ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/2016 от 23.06.2016 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело №2-1134/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 г. г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Жирниковой В.В.

при секретаре Тереховой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3 , Муниципальное образование Сальский район в лице Администрации Сальского р-на, Администрацию Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области третьи лица Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании подписать охранное обязательство на памятник природы Ростовской области «Приманычская степь»

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3 , Муниципальное образование Сальский район в лице Администрации Сальского р-на, Администрацию Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области третьи лица Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании подписать охранное обязательство на памятник природы Ростовской области «Приманычская степь», указывая на то, что Решением Первомайского районного суда г. ФИО4 – на – Дону от 08.12.2014года, удовлетворено исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об обязании министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области совершить действия направленные на обеспечение надлежащего режима особой охраны памятников природы Ростовской области посредством передачи памятников природы под охрану собственникам, владельцам, пользователям или арендаторам земель, занятых ими, иным лицам путем подписания охранных обязательств.

Определением судебной коллегии по административным делам
Ростовского областного суда от 12.03.2015 решение Первомайского районного
суда г. ФИО4-на-Дону от 08.12.2014 оставлено без изменения, апелляционная
жалоба министерства - без удовлетворения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015 министерству отказано в передаче кассационной жалобы на данные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, решение Первомайского районного суда г. ФИО4-на-Дону от 08.12.2014 вступило в законную силу и все предусмотренные законодательством возможности его обжалования министерством исчерпаны.

Одним из памятников природы Ростовской области, в отношении которых на министерство во исполнение требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора вышеназванным судебным решением возложена обязанность совершить действия, направленные на обеспечение надлежащего режима особой охраны посредством передачи под охрану собственникам, владельцам, пользователям или арендаторам земель, занятых ими, иным лицам путем подписания охранных обязательств является памятник природы Ростовской области «Приманычская степь».

При этом до обращения Ростовского межрайонного природоохранного
прокурора в суд с иском к министерству, а также в ходе судебного разбирательства министерство предпринимало посильные меры в целях обеспечения надлежащего режима особой охраны данного памятника природы Ростовской области.

Министерством установлено, что правообладателем земель, занятых им, являются ФИО1., ФИО2 ФИО3

Данный факт подтверждается выписками из ЕГРП и ГКН.

Министерством в адрес ФИО1ФИО2 ФИО3 направлялись предложения подписать охранное обязательство в отношении памятника природы Ростовской области «Приманычская степь», но данное предложение оставлено без ответа. От ФИО1. в адрес министерства поступило возражение против подписания охранного обязательства (прилагается).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об особо
охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33~ФЗ (далее - ФЗ-33) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Частью 2 статьи 26 ФЗ-33 установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

При этом согласно части 5 этой же статьи объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области на основании указанных положений ФЗ-33 издано постановление администрации Ростовской области «О памятниках природы Ростовской области» от 19.10.2006 №418 (далее - постановление №418).

Данным постановлением №418 объявлены памятниками природы Ростовской области природные объекты и комплексы, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями областного значения, утверждены границы памятников природы Ростовской области, утверждено положение о режиме охраны памятников природы Ростовской области, утверждена форма охранного обязательства на памятник природы Ростовской области.

Пунктом 38 постановления №418 памятником природы Ростовской
области объявлен «Приманычская степь».

Частью 3 статьи 26 ФЗ-33 установлено, что передача памятников
природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье
ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и
других документов осуществляются исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 27 ФЗ-33 собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пунктом 3 Положения о режиме охраны памятников природы Ростовской области (далее - Положения), утвержденного постановлением №418, установлено, что режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 4 названного Положения при передаче памятника природы под охрану лицам, указанным в пункте 3 Положения, Министерством оформляется, а указанными лицами подписывается охранное обязательство. Соответствующая информация о принятии обязательств по охране памятника природы Ростовской области закрепляется в паспорте памятника природы.

В соответствии с пунктом 7 Положения копии паспорта памятника природы выдаются в установленном порядке собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, физическим и юридическим лица: взявшим на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, соответствующим органам местного самоуправления.

Как указано выше, ответчики являются правообладателями земель, занятых памятником природы Ростовской области «Приманычская степь».

При этом от подписания охранного обязательства ответчики уклоняются
или отказываются, что свидетельствует о нарушении положений статьи 27 ФЗ-
33 и пунктов 3 и 4 Положения.

В связи с вышеизложенным, просили суд: обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 подписать охранное обязательство на памятник природы Ростовской области «Приманычская степь» и возвратить охранное обязательство в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в течение десяти дней со дня его получения.

Представитель истца в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует приобщенное к материалам дела судебное уведомление. Не явка представителя не препятствует рассмотрению дела по существу по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик ФИО1., явился в судебное заседание, исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме. Суду объяснил следующее: земельные участки, собственником которого он является и находящийся у него в аренде не имеют обременений. Границы памятника природы определенные картометрическим методом не совпадают с границами его земельных участков № 385 и № 391 площадью 3,8 га каждый.

