ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/2015 от 10.08.2015 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1134/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чита

10 августа 2015 года

Ингодинский районный суд города Читы

в составе председательствующего судьи Порошиной Е.В.,

при секретаре Еремеевой Е.А.,

с участием истца Трухина С.В.,

представителей ответчика Шарапова С.В., Костенко Ю.В., Калашниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Трухина С. В. к Управлению Ф. Р. по Забайкальскому краю о возложении обязанности засчитать периоды службы в календарном и льготном исчислении для назначения пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Трухин С.В. первоначально обратился в суд с заявлением ссылаясь на то, что он с 4 декабря 2012 г. являлся сотрудником УФСИН России по Забайкальскому краю на должности <данные изъяты> Оперативного Управления, с 04.03.2014 г. на должности <данные изъяты> ФКУ ИК -7 УФСИН России по Забайкальскому краю. Приказом начальника Управления ФСИН России по Забайкальскому краю он был уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. «в» ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних деле РФ». Согласно данного приказа выслуга лет по состоянию на 02.12.2014 г. составляет в календарном исчислении 17 лет 8 месяцев 8 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 8 дней. Полагал, что весь трудовой стаж в правоохранительных органах должен рассчитываться исходя из выслуги лет 1 месяц за 1,5. Ответчик посчитал другую выслугу лет, ухудшил его социальное положение, поступив на службу в УФСИН истец себе уменьшил выслугу лет. При увольнении из органов Уголовно- исполнительной системы в 2004 г. выслуга лет в таможенных органах ему была посчитана в полном объеме в календарном и льготном исчислении. При увольнении из таможенных органов и органов наркоконтроля, выслуга лет подсчитывалась ему в полном объеме. Пенсионное обеспечение сотрудников таможни и наркоконтроля регулируются теми же законодательными актами, что и сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно –исполнительной системы. Полагал, что его пенсия за выслугу лет должна составлять не менее <данные изъяты> руб., ему же насчитана пенсия <данные изъяты> руб. Просил засчитать все периоды прохождения им службы в правоохранительных органах в календарном и льготном исчислении согласно имеющегося трудового стажа и согласно трудовой книжки:18 лет 4 месяца 17 дней, в льготном исчислении 9 лет 00 месяцев 22 дня, всего общая выслуга 27 лет 5 месяцев 9 дней. Произвести верный расчет пенсии за выслугу лет 27 лет 5 месяцев 9 дней с соответствующей процентной надбавкой за выслугу лет с установлением пенсии не менее <данные изъяты> руб., произвести перерасчет пенсии в период с 2 декабря 2014 г. согласно общей выслуге лет 27 лет 5 месяцев 9 дней, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Трухин С.В. неоднократно исковые требования уточнял, окончательно просил обязать УФСИН России по Забайкальскому краю для засчитать при назначении пенсии за выслугу лет период службы в календарном и льготном исчислении согласно трудового стажа: с 18.09.1995 г. по 01.11.2001 г. служба в органах внутренних дел непрерывно 6 лет 01 месяц 12 дней, с 20.11.2001 г. по 10.11.2003 г. служба в Читинской таможне непрерывно 01 год 11 месяцев 20 дней, с 24.12.2003 г. по 06.08.2004 г. служба в Уголовно –исполнительной системе непрерывно 00 лет 07 месяцев 10 дней, с 07.08.2004 г. по 23.05.2011 г. служба в УФСИН России по Забайкальскому краю непрерывно 06 лет 09 месяцев 16 дней, с 26.05.2011 г. по 12.04.2012 г. служба в Читинской таможне непрерывно 00 лет. 10 месяцев 16 дней, с 04.12.2012г. по 02.12.2014 г. служба в Уголовно –исполнительной системе непрерывно 1 год 11 месяцев 28 дней, всего выслуга лет в календарном исчислении 18 лет 04 месяца 17 дней, в льготном исчислении 09 лет 00 месяцев 22 дня, общая выслуга лет 27 лет 05 месяцев 09 дней, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Трухин С.В. уточненные исковые требования поддержал, суду дополнительно пояснил, что в связи с тем, что он не работает, его жена также пенсионер, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, неправильно насчитанной маленькой пенсией ему причинен моральный вред.

Представитель ответчика Шарапов С.В. исковые требования не признал, полагал, что истцу верно подсчитаны и исчислены периоды для назначении пенсии.

Представители ответчика Костенко Ю.В., Калашникова Ю.В. исковые требования не признали.

Судом в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено ФКУ Исправительная колония № 7 УФСИН России по Забайкальского края, которое будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явилось, в письменном отзыве возражало против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

На основании приказа –ЛС от 02.12.2014 г. УФСИН России по Забайкальскому края, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ капитан внутренней службы Трухин С.В., <данные изъяты>, уволен из уголовно –исполнительной системы по п «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию)2 декабря 2014 г. Выслуга лет по состоянию на 2 декабря 2014 г. составляет: в календарном исчислении 17 лет 8 месяцев 8 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 08 дней. (л.д.7)

Федеральным законом № 4468 -1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы и их семей» регулируются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы (ч. 1). Советом министров –Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. вынесено Постановление «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы и их семьям в РФ» ( далее Постановление № 941).

Согласно расчета выслуги лет на пенсию из пенсионного дела Трухина С.В. (л.д.25), а также копии трудовой книжки, период с 18.09.1995 г. по 01.11.2001 г. службы в Органах внутренних дел обоснованно включен в стаж для назначения ему пенсии в календарном исчислении и льготном исчислении с коэффициентом 1,5, поскольку в соответствии с п. г ч. 3 Постановления № 941, в выслугу лет для назначении пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы постановлено засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора – в Читинской области для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно –исполнительной системы с 1 января 1988 г.

Согласно трудовой книжки Трухина, в период с 20.11.2001 г. по 10.11.2003 г., а также в период с 26.05.2011 г. по 12.04.2012 г. он проходил службу в Читинской таможне. Вместе с тем в расчет пенсии за выслугу лет взят период с 28.05.2002 г. по 10.11.2003 г., а также период с 25.07.2011 г. по 12.04.2012 г.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Калашникова Ю.В., расчет периода был взят на основании приказа от 28.05.2002 г. и от 25.07.2011 г. о присвоении Трухину специальных званий.

В соответствии с абз. 5 п. 1.1 Постановления № 941, в выслугу лет для назначения пенсии лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с ДД.ММ.ГГГГ, помимо периодов, указанных в ч. 1 настоящего Постановления, засчитываются в календарном исчислении период замещения гражданином должностей в таможенных органах РФ, следственных органах у учреждениях Следственного комитета РФ, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Согласно выписки из приказа ГТК России –А от 28.05.2002 г., Трухину С.В. присвоено первое специальное звание <данные изъяты> таможенной службы с 15.03.2002 г.

В соответствии с приказом ФТС России –А от 25.07.2011 г., Трухину С.В. с 26.05.2011 г. присвоено звание <данные изъяты> таможенной службы.

При таких обстоятельствах в стаж для исчисления пенсии за выслугу лет должен быть включен в календарном исчислении период с 15. 03. 2002 г. по 10.11.2003 г., а также период с 26.05.2011 г. по 12.04.2012 г.

В соответствии с трудовой книжкой, материалов пенсионного дела (л.д.43), в период с 24.12.2003 г. по 23.03.2004 г. Трухин С.В. проходил службу в Уголовно –исполнительной системе в качестве <данные изъяты> оперативного отдела учреждения ИЗ 75/1 Минюста России по Читинской области.

В соответствии с Постановлением № 941 ч. 1 абз. 4 в выслугу лет включается служба в милиции (полиции), исправительно –трудовых учреждениях, в РФ и бывшего Союза ССР засчитывается служба в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава ( в том числе в должностях стажеров).

Поскольку по смыслу указанной статьи, стаж службы в качестве стажера должен засчитываться в календарном исчислении, то истцу правомерно включен период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

Согласно п. г ч. 3 указанного Постановления, в выслугу лет на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца включается служба в исправительно –трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трухин проходил службу в качестве оперуполномоченного оперативного отдела учреждения ИЗ 75/1 УИН Минюста России по Читинской области, то данный период правомерно включен ему в стаж для назначении пенсии за выслугу лет и в календарном исчислении и в льготном исходя из коэффициента 1,5.

