Дело № 2-1134/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В., Демине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области о признании недостоверной суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения, пересмотре результатов оценки, перерасчете налога за 2015, 2016, 2017 г.г.,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» о признании суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения недостоверной, пересмотре результатов оценки, указывая, что является собственником нежилого помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес>. В декабре 2018 года истице стало известно о том, что сумма оценки инвентаризационной стоимости указанного помещения, произведённая ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" для целей обложения налогом, - является недостоверной, поскольку определена с существенными нарушениями установленного для указанных целей порядка. Указывает, что недостоверной (завышенной) суммой оценки инвентаризационной стоимости объекта налогообложения истицы нарушены её имущественные права. В связи с чем просила признать оценку инвентаризационной стоимости помещения №, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>; для целей обложения налогом, произведённую ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" в сумме 951 977 руб., – недостоверной; установить достоверную инвентаризационную стоимость в целях налогообложения помещения №, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, по состоянию на 2012 год, в соответствии с установленным порядком оценки.
В дальнейшем истица ФИО1 увеличила исковые требования и просила также привлечь к участию в деле в качестве соответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области, возложив на нее обязанность произвести перерасчет суммы имущественного налога на принадлежащее ей помещение в соответствии с достоверной суммой инвентаризационной стоимости, установленной и исчисленной для целей налогообложения объекта недвижимости в соответствии с установленным законом порядком оценки за налоговый период 2015, 2016, 2017 г.г., в том числе, в случае неосуществления расчета инвентаризационной стоимости в целях налогообложения, а соответственно, не определения и размера налога на указанный объект налогообложения, выведения его из налогообложения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Указала в обоснование своих требований, что инвентаризационная стоимость помещения должна определяться в соответствии с пунктом 3.3 Порядка оценки по соотношению показателей кубических или квадратных метров помещения истца и общей площади объекта в целом. Восстановительная стоимость общей площади объекта в целом по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, установленных для аналога объекта оценки, в котором расположено помещение истицы и неотъемлемой частью которого оно является, с учётом единого функционального показателя – кубический метр либо квадратный метр, а для определения как восстановительной стоимости, так и величины стоимостного выражения физического износа на момент оценки используется объем или площадь объекта оценки в целом.
Представитель ответчика - ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу статей 402, 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объекта налогообложения, в данном случае детского лагеря на территории Липецкой области, до 01 января 2020 года определяется как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентарной стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости исчисленная с учетом - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также, если объект налогообложения не относится в соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Налоговая база по налогу до 01 января 2015 года в соответствии с Законом № 2003-1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» (действовал до 01 января 2015 года) определяется исходя из инвентаризационной стоимости. В соответствии с инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 02 ноября 1999 года № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен, строительную продукцию, работы и услуги. Инвентаризационная стоимость определяется в соответствии с порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 1992 года № 87 (Приказ Минстроя России от 04 апреля 1992 года № 87). В Приказе устанавливается, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Согласно Закону налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества, определенная бюро технической инвентаризации и представленная в налоговые органы до 01 марта 2013 года, с учётом коэффициента-дефлятора.
В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, предоставленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01 января 2013 года государственный технический учёт и расчёт инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.
В связи с этим, в целях обеспечения возможности исчисления налога на имущество физических лиц, начиная с 2013 года принят Федеральный закон от 02 ноября 2013 года № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий внесение изменений в Закон № 2003-1 в части установления обязанности налоговых органов производить исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, с учётом коэффициента-дефлятора.
Указанные изменения вступили в силу с 01 января 2014 года.
На основании статьи 8 Федерального закона от 01 ноября 2013 года № 306-ФЗ положения Закона № 2003-1 в редакции Федерального закона применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.
Следовательно, при исчислении налога на имущество физических лиц применяются последние сведения об инвентаризационной стоимости имущества за 2013 год, предоставленные ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в установленном порядке в налоговый орган до 01 марта 2013 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 13 октября 1997 года № 1301 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 338, п. 6, п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства от 04.12.2000 г. № 921 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 338 (документ утратил силу 01.07.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546,) установлено, что техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства, при этом техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ.
