Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тверь 31 июля 2020 года
Заволжский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Тарасова В.И.,
при секретаре Масленниковой Л.С.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» - ФИО2,
представителя ответчика ГУ «ГЖИ» Тверской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1134/2020 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ «ГЖИ» Тверской области о признании незаконным решения о порядке начисления платы за расходы электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома и к ООО «ГУК Заволжского района г. Твери», о признании незаконными перерасчета размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества, изменения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества; установления площади общего имущества многоквартирного дома для определения расходов электроэнергии на его содержание; признании незаконным увеличения размера платы за электроэнергию на содержание чердака; обязании в платежном документе за расчетный период указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и суммарный объем потребления электроэнергии; признании незаконными действий по привлечению кадастрового инженера для перезамера площадей общего имущества и взыскании незаконно начисленного перерасчета, штрафа, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению «Государственной жилищной инспекции» Тверской области «ГЖИ» (далее ГУ «ГЖИ» Тверской области) с требованием признать незаконным решение о порядке начисления платы за расходы электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес> с учетом площади чердачного помещения, а также к обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая компания Заволжского района города Твери» (далее ООО «ГУК Заволжского района г. Твери») с требованиями о признании незаконными перерасчета размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД № <адрес> за май 2019 года по л/с № <***>, признании незаконным изменения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в отсутствие решения общего собрания собственников помещений; установления площади общего имущества многоквартирного дома для определения расходов электроэнергии на его содержание 579,2 кв.м.; признании незаконным увеличения размера платы за электроэнергию на содержание чердака, как общего имущества многоквартирного дома; обязании в платежном документе за расчетный период указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и суммарный объем потребления электроэнергии; признании незаконными действий по привлечению кадастрового инженера для перезамера площадей общего имущества МКД и взыскании незаконно начисленного перерасчета за май 2019 года в размере 364,62 рублей; штрафа в размере 50 % величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить – 182,31 рублей; компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований истцом указывается, что он является собственником квартиры <адрес>.
В платежных документах за май 2019 года ЕРКЦ по лицевому счету № № собственника квартиры <адрес> было начислено к оплате за «Жилищные услуги» по № поставщика «0132» - ООО «ГУК Заволжского р-на г. Твери» (далее ГУК) - 985,19 руб., в том числе за услугу «Электроэнергия на СОИ» - 395,11 руб. В столбце «Перерасчеты», в строке вида услуг «Электроэнергия на СОИ» отражено, что сделано дополнительное начисление в размере 364,62 руб..
При этом обоснованный размер платы за «Жилищные услуги» по № поставщика «0132» в столбце «Начислено» составляет 620.57 руб., в том числе за услугу «Электроэнергия на СОИ» - 30,49 руб.
Начисленный к оплате размер платы за «Жилищные услуги» безосновательно увеличен на 364,62 рубля.
На запрос об основаниях произведенного перерасчета и увеличения размер платы за «Жилищные услуги» за май 2019 г. на 364,62 руб., ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» был дан ответ от 25.07.2019 № 1344, что в платежном документе по оплате коммунальных услуг за Май 2019 года произведено доначисление денежных средств по строке «Электроснабжение СОИ» за 2017 год на основании перезамера мест общего пользования, в результате чего выставлена разница за 12 месяцев. Также указывается, что перезамер площадей сделан на основании заключения кадастрового инженера.
Истец полагает необоснованным и безосновательным привлечение кадастрового инженера к работам по перезамеру площадей жилого дома, поскольку это не относится к договору управления, коммунальной услугой, оказываемой ответчиком, не является, собственники помещений МКД не принимали решения о привлечении кадастрового инженера для выполнения каких-либо работ.
Никаких конструктивных изменений на крыше, чердаке дома относительно проектной документации на дом — не проводилось. Оснований проводить перезамер площади чердака, подвала и других мест общего пользования - не было.
Кадастровым инженером не было установлено, что площади мест общего пользования, требующие расхода электроэнергии на их содержание - больше, чем это предусмотрено проектной документацией на дом.
Доначисление денежных средств по строке «Электроснабжение СОИ» за 2017 год на основании перезамера мест общего пользования — противоречит законодательству РФ.