В соответствии с трудовой книжкой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трухин С.В. проходил службу в ФСКН России по Забайкальскому краю.

Согласно ч. 1 Постановления № 941, в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам и старшинам, лицам рядового и начальствущего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно -исполнительной системы засчитываются служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава.

При таких обстоятельствах данный период обоснованно включен в стаж пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В соответствии с трудовой книжкой в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трухин С.В. проходил службу в Уголовно –исполнительной системе.

Согласно материалам пенсионного дела, Трухин в период с 04.12.2012 г. по 10.09.2013 г. служил в качестве старшего оперуполномоченного отдела противодействия преступным группам оперативного управления УФСИН России по Забайкальскому края. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> УФСИН России по Забайкальскому краю. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отдела безопасности ФКУ ИК -7 УФСИН России по Забайкальскому краю.

В соответствии с п. г ч. 3 Постановления № 941, в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно –исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в исправительных трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно –исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. ; в центральном и территориальных органах и иных учреждениях уголовно-исполнитльной системы –по перечню предприятий, учреждений и организаций и должностей, утверждаемому с 24.08.1993 Г. Министром внутренних дел РФ, с 1 сентября 1998 г. Министром юстиции РФ.

При таких обстоятельствах данный период службы правомерно был включен в стаж для выслуги лет в календарном и льготном исчислении.

Поскольку расчет, начисление, перерасчет пенсии осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, кадровыми подразделениями УИС, то исковые требования в части конкретного подсчета выслуги лет судом, не подлежат удовлетворению.

Трухин просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, мотивируя требования тем, что в связи небольшим размером пенсии он нервничал, переживал, испытывает нравственные и физические страдания.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

При нарушении имущественных прав гражданина моральный вред подлежит компенсации только в случаях прямо предусмотренных законом.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснил, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (пункт 31).

Истец связывает причинение морального вреда с небольшим размером пенсии за выслугу лет.

В данном случае, данные требования следует отнести к имущественному праву пенсионера, компенсация морального вреда, за нарушение которого возможна только в случае, прямо предусмотренном законом. Закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", закон № 4468 -1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы и их семей» не предусматривают такой компенсации.

На основании изложенного, законных оснований для взыскания в пользу Трухина компенсации морального вреда не имеется.

Доводы истца о том, что в соответствии со ст. 18 федерального закона № 4468 -1 от 12.02.1993 г. время прохождения службы в особых условиях подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего закона в льготном исчислении, суд отвергает.

Согласно ч. 1 указанного закона, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на следующие категории лиц: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, в органах Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы и семьи этих лиц.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 21.01.2014 г. № 10 утвержден перечень должностей сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы. Постановлением Правительства РФ № 95 от 05.02.2013 г. утвержден Перечень особых условий службы сотрудников таможенных органов РФ и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы.

В данных перечнях не содержится должностей, на которых бы проходил службу Трухин С.В.

Как следует из листа расчета его пенсии за выслугу лет (л.д.29), при назначении ему пенсии был учтен районный коэффициент 20%.

При этом ссылка Трухина С.В. суда на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, согласно которой пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, сотрудников таможенных органов, сотрудников органов по контролю за оборот наркотических средств, сотрудников учреждений и органов уголовно –исполнительной системы регулируются одними и теми же законами и стаж для исчислении пенсии исчисляется одинаково, применительно к данному делу правового значения не имеют, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации проверял конституционность части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. В суде указанные правоотношения предметом рассмотрения не являлись.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Управление ФСИН России по Забайкальскому краю зачесть Трухину С. В. для назначения пенсии за выслуг лет следующие периоды службы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в органах внутренних дел в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца

- с ДД.ММ.ГГГГ по 10.11 2003 г. служба в Читинской таможне в календарном исчислении

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Уголовно –исполнительной системе в календарном исчислении

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Уголовно –исполнительной системе в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН России по Забайкальскому краю в календарном исчислении

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Читинской таможне в календарном исчислении

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Уголовно- исполнительной системе в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца

Обязать Управление ФСИН России по Забайкальскому краю произвести перерасчет Трухину С.В. пенсии с учетом указанных периодов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд города Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Порошина Е.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2015 г.