Приказом Минстроя России от 04 апреля 1992 года № 87 утвержден «Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований (пункт 1.2 Порядка).
Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (пункт 1.3 Порядка).
Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения (пункт 1.4 Порядка).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное помещение, при сдаче многоквартирного жилого дома в эксплуатацию являлось квартирой, впоследствии переведенной в нежилое помещение. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04 мая 2008 года и свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2001 года.
18 декабря 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику с просьбой пересмотреть инвентаризационную стоимость помещения как объекта налогообложения, а также указывала, что принадлежащее ей помещение не включено и не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, порядком определения вида фактического использования, установленным с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также указала, что помещение не используется для извлечения прибыли.
В своем ответе ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» отказало в удовлетворении заявления истицы, указав, что на 01 января 2013 года инвентаризационная стоимость помещения составляет 951 977 руб. и исчислена исходя из Постановления администрации Липецкой области от 19 июля 2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения в 2012 года».
Данный ответ истица считает не основанным на законе.
Проанализировав приведенные нормативные акта, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.
Подпунктом “в“ пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года N 921, установлено, что одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе.
В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года N 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
Согласно пункту 10 указанного Положения проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ и Положения “Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года N 921, Приказом Госстроя и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 2 указанного Порядка организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Пунктом 3 Порядка установлено, что сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
Правила определения инвентаризационной стоимости содержатся в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 года N 87 (далее - Порядок оценки от 04.04.1992 года N 87). В силу пункта 1.4 Порядка оценки от 04.04.1992 года N 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.
Пунктом 3.1 Порядка оценки от 04.04.1992 года N 87 установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки от 04.04.1992 года N 87).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 года N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли “Жилищное хозяйство“), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пункт 3.2.1 Порядка оценки от 04.04.1992 года N 87).
Физический износ жилых зданий определяется по “Правилам оценки физического износа жилых зданий“ (ВСН 53-86). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с “Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения“ (пункт 3.2.2 Порядка оценки от 04.04.1992 года N 87).
Согласно пункту 6 Методики определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 года N 404, определение физического износа здания в целом производится принятым в технической инвентаризации методом сложения величин физического износа отдельных конструктивных элементов, взвешенных по удельному весу восстановительной стоимости каждого из них в общей стоимости здания.
Признаки физического износа устанавливаются в основном путем осмотра (визуальным способом). При этом используются простейшие приспособления (уровень, отвес, метр, металлическая линейка, молоток, бурав, топор и т.п.). В исключительных случаях возможно производство вскрытий отдельных конструктивных элементов силами эксплуатирующих организаций (пункт 7 Методики).
Конституционность положений приведенного Закона в части применения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения, а также законность положений Порядка определения инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения подтверждены определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 года N 473-О и определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2006 года N 60-Г05-14.
Из ответа ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что расчет инвентаризационной стоимости помещения осуществлен в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 19 июля 2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году».
В соответствии с указанным нормативным актом, он принят во исполнение Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О налогах на имущество физических лиц", приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 года № 87 для обеспечения формирования базы для целей налогообложения.
Определение восстановительной стоимости согласно приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 года № 87 производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости в ценах 1969 года с её последующим перерасчетом в цены 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмом Госстроя от 6 сентября 1990 года № 14-Д (по отраслям народного хозяйства), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти республик, краев и областей.
Действительная инвентаризационная стоимость в ценах 1969 г. нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными технического паспорта на период обследования в 2008 году составила 12 282 руб.
534*23=12 282 руб., где
534 куб. м - объем помещения,
23 руб. - стоимость кубического метра в соответствии со «Сборником № 28 укрупненных показателей восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и зданий и сооружений коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов», утвержденным Госстроем СССР.
Расчет инвентаризационной стоимости произведен в соответствии с положениями постановления Госстроя СССР от 11.05.1983 г. № 94, письмом Госстроя СССР от 06.09.1990 г. № 14-Д (по отраслям народного хозяйства), где индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. составляет 1,889 и рассчитывается следующим образом:
1,2*0,99*1,59, где
1,2 - индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Госстроя СССР от 11.05.1983 Ле 94,
0,99 - территориальный коэффициент к индексу согласно Приложению № 2 к Постановлению Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94,
1,59 - индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по отрасли народного хозяйства «Жилищное строительство» согласно Приложению к письму Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д.
Таким образом, индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. согласно вышеуказанным Постановлению и письму Госстроя СССР равен 1,889.
Инвентаризационная стоимость в целях налогообложения по состоянию на 01 января 2012 составила 951 977 руб., которая определена в следующем порядке:
12 282*1,889*41,03=12282*77,51 = 951 977 руб.;
где 41,03 - коэффициент пересчета из цен 1991 г. в цены 2012 г. для нежилых строений, помещений и сооружений согласно постановлению администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 г.».
Аналогично рассчитывалась инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц нежилого помещения № 7 по состоянию на 01 января 2013 год и на 01 января 2014 год.
Инвентаризационная стоимость для налогообложения на имущество физических лиц по состоянию на 01 января 2015-2018 г.г. рассчитывалась в следующем порядке:
- на 01.01.2015 г. 951 977*1,147 = 1 091 918 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,147 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2014 г. № 685 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2015 г.»; 951 977 руб. - стоимость нежилого помещения № 7 в ценах 2012 г.;
- на 01.01.2016 г. 951 977*1,329 = 1 265 177 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,329 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.10.2015 г. №772 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2016 г.»; 951 977 руб. - стоимость нежилого помещения № 7 в ценах 2012 г.;
- на 01.01.2017 г. 951 977*1,425 = 1 356 567 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,425 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.11.2016 г. №698 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2017 г.»; 951 977 руб. - стоимость нежилого помещения № 7 в ценах 2012 г.;
- на 01.01.2018 г. 951 977*1,481 = 1 409 878 руб. с учетом коэффициента - дефлятора - 1,481 в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.10.2017 г. № 579 «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2018 г.»; 951 977 руб. - стоимость нежилого помещения № 7 в ценах 2012 г.
Согласно Ведомственным строительным нормам и Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р), утвержденным Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 года № 446, под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее - системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и человека.
Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
Инвентаризация здания, расположенного по адресу: <адрес>, проводилась 29 мая 2000 года, год постройки здания - 2000. Таким образом, на момент обследования здание, построенное в том же году, в котором была проведена его инвентаризация, не могло утратить своих первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.
Согласно указанному документу физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования. Согласно проведенному обследованию здания установлено отсутствие физического износа здания.
В соответствии с положениями Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Минстроя России от 04.04.1992 года N 87, органы БТИ самостоятельно по своей инициативе и на безвозмездной основе техническую инвентаризацию не приводят.
Орган исполнительной власти административно-территориального образования в БТИ с заявлением о проведении плановой инвентаризации объектов налогообложения, в том числе спорного помещения, не обращался. Истица как налогоплательщик после 2008 года также не обращалась в БТИ с указанным заявлением.
То обстоятельство, что после 2008 года инвентаризация нежилого помещения не проводилась, сторонами не оспаривалось.
Таким образом, последними сведениями, которыми располагает БТИ, являются сведения по технической инвентаризации помещения в 2008 году.
Доводы истицы о том, что ответчик неверно применил в расчете именно объем нежилого помещения, а также о необходимости применения подпункта «г» пункта Разъяснений являются несостоятельными.
Согласно приведенному подпункту все виды встроенных торговых помещений допустимо определять по табличной стоимости 1 кв. м общей полезной площади, указанной в аналоге. В данном случае это допустимо делать, когда таблица Сборника по аналогу содержит сведения о стоимости 1 кв. м объекта-аналога.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 раздела «Встроенные помещения» приведенных Разъяснений, если характеристики встроенных помещений совпадают с характеристикой основного здания, их стоимость определяется по той же откорректированной восстановительной стоимости 1 куб. м основного здания.
Коль скоро сторонами не оспаривалось, что для расчета восстановительной стоимости спорного объекта правильно применена таблица 36 Сборника столбец «в», а данная таблица не содержит сведений о стоимости 1 кв. м встроенного помещения, то исчисление ответчиком стоимости исходя из объема нежилого помещения является верным.
Ссылки истицы на неправильность исчисления объема спорного объекта также судом не могут быть приняты во внимание. В соответствии с пунктом 20 Общей части к сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений для переоценки основных фондов при определении строительного объема здания площадь здания определяется путем умножения его длины на ширину; длина и ширина здания принимаются по внешнему очертанию стен на уровне выше цоколя, включая слой штукатурки и облицовки; объем здания с чердачным перекрытием определяется произведением его площади на высоту здания, причем высоту здания следует считать от уровня чистых полов первого этажа до верха засыпки чердачного перекрытия. Таким образом, ответчиком принят при расчете объема параметр высоты, определенный в соответствии с приведенным пунктом, а не как указывает истица параметр 2,70 м, который отражен в техническом паспорте.
Утверждение истицы о том, что при расчете стоимости ответчик не применил поправочные коэффициенты, также является несостоятельным. Согласно пункту 27 Общей части к сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений для переоценки основных фондов восстановительную стоимость объекта технического учета (здания) надлежит уменьшать в соответствии с указанными в сборниках размерами в случае отсутствия в жилых зданиях одного или нескольких видов благоустройства. В то же время истица не указала, какой из видов благоустройства, приведенных в соответствующей таблице, отсутствует в здании. Кроме того, из указанной таблицы 36 столбец «в» следует, что стоимость 1 кубического метра в размере 23 руб. является наименьшей по сравнению с другими, ввиду чего применение в расчете указанной стоимости прав истицы не нарушает.
Согласно Приказу Минземстроя РФ от 04.08.1998 года № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. Помещение не является самостоятельной единицей технической инвентаризации. Согласно пункту 4.2 указанной Инструкции определение технического состояния производится одновременно с техническим описанием здания. При этом появляются признаки технического состояния (физического износа) доступных осмотру частей здания. Таким образом, определение физического износа производится при инвентаризации здания. Последняя инвентаризация здания была проведена в 2000 году, то есть в год постройки здания, а соответственно и процент физического износа был определен в 2000 году и составил 0. При проведении текущей инвентаризации помещения согласно Инструкции процент износа отдельно для помещения не пересчитывается.
Что касается заявленного истицей ходатайства о проведении экспертизы с целью установления достоверной инвентаризационной стоимости помещения суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Согласно пункту 7 указанного постановления в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.
В связи с чем, никакие другие организации не вправе проводить техническую инвентаризацию, и в том числе, производить расчет инвентаризационной стоимости в целях налогообложения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Согласно пункту 7 указанного постановления в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.
С учетом изложенного только специализированные организации вправе проводить техническую инвентаризацию и производить расчет инвентаризационной стоимости в целях налогообложения.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о правильности определения ответчиком – ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» инвентаризационной стоимости помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, рассчитанной на основании необходимого для применения в субъекте Российской Федерации постановления администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году», которое никем не отменено и не оспорено.
В то же время, суд не может принять во внимание представленный истицей расчет, поскольку он основан на показателях, которые не могут выступать сведениями инвентаризационной стоимости спорного объекта в целях определения налоговой базы после 2013 года.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения недостоверной у суда не имеется. В этой связи удовлетворению не подлежат и требования истицы о пересмотре результатов оценки, перерасчете налога за 2015, 2016, 2017 г.г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области о признании недостоверной суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения, пересмотре результатов оценки, перерасчете налога за 2015, 2016, 2017 г.г., – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Акимова
Решение суда принято в окончательной форме 10 июня 2019 года.