С июля 2019 г. ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» было увеличено ежемесячное начисление платы за «Электроэнергию на содержание общего имущества» по л/с № № на 33,62 руб. (64,11 - 30,49 = 33,62). При этом, в платежном документе за июль 2019 г. не указаны основания ежемесячного увеличения размера платы и увеличения тарифа по этой услуге с 0,7026 до 1,4771 руб./кв.м.
Ни ООО «ГУК Заволжского района г. Твери», ни Главным управлением «Государственной жилищной инспекции» Тверской области не было установлено, что размер оплаты потребителями расходов электроэнергии на содержание общего имущества МКД № 24А в 2017, 2018, 2019 годах не покрывает фактических расходов ГУК на электроэнергию за содержание общего имущества МКД.
По вопросу начисления платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД истцом был сделан запрос в ГЖИ.
Письмом от 18.10.2019 г. № 6215/ООГ, ГУ «ГЖИ» Тверской области сообщило об отсутствии нарушений в расчетах расхода электроэнергии на содержание общего имущества МКД с учетом площади чердака
С данной позицией по вопросу начисления платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД с учетом чердака, на котором, по мнению истца, конструктивными особенностями МКД не предусмотрено расходование электроэнергии на его содержание - истец не согласен. В расчет начисления платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД необходимо учитывать только площади, на которые предусмотрено электропотребление.
По утверждению истца, в составе общего имущества чердака МКД № 24а электропотребляющего оборудования и устройств - нет.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации г. Твери, ООО «ЕРКЦ», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», ФИО4
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в чердачном помещении электроприборов не имеется, в связи с чем включение площади чердака для расчета размера платы за электроэнергию на СОИ неправомерно. Кроме того, он не согласен с актом осмотра и результатами проверки прокуратуры, установившими наличие элетропотребляющих устройств на чердаке МКД.
Представитель ответчика ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» - ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Также пояснила, что в соответствии с договором управления МКД содержится указание на обслуживание, в числе прочего, площадей подвала и чердака. Каких-либо работ, связанных с изменением площади чердака управляющей компанией не проводилось и проведение подобных работ без решения общего собрания собственников помещений невозможно. Ранее площадь подвалов и чердаков не включалась в общую площадь жилого дома, поэтому в техническом паспорте, составленному до внесения изменений о включении этих площадей в общую площадь жилого дома, сведения о площадях подвала и чердака отсутствует. В целях актуализации сведений, ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» были заказаны работы по обмеру площадей подвалов и чердаков ряда жилых домов, в том числе и дома № 24а по наб. А.Никитина в г.Твери. По результатам произведенных обмеров, жителям указанного МКД, в том числе и истцу, был произведен перерасчет в виде доначисления платы за СОИ с учетом определенных площадей чердачного помещения. Кроме того, наличие на чердаке МКД электропроводки и электрооборудования было подтверждено в результате проверок по обращениям истца органами прокуратуры. Порядок перерасчета произведен в соответствиями с положениями жилищного законодательства, не запрещающего производство перерасчета за прошедший период. Начисление за электроэнергию на СОИ производится в соответствии с утвержденными тарифами ГУ «РЭК» Тверской области.
Представитель ответчику ГУ «ГЖИ» Тверской области после объявленного в судебном заседании перерыва не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. До объявления перерыва в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в соответствии с требованиями нормативных актов, действующих и определяющих порядок начисления платы за СОИ, площади подвалов и чердаков включаются в площадь, используемую для расчета платы за электроэнергию на СОИ, при этом вне зависимости от наличия или отсутствия в этих помещениях энергопотребляющих устройств. ГУ «ГЖИ» Тверской области по заявлениям истца была проведена проверка правильности начисления, в результате которой неправомерности в действиях ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» по включению площади чердака при расчете платы за электроэнергию на СОИ не установлено. Методика расчета соответствует положениям нормативных актов в данной области. Также пояснил, что поскольку собственниками помещений МКД 24а по наб. А.Никитина в г. Твери осуществляется оплата электроэнергии на СОИ в соответствии с нормативом, то указание либо неуказание в выставляемых квитанциях на оплату показаний общедомового прибора учета не влияет на права и обязанности истца, а начисление размера платы осуществляется на основании действующих нормативов, а не показаний общедомового прибора учета, в связи с чем их неуказание не может расцениваться как нарушение прав истца.
