регистрации по месту жительства, справка о постоянно зарегистрированных лицах в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, Выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ представлены истцом при рассмотрении настоящего дела, и являлись предметом рассмотрения областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, что усматривается из представленных ответчиком материалов личного дела истца.

При принятии решения комиссия исходила из представленных заявителем документов, перечень которых содержится в пунктом 2.7 раздела 2 Положения о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья и условий данного Положения при оценке обеспеченности жильем исходя из условий самого Положения (п. 1.3 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно представленным истцом в личное дело документам, а именно справке о постоянно зарегистрированных лицах в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, Выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, суммарная общая площадь жилых помещений, приходящаяся на ФИО1 и членов ее семьи по месту жительства, составляет 33,18 кв.м., что превышает жилищную норму, величина которой определена пунктом 1.2.9 положения.

Отказ в предоставлении государственной поддержки был обусловлен предоставлением ФИО1 документов, не подтверждающих соответствие гражданина требованиям, установленным самим Положением о порядке предоставления молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Принимая во внимание заявленные истцом требования и исследованные судом обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУ РО «Агентство жилищных программ», Правительству Ростовской области, 3-е лицо: ФИО2 о предоставлении бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2016 года.

СУДЬЯ: