Дело № 2-38/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2013 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Куприянова А.В.,
с участием помощника прокурора Судогодского района Половникова А.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» по доверенности ФИО1,
при секретаре Барышниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогде Владимирской области гражданское дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области Степановой Т.В., действующей в интересах ФИО2, к администрации муниципального образования «Судогодский район» о возложении обязанности предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
22.11.2012 года прокурор Судогодского района обратился в суд с иском администрации муниципального образования «Судогодский район» о возложении обязанности предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Мотивируя свои требования, прокурор указал, что ФИО2 ... года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; в зарегистрированном браке не состоит, детей не имеет, проживает и зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем опекуну С, по адресу: ..........
Поскольку ФИО2, будучи признанный нуждающимся в обеспечении жилым помещением, до настоящего времени не обеспечен администрацией муниципального образования «Судогодский район» жильем по договору социального найма, прокурор обратился с иском в защиту интересов ФИО2
В судебном заседании помощник прокурора Судогодского района Половников А.В. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Истец ФИО2 о месте и времени судебного заседания был извещен судом надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не прибыл по уважительной причине; просил рассмотреть дело без его участия и настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» ФИО1 возражала против удовлетворения иска, указав, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, лишь после перечисления средств областного бюджета в бюджет муниципального образования. Собственных средств в бюджете муниципального образования «Судогодский район» на обеспечение ФИО2 жильем не имеется.
Определением Судогодского районного суда от 24.12.2012 года по делу в качестве третьих лиц были привлечены администрация Владимирской области, департамент образования администрации Владимирской области; департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.
Представители третьих лиц для участия в судебном заседании не прибыли, о месте и времени его проведения были извещены судом надлежащим образом.
Представитель администрации Владимирской области, департамента образования администрации Владимирской области на основании доверенностей ФИО3 просила суд рассмотреть дело без её участия, указав, что департамент образования администрации Владимирской области, органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Мошокское сельское поселение» для участия в судебном заседании не прибыл, ... муниципального образования ФИО4 просил рассмотреть дело в отсутствии его представителя и не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора в интересах ФИО2
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит е следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст.49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Как следует из ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-03 «О государственном обеспечении и государственной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенций устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 квадратных метров. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007г. № 55 «О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется, в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
Как установлено судом, ФИО2... года рождения имеет статус оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать-одиночка Е умерла ... (л.д.14, 22); на день смерти жилья не имела, в связи с чем ФИО2 администрацией муниципального образования «Мошокское сельское поселение» поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение 16.04.2010 года (л.д.15-16, 21, 23).
По данным ГАУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации», сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФИО2 собственного жилья не имеет (л.д.17-19).
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья не ниже установленных социальных норм, но до настоящего времени не обеспечен им (не оспаривалось сторонами в судебном заседании), суд пришел к выводу, что требования прокурора являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Данный вывод согласуются с постановлением Губернатора Владимирской области за № 398 от 13.07.2005 г. «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», в соответствии с которым департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии с положениями закона системно, то есть в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья, обязанность по предоставлению жилого помещения истице за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, в связи чем суд отвергает и не может положить в основу решения по настоящему делу доводы представителя ответчика ФИО1 и представителя администрации Владимирской области ФИО3
Суд принимает во внимание доводы стороны истца о том, что право на получение жилого помещения вне очереди ФИО2 получил после завершения учебного заведения и на момент обращения с исковым заявлением в суд, обеспечен им не был, в связи с чем его настоящее пребывание на военной службе с 24.12.2012 года не является основанием для умаления его прав и законных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области Степановой Т.В., действующей в интересах ФИО2, к администрации муниципального образования «Судогодский район» о возложении обязанности предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области за счет средств субвенций бюджета Владимирской области предоставить вне очереди ФИО2... года рождения, уроженцу ..., являющемуся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 квадратных метров в границах муниципального образования «Мошокское сельское поселение».
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2013 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Судья А.В.Куприянов