Иные участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, своих представителей не направили.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
С учетом изложенного, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет ООО «ГУК Заволжского района города Твери» на основании лицензии от 06.05.2015 № 000101 и договора управления многоквартирным домом от 01.12.2014 № АН/24А (далее - договор управления). Договор управления заключен на основании решения общего собрания собственников от 01.12.2014.
Согласно Общему положению договора управления при выполнении указанного договора управления стороны руководствуются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также иным действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2.3 договора управления управляющая организация обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту имущества указанного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
Согласно пункту 3.2.1 договора управления ООО «ГУК Заволжского района города Твери" обязано управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями договора управления.
Согласно разделу 4 договора управления плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании выставляемого управляющей компанией платежного документа.
Согласно Приложению № 1 к договору управления, в состав общего имущества МКД включены подвал площадью 358,7 кв.м. и чердак площадью 600 кв.м. При этом, в технической документации на дом не содержалось сведений, подтверждающих указанную площадь чердака.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 плата за холодную, горячую воду, отведение сточных вод и электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 10 (в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется исходя из:
-норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса;
-общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
-отношения общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Таким образом, в переходный период с 01.01.2017 при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме расположенном по адресу: <адрес> об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отличного от рассчитанного по нормативу, в том числе исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, не принималось, доказательств обратного в материалы дела не представлено, что также не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.
Согласно сведениям, представленным ГУ «ГЖИ» Тверской области, а также ООО «ГУК Заволжского района города Твери» на чердаке вышеуказанного многоквартирного дома присутствуют инженерные коммуникации (проводка, распределительный щиток, осветительные приборы, розетки), что также подтверждается представленными материалами проверки и фотоматериалом ГУ «ГЖИ» Тверской области и проверок прокуратуры, проводимых по заявлениям истца.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), п. 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержащего аналогичные нормы.
В соответствии с п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 13, 19 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определялся по формуле 10, одним из показателей которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 ЖК РФ.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что площадь чердака включается в площадь мест общего пользования, применяемую в целях расчета платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Пунктом 24 Правил № 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» определено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В соответствии с техническим паспортом на указанный многоквартирный дом, данный дом 5-ти этажный, без лифтов, общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 2775,3 кв.м (жилых - 2553,2 кв.м, нежилых - 222,1 кв.м), уборочная площадь лестниц 220,5 кв.м., имеется подвал, площадь которого указана по наружному обмеру 358,7 кв.м.
Технический паспорт многоквартирного дома по адресу: <адрес> составлен по состоянию на 21 июня 1999 года.
До 2003 года действовали требования «СНиП 2.08.01-89* Жилые здания», согласно п.4,5 которого общую площадь квартир жилых зданий определялась как сумма общих площадей квартир этих зданий. Площади подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь зданий не включаются. Площадь жилого здания следует определять как сумму площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий. Площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа. Площадь чердаков и хозяйственного подполья в площадь здания не включается.
В связи с вышеизложенным, подвал и чердак не были включены в общую площадь дома согласно требованиям СНиП на момент постройки многоквартирного дома.
На сегодняшний день действует редакция «Свод правил Здания жилые многоквартирные Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»(СП 54.13330.2016, Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.12.2016г.). Согласно п. А. 1.3. Приложения А СНиП 31-01-2003 площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включаются.
Поскольку подвалы и чердаки в соответствии с положениями действующего жилищного законодательства отнесены к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома и их площадь подлежит учету при определении размера платы на СОИ, ООО «ГУК Заволжского района г. Твери», с целью актуализации сведений о площадях подвала и чердака вышеуказанного многоквартирного дома, был заключен контракт на проведение соответствующих видов работ, в том числе и в отношении МКД <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера от 09.01.2017 уточнена площадь подвала - 358,7 кв.м, и технического чердака - 627,0 кв.м (контракт от 01.01.2017 № 01/01/2017; свидетельство о поверке средства измерения от 23.06.2017 № 0138730 - дальномер лазерный PD- 32, № 28005746; квалификационный аттестат кадастрового инженера от 27.02.2013).
Таким образом, расчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, до января 2017 года должен производиться исходя из данных, содержащихся в техническом паспорте указанного многоквартирного дома, а с января 2017 года - исходя из уточненной кадастровым инженером площади мест общего пользования и общей площади жилых и нежилых помещений, указанной в техническом паспорте многоквартирного дома.
