ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/20 от 11.02.2021 Марксовского городского суда (Саратовская область)

64RS0022-01-2020-002388-30

Дело № 2-58/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 год г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мурго М.П.,

при секретаре Погониной И.А.,

с участием истца ФИО1, его представителя адвоката Юрасова Р.В., представившего удостоверение № 2728 и ордер № 192 от 14 января 2021 года,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ исковыми требованиями к ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указывает, что 21 июля 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области от 03 августа 2020 года № 200000017142/394671/20, ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из льготного стажа исключены периоды его работы в должности мастера в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении с 01 августа 1985 года по 07 августа 1985 года, с 10 августа 1985 года по 11 августа 1985 года, с 14 августа 1985 года по 25 мая 1987 года; с 26 мая 1987 года по 21 апреля 1992 года в должности прораба в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении; с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня в качестве мастера, занимающегося строительством, реконструкцией, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов. Также, в трудовой стаж не включены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 08 августа 1985 года по 09 августа 1985 года, с 12 августа 1985 года по 13 августа 1985 года, как не предусмотренные Правилами от 11 июля 2002 года № 516. Согласно сведениям его трудовой книжки, в спорные периоды он был занят на строительных работах, занятость которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и общий трудовой стаж на дату обращения к ответчику составлял 35 лет 1 месяц и 20 дней, из которых 10 лет 7 месяцев и 3 дня в должностях с вредными и тяжелыми условиями труда. С учетом уточнений исковых требований, просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01 августа 1985 года по 25 мая 1987 года в должности мастера Советского дорожного ремонтно-строительного управления, с 26 мая 1987 года по 21 февраля 1992 года в должности прораба Советского дорожного ремонтно-строительного управления, с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в должности прораба Советского дорожного ремонтно-строительного управления. Обязать ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2020 года.

Истец ФИО1, его представитель Юрасов Р.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в иске с учетом уточнений.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности № 09-01 от 10 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска. Ссылаясь на отсутствие у истца на дату обращения в пенсионный орган необходимого специального трудового стажа и правомерность отказа в назначении ему досрочной пенсии по старости, просила отказать в их удовлетворении, по доводам, указанным в отзыве с учетом дополнений (л.д. 34-41, 103-105).

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что с 1970 года с кратковременным увольнением до 2005 года работала в Советском ДРСУ в должностях: инспектора отдела кадров, геодезиста, раздатчика нефтяных продуктов. ФИО1 работал мастером и прорабом данной организации на постоянной основе. С 1985 до 2002 года организация занималась строительством и ремонтом дорог, работая круглогодично, восьмичасовой рабочий день.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО11, в судебном заседании показал, что в период с 1983 по 2020 год он работал в Советском ДРСУ электрогазосварщиком. ФИО1 с 1985 по 1987 года работал в этой организации мастером, а с 1987 по 1992 и в 2002 году прорабом. Летом в организации был ремонт и строительство дорог, зимой – обслуживание. Должность мастер и прораб не разделялись по строительству либо ремонту, была одна. ФИО1 производил разметку новых построенных дорог. Одновременно организация могла как строить, так и ремонтировать дороги, ФИО1 был руководителем двух бригад.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный Закон № 400-ФЗ; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ; Федеральный закон № 400-ФЗ ) вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ: возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на работах, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, или Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (за период работы до 01 января 1992 года) и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 01 января 2020 года в размере не менее 18,6.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (6 лет 3 месяца) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года 6 месяцев.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных граждан содержались и в подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «б» п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в частности, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года; Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (после 01 января 1992 года).

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены должности «мастера (десятника) и прораба».

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» позицией 2290000б-24441 предусмотрены производители работ.

Согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, наименование должности «прораб» является сокращенным наименованием должности «производитель работ».

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п. 4 указанного Постановления Правительства РФ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года утверждено Разъяснение № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Согласно п. 5 указанного Разъяснения право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие прав на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом указанное требование не может быть распространено на периоды до 1 января 1992 года.

В соответствии с п. 12 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 1, подп. 7 п. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что 21 июля 2020 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области от 03 августа 2020 года № 200000017142/394671/20, ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как по Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, так и по Списку № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Согласно решению пенсионного органа ФИО1 в возрасте 58 лет имеет 34 года 00 месяцев 21 дней страхового стажа исчисленного по нормам действующего законодательства, 34 года 00 месяцев 21 дней страхового стажа, исчисленного с учетом норм ранее действующего законодательства, стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 — 00 лет 00 месяцев 00 дней, исчисленного по нормам действующего законодательства, стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 — 00 лет 00 месяца 00 дней, исчисленного по нормам ранее действующего законодательства и величину индивидуального пенсионного коэффициента 106,339. Право на пенсию возникает в возрасте 64 лет.

Решением ответчика от 03 августа 2020 года в стаж работы истца не включены в том числе, следующие периоды:

- с 01 августа 1985 года по 07 августа 1985 года, с 10 августа 1985 года по 11 августа 1985 года, с 14 августа 1985 года по 25 мая 1987 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности мастера; с 26 мая 1987 года по 21 апреля 1992 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба, так как не подтверждается постоянная занятость в течении полного рабочего дня в качестве мастера (прораба), занимающегося строительством, реконструкцией, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов. Работы по обслуживанию автомобильных дорог не поименованы в разделе XXVII Списка № 2; документально не подтверждается постоянная занятость в течение полного рабочего дня заявителя в качестве мастера, прораба, занимающегося строительством новых дорог, предусмотренных Списком № 2.

Период работы истца с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба, не учтен в стаж на соответствующих видах работ по разделу XXVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, так как не подтверждается постоянная занятость в течении полного рабочего дня в качестве прораба, занимающегося строительством, реконструкцией, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов. Работы по обслуживанию автомобильных дорог не поименованы в разделе XXVII Списка № 2. Организация не состояла на учете, как имеющая льготные рабочие места, дающие право на назначение страховой пенсии. Индивидуальные сведения работодателем сданы без кода льготы.

Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 08 августа 1985 года по 09 августа 1985 года, с 12 августа 1985 года по 13 августа 1985 года, не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как включение указанного периода в этот стаж не предусмотрено Правилами от 11 июля 2002 года № 516 (л.д. 13-15, 43-45).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух и более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»)

В абз. 5 п. 15 указанного постановления разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствам, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжной, нарядами и т.п.).

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Проверяя обоснованность заявленных требований относительно включения в льготный стаж периодов работы ФИО1 с 01 августа 1985 года по 07 августа 1985 года, с 10 августа 1985 года по 11 августа 1985 года, с 14 августа 1985 года по 25 мая 1987 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности мастера; с 26 мая 1987 года по 21 апреля 1992 года, суд исходит из следующего.

Согласно сведениям трудовой книжки АТ-II № 5112512, датой заполнения 30 июля 1981 года, ФИО1 01 августа 1985 года принят в Советское дорожное ремонтно-строительное управление на должность мастера. 26 мая 1987 года переведен на должность прораба. 22 февраля 1992 года переведен на должность и.о. начальника Советского ДУ. 22 апреля 1992 года переведен на должность начальника. 09 октября 1997года переведен на должность заместителя директора. 05 мая 1998 года переведен на должность прораба. 14 мая 2002 года назначен заместителем директора по содержанию дорог (л.д. 19-22).

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1956 года № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В наименовании раздела ХХIХ Списка № 2 содержится перечень строительных объектов, на которые он распространяется, в связи с чем, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется мастерам и прорабам, занятым на новом строительстве промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, жилых и культурно-бытовых, транспорта и связи зданий и сооружений, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2, утвержденного Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 года № 1173 за периоды работы до 01 января 1992 года юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ по должностям мастера (десятника), прораба в организациях, занятых новым строительством указанных в разделе XXIX Списка объектов.

Как указывалось выше, Списком № 2 1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрена должность мастеров строительных и монтажных работ (позиция 2290000б-23419), производители работ (позиция 2290000б-24441).

Автомобильная дорога, как и другие сооружения, является объектом. Однако не все виды дорожных работ, на которых заняты работники, дают право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем подлежит выяснению какие конкретно виды работ выполняются работниками, поскольку при выполнения работниками работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, основания для предоставления пенсионных льгот отсутствуют.

Таким образом, для признания права на досрочную пенсию истцу требовалось подтвердить свою занятость в спорный период на работах, предусмотренных в разделе XXIX Строительство зданий и сооружений, на новом строительстве промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, жилых и культурно-бытовых, транспорта и связи зданий и сооружений, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.

Между тем, наименование организации «Советское дорожное ремонтно-строительное управление» не позволяет определить направление ее деятельности в сфере исключительно строительства новых дорог, а по записям в трудовой книжке невозможно установить характер, специфику и условия осуществляемой ФИО1 работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности.

Согласно акту по результатам документальной проверки документов (сведений), необходимых для установления страховой пенсии по старости, в том числе подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии № 109 от 21 июля 2020 года, истец был принят в Советское дорожно - строительное управление мастером с 01 августа 1985 года. Приказом № 32-к от 08 августа 1985 года истцу был предоставлен отпуск без содержания заработной платы сроком на 4 дня 8,9, 12,13 августа. Приказом № 26-к ФИО1 перевели прорабом ДРСУ с 26 мая 1987 года. Приказом №50-п от 14 декабря 1988 года ФИО1 назначен ответственным за эксплуатацию газового хозяйства жилых домов. Из приказа №27-п от 30 мая 1988 года усматривается, что истец занимался ямочным ремонтом на дорогах Советского района. Из приказа № 5-п от 20 января 1989 года усматривается, что истец занимался улучшением зимнего содержания а/дорог, обеспечением бесперебойного и безопасного движения по ним (л.д. 56-58).

При этом, работа в качестве мастера, прораба по текущему ремонту и содержанию дорог не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 года № 1173. Документов подтверждающих работу на новом строительстве объекта, в данном случае на строительстве дорог за весь спорный период истцом не представлено.

Представленные истцом документы: акт освидетельствования скрытых дорог, акт рабочей комиссии о готовности законченной строительством/реконструкции/автомобильной дороги/очереди, пускового комплекса/, ведомость недоделок, подлежащих устранению по указанию рабочей комиссии на вводимой в эксплуатацию автомобильной дороги Энгельс-Ершов-Озинки по состоянию на 26 июля 1988 года. ведомость выполненных работ по строительству, ведомость испытаний и измерений произведенных при осмотре готовности и приемке автомобильной дороги, ведомость дефектов, подлежащих и выявленных рабочей комиссии при проверке готовности к приемке автомобильной дороги, справка о стоимости выполненных работ, заявление ОАО Специализированное управление механизированных работ», заявление Администрации Советского района. заявление ГП «Советский дорожный участок», трудовой договор подряда на капитальное строительство, не являются исключительными доказательствами того, что основной занятостью истца до 01 января1992 года являлось строительство новых дорог и подтверждают факт, что организация занималась как строительством так и ремонтом дорог (л.д. 80-101). Кроме того, в представленном акте рабочей комиссии истец значится как член комиссии - представитель эксплуатационной организации (л.д. 90).

В акте по результатам документальной проверки документов (сведений), необходимых для установления страховой пенсии по старости, в том, числе подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии № 109 от 21 июля 2020 года имеются сведения о том, что истец был занят до 01 января 1992 года ремонтом дорог, что не является основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 56-58).

По сообщению МКУ «Административно-хозяйственный отдел органов местного самоуправления Советского муниципального района Саратовской области» от 10 февраля 2021 года № 71/12-14, личные карточки формы Т-2 с августа 1985 по 22 февраля 1992 года, с 05 мая 1998 года по 14 мая 2002 год, а архив на хранение не сдавались, их местонахождение архиву не известно.

На основании проведенного анализа представленных в материалы дела доказательств, архивных копий документов по Советскому дорожному ремонтно-строительному управлению, записей в трудовой книжке истца, суд приходит к выводу о невозможности однозначно установить тот факт, что основной деятельностью организации, в которой ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность как в должности мастера, так и прораба, являлось строительство новых объектов, указанных в разделе ХХIХ Списка № 2 от 22 августа 1956 года.

Указание в трудовой книжке наименования должности ФИО1 – «мастер», «прораб» недостаточно для подтверждения особого характера работы, поскольку отсутствуют другие документы, подтверждающие занятость истца на работах по строительству; организация, в которой работал истец в спорные периоды, согласно ее наименованию не может быть отнесена только к строительным организациям, строящим только новые объекты. Судом установлено и не опровергалось самим истцом и было подтверждено показаниями свидетелей, что организация в которой работал истец в спорные периоды времени занималась также капитальным, ямочным и иными видами ремонта автодорог, асфальтобетонных покрытий.

Таким образом, льготный характер работы истца с 01 августа 1985 года по 07 августа 1985 года, с 10 августа 1985 года по 11 августа 1985 года, с 14 августа 1985 года по 25 мая 1987 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности мастера; с 26 мая 1987 года по 31 декабря 1991 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба не подтвержден достоверными доказательствами.

В материалы дела не представлены надлежащие документы, выданные в установленном порядке работодателем ФИО1, подтверждающие, что он в указанные периоды работал в должностях мастера и прораба, занятого строительством новых объектов, и имел право на включение этих периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пенсионным органом правомерно не учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные выше периоды работы истца и исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Требование о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы истца после 01 января 1992 года, применительно к заявленным требованиям – по 21 февраля 1992 года и с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба, также не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Периоды работы после 01 января 1992 года в обязательном порядке проверяются по лицевым счетам, расчетно-платежным ведомостям и другим документам по оплате труда, требуется уточнять наличие (отсутствие) отвлечений от работы в особых условиях труда, а также подтверждение занятости в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.

Как указывалось судом, со ссылкой на разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 от 26 января 1991 года предоставляется в случае соответствия производства и наименований должностей, указанных в первичных документах работодателя (штатном расписании, приказах), наименованиям производств, должностей, указанным в Списке, а характер фактически выполняемых работ согласно должностных инструкций, должен соответствовать характеру выполняемых работ, предусмотренному по данным должностям в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выдаваемыми организациями или архивными учреждениями.

При отсутствии документального подтверждения характера выполняемых работ оснований для включения в стаж работы по Списку № 2 спорных периодов работы по записям в трудовой книжке не имеется.

Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2 от 26 января 1991 года (за периоды работы после 01 января 1992 года) юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2, являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня с 1 января 1992 года, а также наличие сведений о льготной работе в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Доказательств выполнения работ в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели истцом суду не представлено.

Как следует из материалов пенсионного дела, в период работы истца с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в Советском дорожно - ремонтном строительном участке, согласно информации отдела персонифицированного учета Советский дорожный ремонтно-строительный участок зарегистрирован в органах Пенсионного фонда 24 декабря 1992 года, отчитывался и перечислял взносы. Перечень льготных рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не утверждался, на учете, как организация имеющая льготные рабочие места, дающие право на назначение трудовой пенсии по старости не состояла (л.д. 59, 60, 61, 62-67).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Также в соответствии с п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.

В соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, который был открыт и на истца.

Индивидуальный лицевой счет состоит из нескольких частей, в том числе из профессиональной, в которой отражается профессиональный стаж - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 31 июля 1996 года № 192П в графе «дополнительные условия» индивидуального лицевого счета реквизит «27-2» означает работы с тяжелыми условиями труда (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 18 августа 1999 года.

Профессиональная часть представленной в материалы пенсионного дела выписки из индивидуального лицевого счета истца, в периоды с 01 января 1999 года по 14 мая 2002 года не содержит информации о работе ФИО1 с тяжелыми условиями труда (л.д. 60-67).

Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность представленных работодателями сведений, истцом ни в пенсионный орган, ни суду не представлено.

Таким образом, работодатель не подтверждает постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня в качестве мастера, производителя работ на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов ни сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, ни иными документами.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минсоцобеспечения РСФСР от 22 марта 1979 года № 1-52-И «О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение» при рассмотрении вопроса о праве трудящихся на пенсию на льготных условиях в первую очередь необходимо определить вид производства, в котором он занят, и тем самым решить, каким разделом и подразделом списков № 1 или № 2 необходимо руководствоваться в данном случае. Затем следует установить, какие данные требуются для подтверждения права трудящегося на льготную пенсию по структуре производства, характеру выполняемой работы, условиям труда, и подтвердить эти данные документами.

Истцом не представлено доказательств подтверждающих право на льготную пенсию по структуре производства, занятости в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, характеру выполняемых работ, условиям труда.

Справка о заработной плате истца в период с 1985 по 2002 год не является подтверждением полного рабочего дня истца в должности дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Показания свидетелей ФИО10, ФИО11, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в рассматриваемом споре допустимыми доказательствами не являются.

На основании проведенного анализа представленных в материалы дела доказательств, в том числе, представленных МКУ «Административно-хозяйственный отдел органов местного самоуправления Советского муниципального района Саратовской области» по запросу суда ведомостей начисления ФИО1 заработной платы за период с августа 1985 года по май 2002 года, имеющихся в архиве приказов по личному составу, производственных приказов в отношении ФИО1 за указанный период, суд приходит к выводу о невозможности однозначно установить, характер и условия труда работ, выполняемых ФИО1, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Работодатель не подтвердил занятость истца в должности, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в течение полного рабочего дня с 1 января 1992 года, не отразил сведения о льготной работе в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих выполнение истцом в период после 01 января 1992 года работ с тяжелыми условиями труда, а также занятость на указанных работах в течение полного рабочего дня, истцом суду не представлено.

Следовательно, периоды работы истца с 01 января 1992 года по 21 февраля 1992 года и с 05 мая 1998 года по 13 мая 2002 года в Советском дорожном ремонтно-строительном управлении в должности прораба, при отсутствии документального подтверждения характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным решения ГУ УПФ РФ в Марксовском районе Саратовской области об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отсутствуют и в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, основания для возложения на ответчика обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости отсутствуют и суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФР в Марксовском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Марксовский городской суд Саратовской области.

Судья М.П. Мурго