ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/2013 от 10.02.2014 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 Дело № 2-87/2014 (2-1134/2013)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10 февраля 2014 года                                г. Советский                            

 Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

 председательствующего судьи             Янишевского В.Е.,

 с участием представителя истца помощника прокурора Вдовина А.М.,

 представителя третьего лица                ФИО1,

 при секретаре                         Махмутовой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности,

 УСТАНОВИЛ:

 Югорский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности.

 Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой проанализированы поступившие материалы проверок отдела надзорной деятельности по (наименование городов и района) Управления надзорной деятельности ГУ (наименование) по факту неисполнения требований пожарной безопасности администрацией городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры. При проверке установлено, что ответчиком не выполняется предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечение источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в (наименование микрорайонов), в границах (наименование улиц и микрорайона). В связи с неисполнением предписаний в отношении администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры составлялись протоколы об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 и ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Невыполнение ответчиком предписания уполномоченного государственного органа об устранении нарушений правил пожарной безопасности на территории городского поселения, создает угрозу жизни и здоровью его жителей.

 Югорский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры устранить нарушения Правил пожарной безопасности на территории поселения и обеспечить наличие наружного противопожарного водоснабжения в городском поселении Советский Советского района ХМАО – Югры в (наименование микрорайонов), в границах (наименование улиц и микрорайона).

 В судебном заседании представитель истца помощник Югорского межрайонного прокурора – Вдовин А.М., уточнил исковые требований, просил суд обязать администрацию городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры устранить нарушения Правил пожарной безопасности на территории поселения и обеспечить наличие наружного противопожарного водоснабжения в срок до (дата).

 Представитель ответчика администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

 Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по (наименование городов и района) Управления надзорной деятельности ГУ (наименование) – ФИО1, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования Югорского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Выслушав объяснения представителя истца помощника Югорского межрайонного прокурора Вдовина А.М., представителя третьего лица ФИО1, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

 В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

 На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

 Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации определяются Федеральным законом «О пожарной безопасности».

 В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

 Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

 В силу ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

 Судом установлено, что на территории городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры требования пожарной безопасности не выполняются.

 В обоснование заявленных требований прокурором представлены акты проверки отдела надзорной деятельности по (наименование городов и района) Управления надзорной деятельности ГУ (наименование) соблюдения администрацией городского поселения Советский требований, установленных муниципальными правовыми актами, требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику.

 Согласно актам (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата), (номер) от (дата) не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров районы поселения: (наименование микрорайонов), граница (наименование улиц и микрорайона).

 В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

 Судом установлено, что районы поселения: (наименование микрорайонов), граница (наименование улиц и микрорайона), не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Ненадлежащее исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

 Возражая относительно исковых требований, представитель ответчика – ФИО2, действующий на основании доверенности, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству пояснил, что в предписании отдела надзорной деятельности по (наименование городов и района) Управления надзорной деятельности ГУ (наименование) установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности: (дата), кроме того, постановлением администрации утверждена муниципальная программа, в бюджет заложены денежные средства, строительство водоемов будет осуществляться поэтапно, большая часть нарушений, указанных в предписаниях, устранена.

 В материалах дела имеется предписание отдела надзорной деятельности по (наименование городов и района) Управления надзорной деятельности ГУ (наименование) (номер) от (дата), в котором указан срок устранения нарушения требований пожарной безопасности в части обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в (наименование микрорайонов), в границах (наименование улиц и микрорайона): (дата).

 Постановлением администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры (номер) от (дата) утверждена муниципальная программа «Защита населения и территории городского поселения Советский от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в городском поселении Советский на 2014-2016 годы», целевыми показателями которой является строительство наружных источников противопожарного водоснабжения, подъездных путей к ним в микрорайонах городского поселения Советский, своевременный ремонт источников противопожарного водоснабжения.

 Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено возражений относительно устранения выявленных нарушений, а также то, что утвержденной муниципальной программой установлен срок ее реализации: 2014-2016 годы, наличие финансового обеспечения муниципальной программы за счет бюджета городского поселения Советский, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до (дата).

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Югорского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности, удовлетворить.

 Обязать администрацию городского поселения Советский Советского района ХМАО – Югры устранить нарушения Правил пожарной безопасности на территории поселения и обеспечить наличие наружного противопожарного водоснабжения в городском поселении Советский Советского района в (наименование микрорайонов), в границах (наименование улиц и микрорайона) в срок до (дата).

 Решение может быть обжаловано в суд ХМАО – Югры через Советский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня его принятия.

 Федеральный судья                    В.Е. Янишевский