Так, общая площадь жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома составляет 2775,3 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (с учетом уточнения площади кадастровым инженером), составляет 1206,20 кв.м.
Учитывая изложенное, в платежных документах за май 2019 года потребителям указанного многоквартирного дома ООО «ГУК Заволжского района города Твери» произведен перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества, за период с 01.01.2017 по 01.01.2018 исходя из общей площади всех имеющихся в данном доме помещений, относящихся к общему имуществу собственников, что не противоречит действующему законодательству.
Также Главным управлением 11.10.2019 по обращению ФИО1 в отношении ООО «ГУК Заволжского района города Твери» проведена проверка и составлен акт проверки № 6215/ОГ-19 от 11.10.2019 на предмет правомерности перерасчета за электроэнергию, в ходе которой установлено, что в 2017 году при начислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, управляющей организацией не учитывалась площадь имеющегося в нем чердака, являющегося общим имуществом, площадь которого подтверждена заключением кадастрового инженера от 09.01.2017. Неправомерности действий управляющей компании в части учета площади чердака при начислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества установлено не было.
В адрес заявителя ГУ «ГЖИ» Тверской области по результатам проведенной проверки 18.10.2019 направлен ответ, содержащий сведения о результатах проведенной проверки, разъяснения о порядке начисления платы за электроэнергию на СОИ, а также выводы о правомерности начисления управляющей компании платы за электроэнергию на СОИ с учетом площади чердака. Указанный ответ расценен истцом как решение ГУ «ГЖИ» Тверской области по вопросу начисления платы за электроэнергию, использованную в целях СОИ, о признании незаконным которого также просит истец наряду с иными требованиями.
В тоже время, как следует из материалов проверки, ГУ «ГЖИ» Тверской области установлено, что общая площадь жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома составляет 2775,3 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (с учетом уточнения площади кадастровым инженером), составляет 1206,20 кв.м.
При проведении перерасчета ООО «ГУК Заволжского района города Твери неверно применена общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Согласно представленному ООО «ГУК Заволжского района города Твери» расчету начисления платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома в период с 01.01.2017 по 01.01.2018, управляющей организацией при расчете размера платы за указанный период за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества указанного многоквартирного дома, собственникам и пользователям жилого помещения № № по данному адресу использовалась площадь жилых и нежилых помещений в размере 2556,10 кв.м., что не соответствует сведениям, отраженным в техническом паспорте указанного многоквартирного дома. По данному факту ГУ «ГЖИ» Тверской области в адрес ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» выдано предписание с требованием устранить допущенные нарушения; произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за 2017 год, собственникам и нанимателям жилых помещений по адресу: <адрес>, исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, отраженной в технической документации на многоквартирный дом, а именно 2775,3 кв.м.
Согласно акту проверки от 17.02.2020, ООО «ГУК Заволжского района города Твери» выполнило в полном объеме требования предписания от 06.12.2019 № 6215/ОГ-19. Собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, произведен перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за 2017 год, исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, отраженной в технической документации на многоквартирный, а именно 2775,3 кв.м. В частности, потребителю, проживающему в кв. № № данного многоквартирного дома, произведен указанный перерасчет в платежных документах за ноябрь и декабрь 2019 года сумме 55,91 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» было обоснованно произведено начисление собственнику квартиры <адрес> платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за 2017 год исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, включая площадь чердака.
Начисления произведены в соответствии с действующими в соответствующие периоды времени тарифами, утвержденными ГУ «РЭК» Тверской области. Изменения со стороны ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» в одностороннем порядке размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, в порядке, не соответствующем законодательству, не установлено.
Действующее законодательство не содержит запрета относительно возможности управляющей компанией, с целью актуализации технических характеристик находящихся в управлении жилых домов проводить работы, связанные с уточнением площадей при необходимости. В данном случае, необходимость уточнения площадей была вызвана отсутствием или неточностью указания площадей подвального и чердачного помещений МКД в силу действующих на дату составления технического паспорта дома требований СНиП, влекущих невозможность корректного начисления платы за услуги, при расчете которых используется площадь общего имущества МКД.
Замеры произведены на основании соответствующего контракта, уполномоченным лицом – кадастровым инженером, имеющим соответствующие документы, подтверждающие его квалификацию и право на выполнение работ.