Ответчики ФИО2 ФИО3 , Администрация Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области не явились, извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует приобщенное к материалам дела судебные уведомления. Не явка представителя не препятствует рассмотрению дела по существу по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ, ответчик.

Представители ответчика Муниципального образования Сальский район в лице Администрации Сальского р-на, ФИО5 , ФИО6, явились в судебное заседание, исковые требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Сославшись на следующие обстоятельства.

Администрацией Сальского района на основании запроса от 31.10.2014 года № 28-02-04.5.5.25-1/2420 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области была направлена информация (письмо от 21.11.2014 № 95.1/1173) о правообладателях земельных участков на которых находятся памятники природы. Данным письмом было сообщено, что в границы памятника природы «Приманычская степь» попадают следующие земельные участки с кадастровыми номерами:

- правообладатель ООО «Бараниковское», руководитель ФИО7;

- правообладатель ФИО2,

- правообладатель ФИО1 обременение в пользу лица - ООО «Манычское»;

- правообладатель ФИО8 обременение в пользу лица - ООО «Манычское» руководитель ФИО1

- правообладатель ФИО1.

Памятник природы «Приманычская степь» утвержден постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 № 418 «О памятниках природы Ростовской области». Паспорт памятника природы утвержден комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 03.03.2011 № 2. Согласно которому вышеуказанные землепользователи попадают в границы памятника природы. Границы памятника природы отмечены в зоне с особым использованием (Приложение выкопировка из «Публичной кадастровой карты»).

22.12.2014 Администрацией Сальского района, как правообладателем земельных участков в границах памятника природы государственная собственность на которые не разграничена, подписано охранное обязательство на памятник природы Сальская степь, третий экземпляр которого передан Администрации Екатериновского сельского поселения Сальского района. Таким образом, Администрацией Сальского района исполнена обязанность, установленная требованиями части 2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

На основании изложенного, Администрация Сальского района просит принять решение в соответствии с действующим законодательством, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом баланса интересов сторон (л.д. 61-62 ).

Представители 3-их лиц Управления Росреестра по Ростовской области, Природоохранный прокурор в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом, неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам дела в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, в иске истцу следует отказать

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 25 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 58 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Статья 26 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Как следует из пункта 3 статьи 10 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пункт 3 статьи 26 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет содержание деятельности органов государственной власти, осуществляемой при объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - ООПТ. В частности, установлено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. При этом предусмотрено, что передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на территории Сальского района находится памятник природы «Приманыческая степь».

Данный памятник природы утвержден постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006г. № 418 «О памятниках природы Ростовской области» Паспорт памятника природы утвержден комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 03.03.2011 №2.

Распоряжением комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 03.03.2011 г. №2 утвержден Паспорт памятника природы Ростовской области «Приманыческая степь», объявленного памятником природы Ростовской области в соответствии с постановлением правительства Ростовской области 19.10.2006 г. № 418 «О памятниках природы», согласно Паспорта памятника природы местоположение памятника указано: <адрес>.( л.д. 68-79 )

В ходе исследования судебных доказательств представителем Администрации Сальского р-на было указано на то, что Памятник природы «Приманычская степь» утвержден постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 № 418 «О памятниках природы Ростовской области». Паспорт памятника природы утвержден комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 03.03.2011 № 2. Согласно которому вышеуказанные землепользователи попадают в границы памятника природы. Границы памятника природы отмечены в зоне с особым использованием (Приложение выкопировка из «Публичной кадастровой карты»).

22.12.2014 Администрацией Сальского района, как правообладателем земельных участков в границах памятника природы Балка Хлебная государственная собственность на которые не разграничена, подписано охранное обязательство на памятник природы Сальская степь, третий экземпляр которого передан Администрации Екатериновского сельского поселения Сальского района. Таким образом, Администрацией Сальского района исполнена обязанность, установленная требованиями части 2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Согласно сведениям, содержащимся в справочно-информационном сервисе «Публичная кадастровая карта» памятник природы приходятся на земельные участки с кадастровым номером: ; указанный участок передан в собственность ФИО1, ФИО2 , ФИО3 , ( л.д. 78-79).

На основании ч. ч. 2, 3 ст. 27 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Исходя из положений ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обосновании предъявленных требований, возражений, представитель истца не явившись в зал судебного заседания не пожелал воспользоваться своим правом предоставить суду какие-либо доводы в опровержение установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств данного дела, заявлять ходатайства относительно круга лиц заинтересованных лиц участвующих в деле, а равно о привлечении к участию в деле соответчика, а также уточнению исковых требований, предоставленных ему положениями ст. 39 ГПК РФ, суд приходит к выводу в удовлетворении требований истцу об обязании подписать охранное обязательство на памятник природы следует отказать
(ст. 196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3 , Муниципальное образование Сальский район в лице Администрации Сальского р-на, Администрацию Екатериновского сельского поселения Сальского района Ростовской области третьи лица Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании подписать охранное обязательство на памятник природы Ростовской области «Приманычская степь», отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 24.06.2016 г.

Председательствующий В.В. Жирникова