Также судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что каких-либо работ, в результате которых изменилась бы площадь чердака, в МКД не проводилось, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что чердачное помещение имело установленную кадастровым инженером площадь и по состоянию на 01.01.2017. Кроме того, чердак относится к общему имуществу МКД и какие-либо работы, связанные с его переустройством или изменением характеристик, возможны только на основании решения общего собрания собственников помещений МКД. Сведений о проведении общего собрания и принятия им решений в отношении чердачного помещения в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца к ГУ «ГЖИ» Тверской области о признании незаконным решения о порядке начисления платы за расходы электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес> с учетом площади чердачного помещения, поскольку направленный по результатам проверки ответ истцу принят контролирующим органом в рамках предоставленных ему полномочий, выводы мотивированы, основаны на результатах проведенной проверки и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Также суд приходит к выводу об отсутствии, в силу вышеизложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения требований истца к ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» о признании незаконными перерасчета размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД <адрес> за май 2019 года по л/с № №, установления площади общего имущества многоквартирного дома для определения расходов электроэнергии на его содержание 579,2 кв.м. без учета площади чердака; признании незаконным увеличения размера платы за электроэнергию на содержание чердака, как общего имущества многоквартирного дома; признании незаконными действий по привлечению кадастрового инженера для перезамера площадей общего имущества МКД.
Доводы истца о том, что площадь чердака МКД не должна учитываться при расчете размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, определяющих чердак как общее имущество МКД, площадь которого учитывается при расчете платы за электроэнергию на СОИ. При этом, доводы истца о недостаточности осветительных приборов и электрооборудования на чердаке на существо рассматриваемого спора не влияют и не освобождают истца от обязанности уплаты платежей за электроэнергию на СОИ, рассчитанную с учетом площади чердака МКД.
Относительно требований к ООО «ГУК Управляющая компания Заволжского района г. Твери» о признании незаконным изменять размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, обязании в платежном документе за расчетный период указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и суммарный объем потребления электроэнергии суд полагает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из заявленного требования истца о признании незаконным изменять размер платы за СОИ в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, то, как следует из содержания заявленного требования, оно имеет своим предметом устранение возможного нарушения прав собственника в будущем, при том, что соответствующего нарушения права еще не наступило, что противоречит основным принципам защиты нарушенных прав в гражданском процессе, не предусматривающем возможность вынесения решения по предполагаемому в будущем нарушению права, и не направлено на восстановление или защиту нарушенного права, в связи с чем данное требование истца не подлежит удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что оплата электроэнергии на содержание общего имущества МКД начисляется и оплачивается собственниками помещений <адрес> исходя из установленных нормативов, а решения общим собранием собственников помещений об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отличного от рассчитанного по нормативу, в том числе исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета не принималось, суд приходит к выводу, что нарушений прав истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, со стороны ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» не допущено, поскольку все показатели, на основании которых определяется размер платы за электроэнергию на СОИ, выставляемые истцу, как собственнику квартиры в МКД, отражены в предъявляемых ему квитанциях, что также является основание для отказа в удовлетворении данного требования.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с пп. "р" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 Б. истец не лишен права обратиться в ООО «ГУК Заволжского района г. Твери» или АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» с целью получения информации о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов и показателях приборов учета по всему многоквартирному дому.
Требования о взыскании незаконно начисленного перерасчета за май 2019 года в размере 364,62 рублей; штрафа в размере 50 % величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить – 182,31 рублей; компенсации морального вреда в размере 10000 рублей являются производными от основных требований, в удовлетворении которых истцу было отказано, что, в свою очередь, является основанием для отказа в удовлетворении производных от них вышеуказанных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ «ГЖИ» Тверской области о признании незаконным решения о порядке начисления платы за расходы электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома и к ООО «ГУК Заволжского района г. Твери», о признании незаконными перерасчета размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества, изменения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества; установления площади общего имущества многоквартирного дома для определения расходов электроэнергии на его содержание; признании незаконным увеличения размера платы за электроэнергию на содержание чердака; обязании в платежном документе за расчетный период указывать показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и суммарный объем потребления электроэнергии; признании незаконными действий по привлечению кадастрового инженера для перезамера площадей общего имущества и взыскании незаконно начисленного перерасчета, штрафа, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.И. Тарасов
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2020 года.
1версия для печатиДело № 2-1134/2020 ~ М-589/2020 (Решение)